Вяземская епархия Русская Православная Церковь
По благословению Преосвященнейшего Сергия,
епископа Вяземского и Гагаринского

История храма – история села

Эти снимки были сделаны во время Великой Отечественной войны кем-то из немецких солдат, но благодаря им мы сегодня можем представить, как выглядела церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Дентялово Батуринского, а затем Холм-Жирковского района.

Дентялово – одно из древнейших сел нашего района.  В 1634 году, когда оно входило в состав Речи Посполитой, упоминается Дентяловская церковь Святой Пятницы. «Наследие» этой церкви – колокол с надписью «Устроен в Денятловскую Пятницкую церковь в лето 7196-е» (1688 год) – находился на колокольне еще и в 20 веке.

В сельце Дентялово в 1711 году строится  старанием приходских людей вторая деревянная церковь во имя святой великомученицы Параскевы, нареченной Пятницы. Официально она была закрыта в 1849 году, но есть сведения, что она существовала и в 1876 году.

В 1847 году  помещик, отставной поручик Василий Петрович Буславский с помощью прихожан строит третью уже по счету деревянную церковь на каменном фундаменте. Освещена она была во имя Трех Святителей.

Церковь эта была устроена не очень качественно, холодная, бедная. Протоиерей Николай Медведков и церковный староста, крестьянин из деревни Батурино Григорий Герасимов начинают сбор средств на устройство новой церкви. История её строительства и занимательна, и поучительна. Денег на строительство было собрано недостаточно. Священник Николай Медведков  нашел выход: изготавливать хозяйственным способом кирпич,  он продается, и деньги идут на наем рабочих, частью на новый кирпич. Расчет оказался верным, но  времени на это понадобилось очень много.  В  мае 1893 года деревянная церковь с колокольнею были разобраны и начались работы по строительству храма во имя святой мученицы Параскевы, а священник Медведков за счет своих средств приобретает иконостас для будущей церкви.

Торжественное освящение храма, а вместе с ним и празднование 35-летия священнической деятельности отца Николая прошли 29 ноября 1899 года. По свидетельству современников, народу собралась такая масса, что «вновь устроенный просторный храм и половину не мог вместить богомольцев, не успевших войти в теплый храм,  многие стояли в холодном летнем храме».

Вместе с прихожанами собрались и дети священника – Иван Николаевич, кандидат Санкт-Петербургской духовной академии, преподаватель Смоленского епархиального женского училища, Михаил Николаевич – священник села Брызгаловка Гжатского уезда.

Каменный теплый храм с каменной же колокольней  стал двухпридельным – северный  был освящен во имя Святителя Николая, а южный – во имя великомученицы Параскевы. Главный деревянный храм во имя Трех Святителей существовал  до 1901 года, когда по инициативе все того же протоиерея Николая Медведкова и церковного ктитора Григория Герасимова  строится каменный храм во имя Успения Божией Матери. Так и вышло, что новый храм стал пятипридельным.

Величественный пятиглавый каменный храм Успения Божией Матери был закрыт постановлением исполкома Смоленской области №2376 от 22 ноября 1938 года.

Как писал в своих записках священник Михаил Медведков в начале 20 века: «До 1800 года приход села Дентялово по территории был очень обширен. В 1801 году половинная часть была отделена ко вновь устроенному селу Батурину. В 1889 году из прихода села Дентялово была отделена вся залесская часть, около 600 душ мужского пола, к вновь устроенному селу Ново-Александровскому.

Все прихожане православные, великороссы. Занимаются земледелием. В прежнее время в районе Дентяловского прихода было много помещичьих домов и владений, тут были имения господ Рачинских, Буславского, заслуженного кавалера Егора Егоровича Сафьянникова, Романовского и других. В настоящее время все их земельные владения перешли в руки крестьян. В последние десять лет прихожане начали усиленно заниматься посевом льна, стали насаждать сады.

Реки и речки

Речка Дентяловка вливается в реку Лютею, которая, протекая около  семи верст, впадает в известный «Свитский мох». Река Лютея протекает по земле владельцев села Дентяловка,  и орошает часть церковной земли, служа в тоже время  урочищем или границей церковной земли.

В приходе села Дентялова имеется друга река – Кокошь, впадающая в реку Вопь.

В церковной ризнице хранится один потир, оловянный, очень древний.

Наименование села (Из церковно-приходской летописи, составленной моим покойным отцом, протоиереем Николаем Медведковым)

Село Дентялово можно произвести из слова «день» и древнеславянского «тял», что значит «прошел, ушел». Прошел день, или переносно – вышел свет. По самому значению названия села можно думать, что первый основатель его, среди дремучих  лесов и непроходимых болот построивши церковь, дал такое название селу. И потому едва ли село получило название от ручья, а вернее ручей от села».

Николай Алексеевич Медведков прослужил в Дентялове около сорока лет, оставив после себя добрую память. Его прихожане, когда праздновалось 35-летие его служения в селе,   подарили ему в знак признательности икону Смоленской Божией Матери.

В 1863 году в его семье родился сын Николай. Он окончил Бельское духовное училище, Смоленскую духовную семинарию, Санкт-Петербургскую духовную академию, откуда вышел в 1890 году кандидатом богословия.

Преподавал в Смоленском епархиальном училище, а затем  много лет служил помощником смотрителя Бельского духовного училища. В «Смоленских епархиальных ведомостях» №20 за 1901 год читаем: « коллежский советник, сын протоиерея Смоленской губернии. Имеет орден Станислава 3 степени. Холост».

В 1917 году Николай Николаевич Медведков был избран от мирян Смоленской губернии на Поместный Собор Русской Православной церкви, на котором решался вопрос о восстановлении Патриашества.

Собор проходил в условиях, когда к власти в стране пришли большевики, и начались гонения на священнослужителей и верующих мирян. На Соборе создается специальная комиссия, которая призвана была собирать всю информацию о гонениях, репрессиях в отношении верующих и священнослужителей. В состав комиссии вошел и Николай Николаевич Медведков.

После 1918 года судьба его неизвестна.

По всей видимости,  этой ветви семьи священников Медведковых принадлежит и святой праведный Алексий Южинский (Медведков). Его отец Иоанн Алексеевич родился в селе Батурино, как и  протоиерей Николай Алексеевич Медведков.

В селе Дентялово родилось немало интересных людей.  Александр Николаевич  Яблонсий ( 1861 г. – 4 февраля 1912 .) служил  законоучителем  Смоленского городского женского училища, совершал богослужения на латышском языке в Нижнее-Благовещенской церкви Смоленска для православных латышей.

Николай Иванович Кибовский – педагог, философ. Его жизнь нашла отражение в недавно изданном в Смоленске сборнике документов  «На пути просвещения»: История России конца XIX – первой трети  XX века в судьбах педагогов», вышедшей в серии «Библиотека журнала «Край Смоленский». На презентации сборника присутствовал и правнук Николая Ивановича —  Александр Владимирович Кибовский, министр культуры правительства Москвы.

Еще один уроженец села,  Николай Кибовский стал профессором Темирязевской сельскохозяйственной академии в Москве. В 20-е годы он выдвинул проект строительства на базе  торфяников Свитский Мох большой электростанции для электрофикации всего прилегающего к болоту региона.

В начале 20-х годов в селе создается Дентяловское мелиоративно-торфяное кооперативное товарищество «Свитский мох», а также Дентяловское машинно-электрификационное кооперативное товарищество «Новый путь землероба». На местном торфе работала небольшая электростанция, ее энергии хватало, чтобы электрифицировать село Дентялово и соседнее село Батурино.

Сейчас Дентялово – умирающая деревенька в Батуринском сельском поселении Холм-Жирковского района. В ней живут лишь супруги Валентина Николаевна и Александр Иосифович Гарцевичи. Деревенька на стыке трех районов – Холм-Жирковского, Духовшинского и Бельского района Тверской области. В какую сторону не пойдешь – везде бездорожье.

Валентина Николаевна и Александр Иосифович, как могут,  сохраняют историю своего села, своей семьи. Много лет они занимались цветоводством, даря людям радость.

Галина Яковлевна Цветкова, журналист, краевед