Вяземская епархия Русская Православная Церковь
По благословению Преосвященнейшего Сергия,
епископа Вяземского и Гагаринского

Нахимовское – древний Волочек

Летопись о церкви и приходе села Волочек

А) Географические сведения о местности

 Село Волочек находится на левом берегу реки Днепра на возвышенной местности; в угле, образуемом Днепром и озером, впадающем в эту реку. Днепр течет в 200 саженях от церкви с севера на юг и против церкви довольно круто  поворачивает к западу. Озеро составляется из трех ручьев: Шелгаевки или Малышевского, Ляшковки или Шмаровского и Селивановского, которые по соединении образуют озеро, оканчивающееся речкою Высотою. Озеро и ручьи находятся на южной стороне церкви и текут с востока на запад. Течение Днепра составляет границу Сычевского и Бельского уездов.

Село Волочек принадлежало к Вяземскому уезду до 1778 года, а с сего года – к Сычевскому.

Волочек состоит от гг. Сычевок и Вязьмы в 50 верстах, Белого 70 верст, Смоленска  210 верст. Ближайшие села: с юга Каменец 1,5 верст, Настасьино – 3, с севера Короваево – 7 и Зилово в 6, с запада Пашково и Николо –Немощеное  в 10 верстах.

Волочек есть древнее село, как увидим из последующего, и до 1600 года оно было более населенным. Село получило свое название из того, вероятно, что тут был волок судов, По сказанию Нестора, путь из Греков к Варягам был «по Днепру, потом вверх Днепра волок до Ловати».

Б) Предание и исторические сведения о древности села Волочек

Существует весьма распространенно е предание между прихожанами и соседними жителями, что на месте, где  ныне Село и сельцо Михайловское, был город Загробье. Предание это утверждает, что в Волочке в разных местах было 5 церквей, около которых находили останки гробов, костей человеческих,  и однажды  найден был остов человека с железами на руках и ногах. Что  в этом городе было до 40 кузниц, от которых отброски и выварки находили на левом берегу озера, что на Миларском лугу, ограниченном впадением реки Высоты в Днепр, были мыловаренная и полотняная фабрики.  В версте от Волочка, около усадьбы деревни Малышева к северу, есть большой овраг, в котором заметны следы плотины, предание передает, что здесь был завод. Около этого места на западной крутой стороне оврага есть подземельная труба, имеющая направление к Волочку, ныне отверстие трубы засыпано песком, место это старики называют погребами.

В селе имеется большой насыпной курган на самом берегу Днепра, 200 саженей от церкви, овальной формы. Въезд на курган имеется с южной стороны, подобные курганы имеются в селах Пашково, Каменец и Немощеном, почему полагают, что Днепр здесь составлял границу с Литвою, а курганы были сторожевыми пунктами.

Предание, что в Волочке был город Загробье, значительно подтвердилось писцовою книгой, недавно найденной в доме помещика Нахимова, письма и меры Василия Волынского « с товарищи» 102 года (1594). В этой книге при исчислении деревень  владения – ныне Нахимова, а прежде разных лиц, упоминаются станы: Воскресенский, Липицкий, Побуховский, Волоцкий, Заднепреевский, Гжельский и однажды на стр.31, деревни в селе  Волочек названы Загробским станом. Из перечисления заметно, что стан имел в длину и ширину 15 верст.

В этой же книге на 28 стр. сказано, что «в Волочке на большой улице живут безпашенные люди», из этого видно, что в Волочке были и другие улицы. Ныне в Волочке две улицы: одна против церкви и господского дома, другая параллельно ей идет около усадьбы причта, по ней прежде была дорога для переезда через Днепр в брод, давно оставленный.

Из всего сказанного видно, что Волочек древнее село и раньше 1600 года назывался Загробье, и было или городом, или  очень населенною местностью.

Предание относит разорение города  Литовскому разорению, которое народ более помнит,  и в разговорах часто о нем упоминает.

Церкви

Древние церкви села Волочек

В писцовой книге на 28 стр. написано: «Две трети села Волчек на Днепре и на речке Высота живут беспашенные люди на большой улице, треть Волочка в царева  и Великого Князя погосте, а на погосте церковь Бориса и Глеба, да теплая  церковь чудотворца Николая, да придел Пятницы святые. В Волочке ж за речкою Высотой церковь Введения Пресвятой Богородицы, да теплая церковь Святителя Николая Чудотворца».

В Смоленских епархиальных ведомостях 1873 года из сведений 1774 года напечатано на 95 стр. «В с. Волчек церквей две: 1-я во имя благоверных князей Бориса и Глеба, да в приделе святителя и чудотворца Николая, деревянная, ветха, построена приходскими людьми 1703 года. 2-я каменная, во имя Введения во храм Пресвятые Богородицы, да в приделе Святителя  и Чудотворца Николая, построена в 1770 году директором Семеном Мануиловым Нахимовым.

 В притче было 2 священника,  диакон, 2 дьячка и 2 пономаря, в приходе 194 двора». В грамоте Преосвященного Парфения, епископа Смоленского и Дорогобужского от 30 мая 1767 года за № 87 о разрешении устроить каменную церковь – нынешнюю,  говорится о тех же двух церквях, которые поименованы в выписке из «Епархиальных Ведомостей» 1873 года, с той разницей, что по грамоте в новой церкви назначено быть двум приделам, а в выписке упоминается об одном. Кроме того, в грамоте указано место прежней церкви, именно с северо-запада от каменной, в 200 саженях на кургане, что подтверждает и предание.

Из этих документов видно, что в Волчке было две церкви: одна в самом селе, а другая в сельце Михайловское,  и при каждой из них,  была особая теплая. Что в Михайловском была церковь.  подтверждается тем, что  народ, до ныне называет сельцо Введенщиною, и при копании земли на плотину, находили кости человеческие, кольца и деньги серебряные. О времени разрушения этих церквей ничего неизвестно.

Храмом, заменившим эти церкви, нужно считать тот деревянный, о коем упоминается в сведениях за 1774 год, что он построен приходскими людьми 1703 года. Он стоял на насыпном кургане, на самом берегу Днепра. Церковь эта, по преданию, за ветхостью разобрана около 1811 года и употреблена на выжиг кирпича для построек к Волочковскому господскому дому.

На кургане и около него было  кладбище. 1888 года,  23 апреля, в Великую субботу, лошадь, пахавшая на кургане, на средине оного провалилась в склеп из кирпичей, в котором оказался истлевший гроб, кости покойника в суконном пальто сероватого цвета с обшлагами. Прихожане помнят еще, где какие деревни погребали своих родных. Весьма  привязаны к этому погосту и за владение оным неоднократно судились и спорили с помещиком Нахимовым,  и особенно сильно спорили, даже до драки,  в 1846 году, когда курган был обмерен полицией в пользу прихожан и церкви.

К древним церквям. По преданию, следует отнести церкви: на правом берегу реки Малышевской, саженях в 300 на восток от нынешней церкви, где течение речки поворачивает с севера на юг, при ней было и кладбище. Места эти народ называет Глазихою и Домом Божиим. На  нем около 1812 года крестьянин деревни Малышево Евсевий Григорьев, нашел около меры медных и частью серебряных крестов равноконечных в 2 вершка и цепочки от кадила.

Вторая – в полуверсте,  на север от нынешней церкви. На  дорогие к деревне Головино есть отлогий овраг, называемый речкою Глыбинкою, по которой бежит вода весною только. По  преданию, здесь была церковь или монастырь. В писцовой книге написано на странице 28: « Лазаревское, Глыбино тож, в нем попов, Юрьев двор с бобыльскими дворами».

Третья – в деревне Булгаки, по преданию,  тоже была деревянная церковь и при ней кладбище. Подтверждением предания,  служат найденные крестьянином этой деревни Никитою Степановым, при постройке двора, металлические церковные вещи, части гробов, кости человеческие и камни надгробные. В 1888 году, в июне,  сын вышеупомянутого крестьянина Прохор, против своей избы на улице, под белым тесаным камнем откопал два дубовых гроба, стоявшие один на другом; гробы истлели, но в них были ручные и ножные крупные кости человеческие. В полуверсте от деревни имеется 17 десятин земли, называемой церковною; ныне  земля состоит  во владении крестьян Государственных Имуществ из  деревня Овчино и других.

Нынешний храм села Волочек

Нынешний обширный  каменный храм с такой же колокольней, во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы,  с двумя теплыми приделами, во имя князей Бориса и Глеба и святителя Николая, заложен, как видно из храмозданной грамоты, с мая 1767 года и окончен в 1770 году. Судя по множеству карнизов, пилястр и высоте – это скоро. Строил этот храм на собственные средства сотник бывшего Ахтырского Слободского полка (в других бумагах именуется поручиком) и Санкт-Петербургской  таможни директор Семен Мануилович Нахимов.

Временем освящения Введенского и Никольского престолов, судя по надписи на антиминсах 26 марта 1771 года, нужно считать 1771 год, а правый Борисоглебский придел, как видно из напечатанного в «Епархиальных ведомостях» в 1873 году, еще не был освящен в 1774 году.

О древних и ценных вещах

Первую древнюю и ценную вещь  составляет серебряный, равноконечный, в 2,5 вершка длины и ширины, крест с 20-ю частицами святых мощей, коих имена вырезаны на нижней доске креста, Крест вделан в икону с изображением тех же святых. Когда и кем пожертвован крест в церковь неизвестно,  и не имеется никаких данных.

Два напрестольных креста, кипарисные с резными изображениями, в серебряной оправе с такими же ручками, один в 8,5 вершков, другой в 5,5 длины, с надписью кругом, на первом: «4-е марта 1766 года старанием и трудом Прокофия Семеновича сына Нахимова сделан крест сей». На втором: «Сей крест господина  поручика Семена Мануилова Нахимова, село Волочек, 1778 год»

Из древних книг имеется: 1. Церковный Устав в 2 книги, в лист, напечатан в 1770 году при патриархе Андриане, на нем по листам надпись: «Дьяк Никифор Федоров Румянцев, пожертвовал в вотчину свою Вяземского уезда, в село Волочек».

Два Евангелия, 1\2 листа, напечатаны в Москве во время патриаршества 1701 года, на одном из них надпись по листам такая же, как на церковном уставе, только год 1706-1, 2 октября.

Пролог в 4-х книгах, в лист, 1753 год. На каждой книге надпись по листам: «Сия книга Вяземского уезда, вотчины барона Строгонова, села Волочек, церкви Бориса и Глеба с приделом Николая Чудотворца, купил диакон Евтихий Дорофеев на сборные деньги».

Октоих в 2 книгах, в лист, 1753 год.

Следованная псалтирь, в лист, Москва, 1764 год.

Общая Минея, в 1\2 листа, Москва, 1781 год.

Книга благодарственных молений, в ¼ долю листа, Москва, 1779 год, пожертвовал  Семен Мануилович Нахимов.

Древняя восковая свеча

В 1875 году, 11 июля, крестьяне деревни Овчино Евсей Федоров и Иван Семенов, кося около Днепра луг, данный им священником, нашли древнюю свечу саженях в 50 от берега,  в лощине. Находку свечи  можно объяснить так: в Волочке был волок судов, то при перевозке свеча могла быть потеряна и затем вынесена водою на означенное место, которое и ныне в розлив Днепра затопляется водою. Свеча имеет 13,5 ВЕРШКОВ ДЛИНЫ, ВЕРХ ЦЕЛ, А НИЗ  ее отломан приблизительно вершка на 2, в диаметре имеет 3,5 вершка, внутри пустая, она украшена узорами и линиями из красного, желтого, зеленого и черного воска и надписью кругом из цветного воска. Из надписи видно, что свеча сделана в 1593 год, в царствование Феодора Иоанновича. Хранится она на особо устроенном подсвечнике за Престолом.

К ценным вещам можно причислить 8 серебряных венцов, 4 напрестольных креста, 3 сосуда с приборами, ковчег и оклады на двух евангелиях, все они серебряные с пробою и без пробы, весу в них 21 фунт, 78 золотников.

Возобновление храма

Неизвестно, был ли обновляем храм до 1865 года, и если был, то, кажется, давно. В 1865 году он представлялся совершенно ветхим, и снаружи, и внутри. С 1865 года началось его возобновление и продолжается почти ежегодно до 1885 года. В настоящее время, как главный храм, так и оба его приделы приведены в благолепный вид. Кроме того, около храма устроена вновь ограда из железной решетки с каменными столбами. На все работы по ремонту и украшению храма и на устройство ограды употреблено до 4000 тысяч рублей, из коих часть принадлежит церкви и часть доброхотным жертвователям.

Кладбища

Кладбища были при всех древних храмах, как о том было сказано выше. Именно: при Божией Доме, во Введенщине, в Волочке, где ныне господский дом и на кургане было до 1812 года. Нынешнее кладбище находится в 200 саженях от церкви на север, на церковной земле, оно окопано канавой и валом и обсажено березами в два ряда.

Кроме того, против Никольского алтаря нынешней церкви,  погребены помещик Андрей Михайлович Нахимов и его жена, с южной стороны Введенского алтаря погребен отец Андрея Михайловича, Михаил Михайлович (умер в 1815 году). Есть еще 4 склепа и в самой церкви, первый перед царскими вратами Борисо-Глебского придела, а в нем погребены дети строителя храма – Евфимий( 1770 год,  2 окт.) , Прокофий (1771 год, 2 февр.).  Во втором погребен Михаил Николаевич Нахимов (1831 год).  Третий склеп против северных дверей Борисо-Глебского придела, но кто в нем погребен, неизвестно. Четвертый – у самых западных ворот церкви, в нем погребен, говорят, бургомистр Семена Мануиловича.

Имущество церкви

Церковный архив. В нем хранятся: а) метрические книги с 1784 г. по 1800 – одного вместо двух причтов, и то неполные, с 1800 по ныне имеются все. Б) обыскные книги с 1802 по ныне, 6 книг, в) Исповедальные росписи с 1818 по ныне, г) Денежные книги с 1795 по ныне (12 книг), д) Денежные книги с 1810 и клировые с 1829 по ныне, е) Ревизские сказки 1795, 1811, 1834 и 1850 г.

Церковная земля. До Генерального межевания, бывшего в Волочке 3 сентября 1778 года, церковь владела большим количеством земли, имела луг и лес за Днепром. С 1778 года за церковью состоит 36 десятин 600 квадратных саженей, по Генеральному межеванию церковная земля села Волочек помещена в плане господ Нахимовых.

Посещение церкви Преосвященными

По рассказам известно, что Преосвященный Тимофей был в 50-х годах в селе Волочек при Николае Матвеевиче Нахимове. В 1860-1863 годах  посетил церковь Преосвященный Антоний. В 1880 году  25 августа Преосвященный Иосиф прибыл в Волочек и, посетив Пигулино, ночевал в доме Нахимовых. 26 августа слушал литургию в Волочковской церкви, произнес слово,  и потом совершил молебен по случаю коронации Государя Императора, осмотрел строящуюся ограду, посетил дом священника и затем отправился в Белый берег. 1 июля 1883 года из села Каменца прибыл в село Преосвященный Нестор, осмотрел церковь в подробности, одобрил пение крестьянских мальчиков, сказал поучение о пользе участия крестьян в церковном пении, осматривал курган. 2 июля утром в доме священника произвел ревизию по селу Волочек и Короваеву-Кислову, осматривал древнюю свечу, в 11 часу отправился в Зилово и Спас для обозрения, прибывши оттуда, часу в 7-м по полудни слушал всенощную в Волочковской церкви, а 3 июля рано утром отправился в село Воскресенск.

О приходе села Волочек

Все прихожане великорусского племени,  наречие их чисто русское, состоят из 3-х помещичьих домов, духовных и крестьян. О числе душ прихода с 1590 до 1774 года ничего неизвестно. В 1774 году в приходе было до 25 селений, 194 двора, с 1800 года отчислено из прихода более 10 селений. В 1838 году еще отчислено 3 деревни,  и во всем приходе было 68 дворов, 428 душ мужского пола, в 1883 году было 150 дворов (разделы), 542 души мужского пола.  В  1884 году присоединены к приходу две деревни (Овчино и Устиниха), 20 дворов, 74 души мужского пола, ныне в приходе числится всего 188 дворов, 670 душ мужского пола.

Религиозно-нравственное состояние прихода

Прихожане села Волочек все православные, раскольников и иноверцев нет, бывают иногда – временно в господском доме в виде гувернеров, управляющих. Прихожане очень усердны к церкви: в великие праздники Рождества Христова, Крещения, Новый год, на Пасху и в другие в церкви едва вмещается народ. Равным образом, и в воскресные дни в церкви бывает много народу.

Исповедываются и причащаются ежегодно почти все, с усердием стоят и молятся при домовых молебнах о Пасхе, в храмовые праздники и при общественных молебнах.

 В последнее время разделы уменьшили крестьянские семьи до того, что из иной семьи и в церковь некому идти. Притом немало живет и на стороне, чрез это заметно стало уменьшение народа и в церкви. Нравственность народа при крепостном праве была не высока, собирались на барскую работу из многих деревень на все лето, а иные и на зиму, ночевали кучами в риге, в сараях, помещику нужна была только работа. С 1861 года нравственность стала улучшаться. Но явилось новое искушение: молодые парни пошли за хорошими заработками в Москву, Петербург и другие города. Сначала, действительно, присылали много денег, потом меньше, а иные теперь и ничего. Живя на фабриках, заводах и во всяких домах, они ничему доброму там не учатся, утрачивают и те добрые качества, кои имели,  внешнее поведение, или вид улучшился, так сказать облагородился, но нравственность в приходе не улучшается,  и явились болезни сифилис и другие, о которых прежде и слуху не было.

Сельскохозяйственный быт, промышленность и достаток прихожан.

Все прихожане исключительно и с большим усердием занимаются земледелием, но обработка земли идет по-старинному, и только некоторые начинают заводить плуги. Хлеб родится вообще хорошо и недостатка в нем не имеет никто, а некоторые даже продают.

Промышленности и мастерства прихожане не имеют никакого. Деньги на уплату разных повинностей, за аренду и на разные хозяйственные нужды доставляют большей частью молодые люди, живущие на фабриках и заводах. В общем, нынешнее благосостояние крестьян с 1861 года много улучшилось. Хлеб у всех чистый, курных изб осталось весьма мало в приходе, а у многих по две избы. Одежда у крестьян вообще приличная.

Замечательные явления в приходе с 1869 года

1877 год. 1 октября сего года на средства помещика Сергея Ниловича Нахимова открыто училище.

1881 год. 1 марта открыто в Волочке министерское 2-х классное училище, учителя: Виктор Давыд. Румянцев и Петр Дмитриевич Игнатенков, жалованья им положено 650 рублей в год, законоучителю 150 руб. Средства на содержание училища из разных источников: казенных, земских, от прихода и от Нахимовых 200 руб.

1882год.  К  4 октября устроен и освящен огромный двухэтажный дом для министерского Волочковского училища, стоит  тысяч рублей.

Указом консистории 18 апреля 1884 года за №4430 перечислены из Зиловского прихода в Волочковский 2 деревни – Овчино и Устиниха.

1885 год. С половины мая до августа были сильные жара и засуха. Яровой хлеб родился плохо. Были частые пожары: сгорело село Княжино с церковью, деревни Тишино, Войково, Коробаново и 18 июня 11 дворов деревни Малышево. От жары многие страдали кровавым поносом и даже умирали. В то лето сгорело также много лесов.

6 ноября 1886 года освящена и открыта в Волочке почтовая станция для приема всякой корреспонденции.

1887 год. 7 августа в начале 7 часа началось полное солнечное затмение, на несколько минут в комнате и на воздухе было темно, как ночью.

Вечером, часу в 9, того же дня два сильнейших громовых удара, в церкви оказалось много повреждений: оторван угол печи, исчезло золото во многих местах иконостаса, снята часть краски и как бы «переложена» на белое поле и проч. Повреждений в стенах и сводах не замечено. Путь молнии к церкви и внутри ее составляет дивное дело.

Сычевского уезда села Волочек священник Евлампий Маторин».

Материал подготовила краевед Галина Цветкова