504
Одним из выдающихся подвижников и мучеников, просиявших в нашей Церкви в ХХ веке, является Иван Васильевич Попов (1867 - 1938). Вся жизнь этого прославленного Церковью мирянина протекла в служении Христу. Он настолько был укоренен в Священном Предании Церкви, его знания о вероучении, о жизни и трудах святых отцов и учителей Церкви были так велики, что всеми знавшими его современниками он почитался и признавался за самого мудрого и ученого мирянина Церкви, для которого полученные знания были не тяжелым книжным багажом, а личным духовным достоянием, опираясь на которое он непрерывно шествовал многотрудным путем скорбей в Царство Небесное.

Различными путями ведет к Себе Господь людей. Псалмопевец Давид от лица всех исповедал эту истину, воспев в псалме: «От Господа стопы человеку исправляются» (Пс. 36, 23). Поэтому знание путей, приводящих в Царство Небесное, есть знание необходимейшее каждому человеку, любого пола, возраста и национальности, любого достатка и общественного положения.

«Благодать Божия, - свидетельствует святитель Иоанн Златоуст, - оставила нам описание жизни святых и их поведения, чтобы, научаясь, как люди, имеющие одинаковую с нами природу, выполнили все, относящееся к добродетели, мы и сами возбуждались к упражнению в ней, возгревая в себе горячее стремление любви к ним. Но как же это случится? Если мы постоянно будем прилепляться к тем мужам и будем держать их в своей памяти, мы усвоим и их образ жизни. И в этом Бог имеет быть прославлен больше, чем во всем остальном».
Одним из выдающихся подвижников и мучеников, просиявших в нашей Церкви в ХХ веке, является Иван Васильевич Попов (1867 - 1938). Вся жизнь этого прославленного Церковью мирянина протекла в служении Христу. Он настолько был укоренен в Священном Предании Церкви, его знания о вероучении, о жизни и трудах святых отцов и учителей Церкви были так велики, что всеми знавшими его современниками он почитался и признавался за самого мудрого и ученого мирянина Церкви, для которого полученные знания были не тяжелым книжным багажом, а личным духовным достоянием, опираясь на которое он непрерывно шествовал многотрудным путем скорбей в Царство Небесное.
Мученик Иоанн родился 17 января 1867 года в городе Вязьме Смоленской губернии в семье священника Воскресенской церкви города Вязьмы Василия Михайловича Попова и его супруги Веры Ивановны. 19 января он был крещен в Спасо-Преображенской церкви города Вязьмы своим дедом, протоиереем Михаилом Поповым. В 1888 году Иван Васильевич окончил Смоленскую Духовную семинарию, в 1892 - Московскую Духовную академию и был оставлен на год для приготовления на вакантную преподавательскую должность. В 1893 году он был назначен временно исполняющим должность доцента по кафедре патристики. Первую пробную лекцию он прочел о Тертуллиане. В 1897 году Иван Васильевич защитил магистерскую диссертацию "Естественный нравственный закон. (Психологические основы нравственности)", в которой разбирались происхождение и обоснование нравственности как с философской, так и с богословской точек зрения, и был утвержден в должности доцента академии. В 1898 году Иван Васильевич был назначен экстраординарным профессором по кафедре патристики. В 1899 году он опубликовал библиографические заметки на богословские статьи, появившиеся в это время за рубежом, под названием "Библиография. Новости иностранной литературы по патрологии", а в 1901 году в "Богословском вестнике" поместил статью "Обзор русских журналов. Древнецерковная жизнь и ее деятельность в текущей духовной журналистике", где им были проанализированы практически все вышедшие в то время работы на эту тему.
В 1901-1902 годах Иван Васильевич был направлен за границу для прослушивания лекций по богословию в Берлине и Мюнхене. Вернувшись из-за границы, Иван Васильевич в 1903 году был назначен на должность редактора "Богословского Вестника", и с этого времени у него образовалось много дополнительных хлопот, связанных с публикацией различных статей и с цензурой. Особенно стало трудно, когда в 1905 году в русском обществе, не исключая академических кругов, разгорелись страсти, касающиеся политических вопросов. "Богословский Вестник" был обвинен в либерализме, и в 1906 году Иван Васильевич подал прошение о снятии с себя обязанностей редактора.
В 1904 году Иван Васильевич опубликовал работу "Религиозный идеал святого Афанасия Александрийского", в 1908 - "Святой Иоанн Златоуст и его враги". В 1911-1912 годах была издана его книга "Конспект лекций по патрологии", в основу которой были положены записи студентами его лекций.
С 1894 по 1916 год Иван Васильевич "неоднократно участвовал в магистерских и докторских диспутах и давал отзывы на магистерские и докторские сочинения, а также рекомендации для присуждения премий за различные богословские и исторические труды". С 1907 года Иван Васильевич состоял приват-доцентом историко-филологического факультета Московского университета по кафедре истории Церкви. В 1917 году он защитил докторскую диссертацию "Личность и учение блаженного Августина", которая явилась фундаментальным трудом на эту тему.
В 1917 году Иван Васильевич был избран членом Поместного Собора от Московской Духовной академии и заместителем председателя по отделу Духовной академии. После окончания деятельности Поместного Собора Иван Васильевич преподавал в Московской Духовной академии до ее закрытия в 1920 году, после чего до 1923 года он преподавал в Московском университете на кафедре философии средних веков.
В связи с обновленческим расколом, с тем, что часть архиереев вернулась в православие, а часть осталась в обновленчестве, некоторыми церковными людьми стали составляться списки архиереев - православных и находящихся в обновленческом расколе. Иван Васильевич попросил достать ему такой список своего ближайшего ученика, занимавшегося под его руководством церковной историей и патрологией, Антония Тьевара. Список этот оказался далеко не полон, и Иван Васильевич, как человек, хорошо знавший церковную жизнь, стал его дополнять. Составление такого списка было тем более важно, что по сведениям, дошедшим до Патриарха Тихона, на 1925 год намечалось созвать Собор всех Православных Восточных Церквей. Иван Васильевич познакомил с этим списком Патриарха Тихона. Патриарх благословил Ивана Васильевича работать над полным списком канонических архиереев Русской Православной Церкви. Предполагалось, что если Собор состоится и на него будут приглашены представители Русской Церкви, то Иван Васильевич будет отправлен туда делегатом.
В том же году Иван Васильевич участвовал в нелегальной пересылке за границу через знакомого сотрудника Чехословацкой миссии указа Патриарха о назначении митрополита Платона (Рождественского) управляющим Северо-Американскими приходами.
Деятельность по составлению списка архиереев и общение с сотрудником Чехословацкой миссии послужили поводом к аресту. 10 декабря 1924 года Иван Васильевич был арестован и заключен в тюрьму ОГПУ в Москве. С этого времени закончилась его деятельность на поприще изучения церковной истории и преподавания патрологии - он сам стал участником этой истории и своим личным примером должен был явить тот высокий образ христианских подвижников - святых отцов, учителей веры и мучеников, коими Святая Церковь утверждалась и прославлялась на протяжении веков.
27 апреля Ивану Васильевичу было предъявлено обвинение в том, что он "виновен в сношениях с представителями иностранных государств с целью вызова со стороны последних интервенции по отношению к советской власти, для каковой цели Поповым давалась последним явно ложная и неправильная информация о гонениях со стороны советской власти... Церкви и епископата".
19 июня 1925 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило Ивана Васильевича к трем годам заключения, и он был отправлен в Соловецкий концлагерь. Туда же был отправлен и его ученик Антоний Тьевар.
св. Иоанн ПоповСвидетель пребывания Ивана Васильевича на Соловках протоиерей Михаил Польский писал о нем: "Иван Васильевич был учителем школы грамотности при Соловецком лагере... Говорить об учено-богословской работе Ивана Васильевича Попова - особая отдельная задача. Во всяком случае, в России патрология как наука впервые создана им... Характеризуя его ученость, архиепископ Иларион (Троицкий) говорил: «Если бы, отцы и братия, все наши с вами знания сложить вместе, то это будет ничто пред знаниями Ивана Васильевича»".
Профессор Иван Васильевич Попов был автором текста обращения православных епископов к правительству СССР, известно¬го как "Памятная записка Соловецких епископов", которое, после обсуждения заключенных в Соловецком концлагере архиереев, приняло свой окончательный вид. В этом обращении подробно описывались идейные различия между идеологией коммунизма, принятой государством за религиозную доктрину, и церковным мировоззрением, а также суть сложившихся на тот момент отношений между Церковью и государством; в нем намечались общие принципы взаимоотношений между Церковью и государством, основанные на признании закона об отделении Церкви от государства и принципах лояльного отношения Церкви к государству.
Иван Васильевич Попов, благочестивый старец-аскет, профессор святоотеческой литературы, автор ценнейших печатных трудов, при составлении "Записки" руководился указаниями старшего среди архиереев на Соловках архиепископа Евгения (Зернова).
4 ноября 1927 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило Ивана Васильевича к трем годам ссылки, и он был отправлен в ссылку на реку Обь под Сургут. 11 декабря 1930 года срок ссылки истек, но Ивану Васильевичу выехать не разрешили. В конце декабря против него было затеяно новое дело. 8 февраля 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило Ивана Васильевича к лишению права проживания в ряде областей и краев России, с прикреплением к определенному месту жительства сроком на три года, и в тот же день он был вновь арестован и заключен в тюрьму в Сургуте по обвинению в проведении антисоветской агитации. Затем местом жительства Ивана Васильевича стало село Реполово Тюменской области.
Вернувшись из ссылки в 1934 году, Иван Васильевич поселился в Люберцах под Москвой и восстановил связи с оставшимися в живых знакомыми и учениками по академии. Встречи чаще всего происходили на квартире архиепископа Варфоломея (Ремова), который приглашал к себе некоторых архиереев, приезжавших на сессии Синода.
В феврале 1935 года было арестовано по одному делу с архиепископом Варфоломеем двадцать два человека. Среди них был и Иван Васильевич. 26 апреля 1935 года Особое Совещание приговорило его к пяти годам ссылки в Красноярский край. Но началась новая волна гонений, когда всех ссыльных и находящихся в лагерях по приказанию Сталина и советского правительства стали вновь арестовывать и большей частью расстреливать. 9 октября 1937 года Иван Васильевич Попов был арестован и заключен в тюрьму в Енисейске.
5 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила Ивана Васильевича к расстрелу. Иван Васильевич Попов был расстрелян 8 февраля 1938 года в 9 часов вечера, в канун празднования памяти вселенского учителя святителя Иоанна Златоустого, имя которого, по-видимому, он и носил.
Один из очевидцев жизни мученика в Соловецком узилище писал о нем: "В светском звании Иван Васильевич был истинным монахом, безбрачным и девственником, смиренным тружеником, воздержником в пищи и питии, благоговейным молитвенником к Богу. Сему все знавшие его - свидетели. Имея дар благодати Божией - "слово знания" (1 Кор. 12, 8), он трудами удесятерил талант, послужил им Церкви с великой пользой и прославил ее своей мученической кончиной".
Память мученика Иоанна (Попова) Святая Церковь празднует 26 января (8 февраля), а также в день памяти Собора Новомучеников и Исповедников Российских XX века.

Читайте так же в
Вяземская епархия в ВконтактеВяземская епархия в Telegram