Вяземская епархия Русская Православная Церковь
По благословению Преосвященнейшего Сергия,
епископа Вяземского и Гагаринского

Монастыри Вяземской земли 1917-2017 гг.

Западный форпост Московского княжества — Вяземская земля на протяжении второго тысячелетия от Рождества Христова многократно несла на себе обязанность и честь быть православным воином в защите земли русской от духовной, военной и политической экспансии западных соседей. Монастыри как оборонительные сооружения и духовные крепости известны здесь с первых веков христианства на Руси. В рукописном житии (предположительно ХIХ век) преподобного Аркадия Вяземского (ХI век) упоминаются, Верхне-Спасский на Московской дороге и Нижне-Спасский в городской крепости монастыри, существовавшие в то время.

В начале ХХ века на Вяземской земле было три мужских, и семь женских монастырей (два из них сейчас находятся на территории Московской области).    В  2017 году в Вяземской епархии действуют один мужской и два женских монастыря.

   Вяземский Иоанно-Предтечев монастырь, основан преподобным Герасимом Болдинским, который в 1535 г. с учеником своим Симеоном «поставил к западу от города Вязьмы, на высоком холме, недалеко от реки Бебри келью и начал подвизаться на поприще духовной жизни».(1) За несколько лет вокруг праведников собралось много братии. Они строили келии рядом и оставались в послушании у прп. Герасима. В начале 1542 г. преподобный Герасим отправился в Москву, где испросил благословения и грамоты на устроение церкви и основание обители у «Государя Великого Князя Иоанна

Васильевича и митрополита Макария». Возвратившись в Вязьму, преподобный Герасим немедленно приступил к возведению деревянного храма в честь Предтечи, Крестителя Господня, Иоанна. Уже в 1542 г. трудами монастырской братии и «доброхотным пособием некоторых боголюбивых окрестных поселян»  был возведен и освящен храм. С тех пор обитель по имени главного престола называется Предтечевой, а по городу Вяземской.(16) Располагался монастырь поблизости от Старой Смоленской дороги. На протяжении столетий монастырь посещали известные государственные и церковные деятели России: 1566 г. – царь Иоанн IV Васильевич Грозный, 1598 г. – царь Борис Феодорович Годунов, 1619 г. – митрополит Ростовский и Ярославский Филарет (будущий патриарх); 1654 г., 1655 г., 1656 г., 1657 г. – царь Алексей Михайлович; 1656 г. – святейший патриарх Никон; 1663-1684 гг. святитель Питирим Тамбовский; 1800-1803гг. —  преподобный Макарий Алтайский (учился в духовном училище); 1918 г. – священномученик Макарий (Гневушев), 1993 г. – Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II, 2015 г. — Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В 1739 г. при монастыре была учреждена Крутицкая семинария, переведенная в 1744 г. в Москву в Покровский монастырь (до 1764 г. Вязьма со всем ее округом входила в состав Крутицкой епархии). С 1745 г. при монастыре было устроено училище для детей духовенства, просуществовавшее до 1918 года. С 1665 по 1742 гг. монастырь имел подворье в Москве в приходе церкви Космы и Дамиана на Покровке. Монастырь был разорен в 1812 г., восстановление шло более тридцати лет.

В начале ХХ века в обители действовали три каменных храма: соборный в честь иконы Божией Матери Одигитрии, с приделами в честь Иоанна Предтечи и Симеона Богоприимца, построенный в 1635-1638 годах; надвратный храм в честь Вознесения Господня с колокольней, построенный в 1650 году, теплый храм во имя иконы Знамения Божией Матери с приделом в честь святителя Николая Чудотворца, построенный в 1750 году. Были настоятельские и братские каменные кельи, двухэтажный гостиничный корпус, монастырь был обнесен каменной стеной. Обитель относилась ко второклассным, необщежительным, число братии около десяти. В 1912 г. в монастыре проведены исследования известным русским архитектором-реставратором П.Д.Барановским, материалы которых легли в основу реставрационных работ 1970-1980 гг. Решением исполкома горсовета в августе 1929 храмы монастыря отобраны у верующих, оставшиеся монахи выселены или арестованы, имущество разграблено. Впоследствии в монастыре размещалась спичечная фабрика, цеха общества слепых, пивоваренный завод.

К 1989 г. в монастыре были отреставрированы фасады храмов Одигитрии и Вознесения, частично восстановлена монастырская стена и гостевой корпус. В конце 1980-х годов вязьмичи неоднократно обращались к церковным и светским властям всех уровней с просьбой открыть мужской монастырь на историческом месте. Были собраны тысячи подписей жителей города. В июне 1990 года решением Священного Синода Вяземский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь был открыт. Со дня открытия братия стала заниматься издательской и просветительской деятельностью. В 1994 г. при монастыре был создан Центр духовного просвещения, проводилась большая работа со школьниками близлежащих школ и прихожанами. Храм Вознесения Господня был освящен 11 августа 1991 года. В 1995 г. монастырь был преобразован в женский. В 2001 году 12 августа митрополитом Кириллом был освящен главный престол храма Одигитрии. (2) В настоящее время в монастыре ежедневно совершается Божественная Литургия.

    Гжатский Колочский Успенский мужской монастырь, историческое название и Свято-Успенский Колоцкий женский монастырь, современное название, основан в 1413 г. князем Андреем Дмитриевичем Можайским, по случаю явления на реке Колочи иконы Божией Матери. Монастырь стоял вблизи Старой Смоленской дороги. До 1609 г. в монастыре было два каменных храма: Успения Пресвятой Богородицы с приделами святителя Николая Чудотворца и Богоявления Господня; храм святителя Алексия митрополита Московского под колокольней. В 1612 г. обитель была сильно разрушена и пребывала в сильном запустении долгое время. В 1724 г. монастырь был приписан к Новоспасскому монастырю Москвы. В 1764 г. монастырь был причислен к третьему классу. В 1785 г. была построена каменная ограда, в 1794 г. обновлен Успенский собор с приделами святителя Николая и пророка Илии. С 1787 г. монастырь перешел в ведение Смоленской епархии. В 1812 г. находился в эпицентре Бородинского сражения. В нем размещалась ставка фельдмаршала М.И.Кутозова (20-21 августа, с. ст.), а затем штаб Наполеона. При отступлении французы разграбили монастырь, сожгли все деревянные постройки. В 1818 г. монастырь посетил Государь император Александр I, а в  1837 г.  цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II). В начале ХХ века монастырь относился к разряду третьеклассных, необщежительных. Число братии невелико. В обители находилась чудотворная икона Божией Матери Колочской.

После закрытия монастыря в двадцатые годы Успенский собор стал приходским храмом и действовал до 1934 г. В селе Колоцкое стали селиться насельницы других закрытых монастырей. После закрытия храма чудотворный образ Колочской Божией Матери был перенесен в Гжатск (ныне Гагарин). В конце 30-х годов ХХ века территоря, где расположен Колоцкий монастырь отошла к Московской области.

В 1993 г. уцелевшие здания обители были переданы в ведение Спасо-Бородинского

монастыря для устроения подворья. В келейном корпусе была обустроена домовая церковь с престолом во имя преподобномученицы Елисаветы. В 1997 г. решением Священного Синода был открыт Успенский Колоцкий женский монастырь. Продолжаются реставрационные и ремонтные работы в Успенском храме, налаживается монастырское хозяйство.  На месте обретения чудотворной иконы над святым источником установлена деревянная надкладезная часовня. Возобновлен крестный ход от монастыря к святому источнику в день празднования Колочской иконы Божией матери (22 июля, н.ст.). В июле 1999 г. монастырь посетил Святейший патриарх Алексий II.(3) В настоящее время в монастыре несут послушание пятнадцать насельниц.

   Сычевский Казанский мужской монастырь основан в1864 г. Расположен на левом берегу реки Вазузы, в полутора километрах от города. В монастыре было три храма: во имя Казанской иконы Божией Матери, с приделами в честь прп. Сергия Радонежского и Св. Николая Чудотворца; во имя Федоровской иконы Божией Матери с приделом в честь прп. Антония и Феодосия Печерских; и домовая церковь во имя Архангела Михаила. В начале ХХ века братия монастыря была многочисленна (до 500 человек), основное послушание братии было чтение «Псалтири». Закрыт монастырь в двадцатые годы ХХ века. К началу ХХI века материальных следов от монастыря не осталось.

Князь-Владимирский мужской монастырь. Вновь основан и открыт в 2015 году. Монастырь находится на истоке Днепра. Освятил открытие монастыря Святейший патриарх Кирилл Московский и всея Руси 28 июля 2015 года. Святейший патриарх Освятил Владимирский храм монастыря и часовню на истоке Днепра.

  Вяземский Аркадиевский девичий монастырь. В 2017 году исполнилось 185 лет со дня открытия монастыря (открыт 1 октября (с.ст.) 1832 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, на базе общины сестер упраздненного в 1779 г. Вяземского Ильинского девичьего монастыря). В 1780 г. сестрам общины было разрешено поселиться у древнего храма Всемилостевейшего Спаса, приписанного к Троицкому собору. Место расположения храма было очень живописным, на высоком холме над рекой Вязьмой. По преданию, здесь совершал свои молитвенные подвиги преподобный Аркадий Вяземский, а впоследствии находился «нижний Спасский монастырь». Основательницей общины была Наталья Павловна Кириллова, прожившая первую треть своей жизни в Ильинском монастыре, а затем посвятившая 68 лет жизни становлению Аркадиевского монастыря, став его первой настоятельницей. В 1833 г., в возрасте девяносто двух лет она была пострижена в монашество с именем Нимфодора и назначена настоятельницей монастыря, которым управляла до 1847 года. Умерла Матушка Нимфодора на сто девятом году жизни. По смерти первой настоятельницы в обитель была назначена игуменией казначея Вознесенского Смоленского монастыря монахиня Августа из рода князей Ширинских-Шихматовых, родственница иеромонаха Аникиты, основавшего Ильинский скит на Святой горе Афон. Игумения Августа пожертвовала все свое имение на строительство монастыря. При ней был расширен соборный храм, к которому с севера были пристроен двухэтажный придел с престолами во имя Покрова Пресвятой Богородицы и иконы Ахтырской Божией Матери. Монастырь был обнесен каменной стеной. Игумения Августа организовала при монастыре училище для девочек.

На начало ХХ века в Аркадиевском монастыре несли послушание более ста восьмидесяти насельниц.(4) Обитель относилась к разряду не штатных, общежительных. Сестры преподавали в монастырской школе, занимались рукоделием (вышивкой), огородничеством, садоводством – при монастыре был замечательный розовый сад. Монастырь закрыт в 1918 г., шести престольный Спасский храм закрыт в 1929 г.

В начале ХХI века из монастырских построек остались храм Всемилостевейшего Спаса, в котором находилась городская библиотека, здание богадельни, в котором размещался литературный салон, хозяйственный корпус с просфорней и погребами, принадлежащий в настоящее время частным лицам. Частично сохранилась монастырская стена со Святыми воротами и одна из башен ограды. В 2017 году здание Храма Всемилостивейшего Спаса передано Вяземской епархии, образованной в 2015 году.

    Женская община во имя иконы «Всех скорбящих радость», основана в 1901 году,

вдовой крестьянина Анастасией Федоровной Кудряшовой, в сельце Булгаково ныне

Темкинский район. Для устроения обители А.Ф. Кудряшова пожертвовала около 27 га. земли и мукомольную мельницу на реке Воре и все принадлежащие ей жилые и хозяйственные постройки. В 1902 г. в общине был построен храм в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радость», двухэтажный келейный корпус, в котором проживали более сорока насельниц. Строились помещения приюта для глухонемых детей. (5) В наше время из материальных следов от этой обители можно увидеть старый монастырский липовый парк.

Ризская женская община, основана в 1911 году в имении дворян Энгельгардов Ризское под Вязьмой. Это имение было куплено «купеческой дочерью» Зинаидой Николаевной Вашковой для открытия в нем женской общины. В имении был домовой храм в честь Положения Ризы Господней (освящен 6 ноября 1774 г.), поэтому, обращаясь к священноначалию, Зинаида Николаевна просила назвать общину «Ризоположенской», а «так как она желала открыть общину и в память избавления от потопления во время плавания на «Штандарте» в Финляндских походах в 1907 году 29 августа Государя Императора и всего Его Августейшего семейства, просила усвоить наименование сей общине «Алексеевской» в честь Св. Алексия имя коего носит наследник цесаревич и Великий князь Алексий Николаевич».(6) Архимандрит Вяземского Иоанно-Предтечева монастыря Дионисий в рапорте на имя преосвященного Феодосия, епископа Смоленского от 16 мая 1911 г. отмечал, что местность для устроения монастыря «возвышенная, сухая, здоровая, окружена с трех сторон проточной водой, лесистая, уединенная. …постройки по своей прочности и массивности напоминают здания древнего монастыря. Семь зданий каменных, устроенных в 1768 году и весьма хорошо сохранились».(7) Зинаида Николаевна Вашкова кроме движимого и недвижимого имущества, находящегося в имении Ризское, передавала монастырю 52 дес. 1040 саж. (около 53 га земли). Крестьянская девица Ксения Дементьева пожертвовала монастырю 12 дес. (более 13 га.) земли, на которой произрастал смешанный лес.(8)  Указом Государя Императора от 5 июня 1912 г. Ризская Алексеевская община было утверждена. В это время в ней проживало 56 насельниц. Закрыта обитель в 1928 г.

В настоящее время об обители напоминают развалины храма и остатки фундаментов некоторых построек.

    Иверская женская община основана вероятно в начале ХХ века в селе Малое Азарово (Зеленая Горка) в километре от села Ахтырка, ныне Пигулино. О том что в живописном месте, на высоком холме,  у подножия которого протекала река Вязьма стоял монастырь, местные старожилы помнили, но найти документальных подтверждений этому не удавалось. Сейчас нам известен всего один документ, в котором упоминается эта обитель. Это письмо начальника управления Бельской уездной милиции начальнику управления Вяземской уездной милиции, к которому приложено соглашение. Соглашение составлено 30 апреля 1921 г. «…между гражданами Коммуны Иверской общины и Бельским Совдепом». От общины соглашение подписал: «Священнослужитель Иверской церкви Смоленского Троицкого монастыря иеромонах Мартиниан». (9)

К 2017 году от монастыря материальных следов не осталось. Срыт даже высокий холм, на котором красовалась обитель. Теперь здесь котлован из которого берут песок.

    Ново-Покровский Владимиро-Екатерининский женский монастырь. Каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом великомученицы Екатерины в селе Ново-Покров Гжатского уезда был построен в 1820 году, на правом высоком берегу реки Москвы, на средства графа Петра Андреевича Ефимовского.(10)

В июне 1893 года московская мещанка Екатерина Алексеевна Терихова  обратилась с прошением на имя преосвященного Гурия (Охотина), епископа Смоленского и Дорогобужского разрешить открыть женскую общину в ее имении при селе Ново-Покровском Гжатского уезда, находившемся в 35 верстах от уездного города (37,34 км.) и в 20 верстах (21,2 км.) от станции Уваровской, Московско-Брестской железной дороги. Она объясняла, что целью создания общины, на правах женского монастыря, являлось ее желание увековечить память «благополучно царствующего Государя Императора Александра Александровича и чудесное спасение от опасности в Японии Наследника Его Цесаревича Николая Александровича». Е.А.Терихова просила назвать общину «Владимирскою», в честь Владимирской иконы Божией Матери. В трудные минуты своей жизни и во времена радости она с особенным усердием обращалась с молитвой к чудотворной иконе Владимирской Божией Матери. Устроительница монастыря пожертвовала для устройства общины два участка земельных угодий: первый, при селе Покровском, и второй, в пустоши Столбиной, всего 555 десятин 168 кв. сажен земли (556 га.) «пахотной, луговой, сенокосной и под строевым и дровяным лесом, со всеми находящимися на этой земле жилыми и хозяйственными постройками, большей частию каменными» и просила назначить ее попечительницей. Эта земля была свободна от всяких «исков, споров, взысканий и недоимок» и достаточна для обеспечения существования общины. Попечителями общины были также и ее сестры Пелагея, Анна и брат Иван Алексеевичи Териховы. 3 февраля 1895 года в Святейшем Синоде слушали представление преосвященного Гурия. К этому времени император Александр III скончался и на престол вступил Николай II. Поэтому община учреждалась уже «в память в Бозе почившаго Государя Императора Александра Александровича и чудеснаго спасения ныне благополучно царствующаго Государя Императора Николая Александровича». Было решено учредить при селе Ново-Покровском женскую Владимирскую общину с числом сестер которое она сможет содержать. Назначить попечительницей общины Терихову Е.А., а после ее смерти вышеназванных родственников. Для совершения богослужений в церкви общины направлять священников  из соседних приходов. Об учреждении общины напечатать в Церковных Ведомостях и Правительственном Вестнике. Определение Синода пропущено к исполнению 11 февраля 1895 года. (11) Определение Святейшего Синода об учреждении Владимирской общины напечатано в Официальном отделе Смоленских епархиальных ведомостей в марте 1895 года.(12)  Первой начальницей общины назначена монахиня Серафима, бывшая насельница Московского Страстного монастыря. Владимирская община была устроена в 10 саженях от действующей Покровской церкви. В конце 19 века в ней служил священник Григорий Николаевич Каверзнев. В сельской церковно-приходской школе учились 78 детей.

Весной 1895 года был заложен каменный фундамент деревянного храма в честь иконы Знамения Божией Матери. 17 сентября 1896 года храм был торжественно освящен преосвященным Никанором (Каменским), епископом Смоленским и Дорогобужским. На построение храма, устройство иконостаса и приобретение утвари Е.А.Терихова пожертвовала около 17 тысяч рублей. Освящение произошло при большом стечении народа. На всенощном бдении и литургии пел хор из Московского Страстного монастыря. Епископ Никанор благословил в монастырь икону Божией Матери, привезенную из Соловецкого монастыря. При осмотре территории владыка Никанор благословил место для возведения соборного храма обители. Богослужение в общине совершал священник о. Иаков Попов.(13) В 1896 году Московским купцом Сергеем Кирсановым, членом общества хоругвеносцев Троицкого Посада в общину была пожертвована икона святителя Феодосия Углицкого, Черниговского чудотворца, с частицей мантии этого угодника Божия, полученной при обретении его мощей 9 сентября 1896 года. Во время молебна святителю Феодосию во Владимирском храме в октябре 1896 года крестьянка деревни Ульяново Ново-Покровской волости Евдокия Волкова получила исцеление от зубной боли.

В начале ХХ века община духовно и материально укрепилась. Указом Святейшего Синода, от 31 марта 1907 года № 3926, Владимирская женская община обращена в общежительный женский монастырь с присвоением ему наименования Владимирско-Екатерининского, с таковым числом инокинь, какое обитель в состоянии будет содержать на свои средства. При монастыре был  открыт штат причта из священника и псаломщика, с отнесением содержания их исключительно на местные средства.(14) В Епархиальных ведомостях опубликовали информацию о вакантных местах и вскоре причт в обители был укомплектован. Священник получал от монастыря квартиру, жалованья 320 рублей в год и земельный участок 3,5 десятины.  По ходатайству преосвященного Петра (Другова), епископа Смоленского и Дорогобужского, указом Святейшего Синода, от 23 августа 1907 года № 9568 в должности настоятельницы новооткрытого Владимиро-Екатерининского монастыря, с возведением в сан игуменьи была утверждена, единогласно избранная сестрами, бывшая начальница общины монахиня Серафима.(15)

В начале ХХ века при монастыре действовало две школы, в которых обучалось более ста учеников. В феврале 1913 года монастырь праздновал 300-летний юбилей царствования Дома Романовых. Он прошел под покровительством игумении Владимирского монастыря Серафимы, священника Покровского храма М. Лызлова и при участии монастырского священника Михаила Клитина. Перед началом литургии был совершен крестный ход с иконой Владимирской Божией Матери. В 7 часов вечера  собрались учащиеся обеих школ и все прихожане. Перед ними выступил хор девочек под руководством регентши монастыря монахини Наталии, а также проведен патриотический литературно-вокальный вечер силами учащихся этих школ.(16) Монастырь закрыт в 1928 г. Сестры и игумения подверглись гонениям. В начале октября 1928 года был ликвидирован Гжатский уезд. Территория вошла в Вяземский уезд. В октябре 1929 года образована Западная область с центром в городе Смоленске. Тогда же на части территории бывшей Московской губернии и Гжатского уезда был создан Уваровский район. В мае 1930 года Уваровский район Вяземского округа Западной области передан в Московскую область, а с ним и село Ново-Покровское.

В начале ХХI в селе Новопокров все монастырские постройки утрачены.  В сохранившемся монастырском храме во имя Покрова Пресвятой Богородицы с 2000 открыт приход.(17)

Свято-Троицкий женский монастырь в Вяземском уезде основан как община в 1898 году священником Павлом Троицким. Как писал епископ Смоленский и Дорогобужский Петр, Священному Правительствующему Синоду: «… поступив священником в приход села Леонтьево, он (о. Павел) обратил свое пастырское внимание на селения, удаленные от приходской церкви и школы на 10 верст, в центре их он устроил школу, приезжая в которую для занятий, поближе знакомился с духовной стороной не только детей, но и родителей. Видно было, что отдаленность храма и редкое его посещение наложили печать

духовного усыпления, он всеми силами старался вывести народ из такого состояния: ездил в забытый край весьма часто, вел собеседования, приучал народ к общему духовному пению, образовал постоянный женский хор, совершал всенощное бдение сначала под открытым небом, под прикрытием трех щитов».  Желающих участвовать в Богослужениях, совершаемых отцом Павлом, и присутствовать на его внебогослужебных собеседованиях становилось все больше, так что через полгода о. Павел на собранные пожертвования на земле пожертвованной Вяземской купчихой Анной Яковлевной Паниной (47 десятин) приступил к строительству храма. В течение года был выстроен большой двухэтажный корпус, второй этаж которого занимала церковь престол, которой был освящен в честь Св. Николая чудотворца, на первом этаже располагалась богадельня. Отец Павел приобрел в 1900 г. около 100 десятин земли с лесом смежной с землей пожертвованной до этого, чтобы здесь устроить женский монастырь с приютом и школой для девочек и богадельней. Местность отличалась уединенностью от больших населенных пунктов, красотой ландшафта, наличием двух источников с хорошей водой. К 1900 г. уже было построено двенадцать зданий, среди которых кроме храма и богадельни, кирпичный завод, склад, две кузницы, сарай для выделывания щепы, сестринский корпус под железною крышей. Налажено кирпичное, ковровое, чулочно-вязальное и швейное производство, Устроена иконописная и столярная мастерские, открыты иконописная и бакалейная лавки. Шла подготовка к строительству Троицкого храма. Благочинный Вяземского округа протоиерей Николай Черской писал епархиальному руководству: «Слух об открытии женского монастыря возбудил народ в окружающих селениях настолько, что он безвозмездно и с усердием исполняет всякое предложение священника Троицкого, так например, весь деревянный материал для возведенных зданий был представлен народом окружающих селений безвозмездно». Указом Священного Синода от 9 июня 1901 г. община была открыта. (18) В общине в это время уже проживали 16 насельниц, управляла которыми монахиня Параскева (Троицкая). В 1910 г. в монастыре трудились 115 сестер, построен Троицкий храм. В 3-х верстах от монастыря был построен скит с небольшой церковью и домом. В монастыре к этому времени была своя мельница и процветали все начатые при основании общины производства. Монастырь имел три гостиницы для паломников. Во всех зданиях и храмах царил образцовый порядок и особый уют. В то же время главной целью монастыря было воспитание бедных детей. В марте 1902 г. постановлением школьной комиссии при епархиальном Совете, школа грамоты при Троицкой общине была преобразована в церковно-приходскую с назначением о.Павла заведующим и преподавателем Закона Божия, а учительницей насельница монастыря Ксения (Николаева). Обучалось в школе 50 девочек. В мастерских под руководством сестер 11 девочек обучалось шитью. В построенном детском доме жили 14 девочек.

В начале августа 1907г. сестры Троицкого монастыря приступили к очистке от мусора фундамента древнего Борисо-Глебского собора, построенного в 1145-1150 гг. Князем Смоленским Давидом Ростиславовичем на Смядыне – месте вероломного убийства Муромского князя Глеба и входившего в последствии в состав Смядынского Борисо-Глебского монастыря. Земля была куплена отцом Павлом Троицким в собственность Троицкого монастыря для строительства на древнем фундаменте нового деревянного храма. Но совершить задуманное о. Павлу не удалось. За чуть более двадцатилетний срок существования монастыря он оставил глубокий духовный след у жителей окрестных мест и вязьмичей. Трагична судьба основателя обители. Отец Павел (Павел Григорьевич Троицкий) был арестован в Вязьме 29 октября 1937 г. и расстрелян. В постановлении «тройки» от 20 ноября 1937 года сказано: «…обвиняемый виновным себя не признал, приговорить к высшей мере наказания». Сын о.Павла Николай Павлович Троицкий, военный врач, офицер расстрелян в 1938 г.

В наше время в материальном мире от этого монастыря почти ничего не сохранилось. Даже место, где он находился, определяется с большим трудом: дороги заросли, из окружающих деревень несколько домов осталось только в деревне Минино. Но память народа о Свято-Троицкой обители живет в сердцах вязьмичей до наших дней. Существуют духовные стихи (псальмы), посвященные Свято-Троицкой обители и ее основателю. У жителей деревни Минино сохранилось несколько монастырских икон.

Троице-Сергиевская община в Сычевском уезде была открыта решением Святейшего Правительствующего Синода от 23 сентября 1903 г., в котором указывалось: «…вблизи г. Сычевок, за рекою Вазузою, на земле, отводимой Сычевскою Городскою Думою, учредить на средства, указанныя в представлении Преосвященного, женскую общину с таким числом сестер, какое община в состоянии будет содержать на свои средства». В создании этого монастыря приняли участие два человека. Священник села Борисоглебского — Василий Троицкий, родной брат основателя Свято-Троицкого монастыря в Вяземском уезде, и монахиня Санкт-Петербургского Воскресенского Новодевичьего женского монастыря Сергия. Монастырь был основан в пригородном селе города Сычевка Борисовском, на противоположном городу берегу реки Вазузы. Монахиня Санкт-Петербургского первоклассного женского монастыря Сергия в мае 1902 г. обратилась с прошением к епископу Петру Смоленскому и Дорогобужскому о создании вблизи города Сычевка женского монастыря на собственные средства и средства известных благотворителей. В своем прошении монахиня Сергия писала: «В городе Сычевках и его уездах гнездится раскол, твердыми ревнительницами которого являются главным образом женщины». Матушка Сергия обратилась к Сычевской городской думе с просьбой об отводе для обители подходящего участка земли. Городская дума 15 ноября 1901 г. согласилась «отвезти вблизи города, за речкой Вазузой, участок в три десятины, весьма удобный для основания женской обители». В прошении на имя епархиального епископа  от 15 января 1903 г. монахиня Сергия предоставила проекты Троицкого храма и келейного корпуса. Получив одобрение проектов решением Смоленской Консистории от 3 марта того же года приступили к строительству. Вторым основателем монастыря по праву можно считать священника Василия Троицкого. Он пожертвовал монастырю более 118 десятин земли, активно участвовал в строительстве храма и организации духовной и хозяйственной жизни зарождающейся обители. Есть предположения, что отец Высилий получил Благословение на основание обители у сятого Иоанна Кронштадского. В ноябре 2013 года в наш монастырь пришло письмо из города Иваново от Артамоновой Елены Николаевны. Елена Николаевна прислала фото отца Василия и сообщила о последних годах жизни этого угодника Божия.  Из письма Е.Н. Артамоновой: «Отец Василий был репрессирован и выслан в ссылку. Последние годы жил в селе Ярышево, Гаврило-Посадского района, Ивановской области. Отошел ко Господу отец Василий на Пасху (8 апреля) 1934 года. Местные жители почитали отца Василия, считали его учеником Иоанна Кронштадского и прозорливым, после кончины народ приходил на могилку о.Василия со своими житейскими нуждами с верою что по его молитвам, Господь поможет им». (19)

В 1906 г. храм был построен и освящен, построены жилые корпуса, собирались сестры. (20) Закрыт монастырь был в 20-е годы.

В наше время на месте монастыря зеленеет сосновый лес.

Спасо-Богородицкий Одигитриевский женский монастырь под городом Вязьма. Вновь основан на месте кровопролитных боев в октябре 1941 года. Монастырь открыт решением Святейшего синода от 25 июля 2014 года. Монастырский храм Покрова Пресвятой Богородицы освящен митрополитом Исидором 1 декабря 2013 года. Храм имеет придел в честь мученика Иоанна Воина. В настоящее время завершается строительство надвратного храма в честь Спаса Нерукотворенного Образа, келейного и административного корпусов.

 

Более чем тысячелетняя история православной России неразрывно связана с огромной ролью наших монастырей в освоении русского пространства. Влияние иноческого идеала на формирование мировоззрения русского человека, на уклад всей его жизни  невозможно переоценить. Монастыри, являясь местом синтеза духовной жизни, богословия, художества, песенного творчества, науки и литературы, определяли культурный уклад общества, принципиальные основы государственного устройства.

Начало ХХI века связано с возрождением монастырей на всем пространстве нашего Отечества. Сложность их становления и развития в настоящее время, определяемая всей историей ХХ века, еще предстоит изучать и систематизировать, чтобы определить достойное и необходимое место монастыря в современном обществе и государстве.

Используемая литература:

  1. Вяземский Иоанно-Предтечев монастырь. 2001. С.4.
  2. Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск, 2001. №4. С.20-21.
  3. РГИА, ф.796, оп. 157, д. 374. л. 27.
  4. РГИА. Ф. 796. Оп.182. Д. 1968. ЛЛ. 2-4.
  5. РГИА. Ф. 796. Оп. 192. Д. 2039. Л. 7.
  6. Там же. Л.8.
  7. Там же. Л. 9 об.
  8. ФГАСО г.Вязьмы. Ф. 739. Д. 22. Л. 32, Л.35 об.
  9. Адрес-календарь Смоленской епархии. Смоленск, 1897. С.214-215.
  10. РГИА. Ф.796. Оп. 175. Д.1110. ЛЛ.
  11. Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск, 1895. №6. С.3.
  12. Там же. 1896. №19. С.984-989.
  13. Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск, 1907. №7. С. 163.
  14. Там же. 1907. №17. С.373-374.
  15. Там же. 1913. №6. С.337-338.
  16. Подмосковье. Монастыри, храмы, источники. М., 2006. С.328.

18.РГИА.Ф.796. О. 181. Д.1930. Л.44.

  1. Артамонова Е.Н. Письмо от14.11.2013 г. Рукопись.
  2. РГИА.Ф. 796. О.184. Д. 1932. ЛЛ.1-7об.

 

                                  Материал подготовила игумения Ангелина (Нестерова)