Куржос. Н. В. "Интеграция образовательных и социально-культурных ресурсов как основа реализации регионального проекта по духовно-нравственному воспитанию"

">

Современная Россия – это страна преобразований  и инновационных изменений, к которым  ее подталкивают  вызовы времени.  Наша страна как огромный многоэтажный дом со сложной архитектурой,  который растет год от года. И вся эта мощь и красота стоит на прочном фундаменте, в котором сосредоточились народная мудрость,  истинная вера, безграничная щедрость и разумная рачительность русского человека, который должен пользоваться богатствами своей земли во имя всеобщего блага.   Возросшая за последние годы роль воспитания еще раз показала, как важны источники воспитательного влияния, как значимы его факторы,  закономерности и принципы,  как стратегически необходима  деятельность, цель которой — воспитание человека. Именно воспитание с его безграничными возможностями позволило значительно обогатить социально-культурное образовательное пространство Гагаринского района средствами регионального проекта по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности.

С июня 2015 года по 2019 год 15 школ муниципального образования «Гагаринский район»  осуществляли свою деятельность в качестве региональных  пилотных  площадок  по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности во 2-4 и 5-8 классах, в настоящее время эта работа продолжается в русле большого регионального проекта.  За годы работы четко определились направления  деятельности общеобразовательных организаций:   

  • внедрение  эффективной модели духовно-нравственного воспитания, обеспечивающей создание системы непрерывного духовно-нравственного воспитания обучающихся;
  • формирование у всех участников проекта стойкого позитивного отношения к духовным ценностям на основе ценностей православной культуры;
  • сформированность профессиональной компетентности  педагогов и руководителей в области духовно-нравственного воспитания;
  • создание единого муниципального паспорта социальных практик.

В тесном взаимодействии с Департаментом Смоленской области по образованию и науке и Смоленским областным институтом развития образования школы Гагаринского района прошли все этапы деятельности площадки: от подготовительного до обобщающего.  Пользуясь случаем, мы хотим еще раз высказать слова самой искренней благодарности нашим кураторам – ректору института Кольцовой Ольге Станиславовне, научному руководителю проекта,  Дидук Ирине Алексеевне, проректору по науке и проектированию образовательной деятельности,  Сечковской Наталье Владимировне, начальнику регионального модельного центра ДОД, Бобровой Елене Анатольевне,  начальнику научно-исследовательского центра, Зеваковой Наталье Сергеевне, заведующему отделом планирования и координации проектов Центра проектного управления, Кочкиной Юлии Леонидовне, руководителю Центра духовно-нравственного просвещения.  Это замечательная команда профессионалов и творцов, которые сопровождали все процессы деятельности школ, давали нам не только знания, но и душевную чуткость, понимание, личную заинтересованность в успехе нашего общего дела.  Они научили нас ценить сложные методические процессы, понимать значимость аналитики, правильно применять статистические данные, использовать методический инструментарий для повышения результативности, что в конечном итоге позволило нам осознать, что школьный учитель при всестороннем сопровождении может внести достойный вклад в инновационные преобразования современной педагогики.

Исходя из ресурсов и возможностей общеобразовательных организаций, в Гагаринском районе была избрана оптимизационная модель реализации внеурочной деятельности, которая действует и сейчас: проект осуществляется во 2-4 классах в основном через кружковую работу; в 5-8 классах - в рамках классных часов, через долгосрочные проекты, клубы, систему работы классного руководителя. В школах создана нормативная и правовая база по работе проекта; определены модели деятельности площадки, разработаны и утверждены программы и планы внеурочной деятельности. В рамках реализации проекта постоянно изучается социальный заказ, осуществляются мониторинговые исследования по различным направлениям; отрабатываются механизмы взаимодействия с  социальными партнерами, родительской общественностью.

Говоря о преимуществах проекта, нельзя не остановиться на его качественной характеристике.  За истекший период  100% школьных координаторов пилотного проекта повысили уровень своей профессиональной компетентности, что способствует росту их мастерства, активизировалась деятельность РМО педагогов и координаторов проекта: от изучения теоретических аспектов мы перешли к практико-ориентированным моделям изучения и распространения опыта.  Информационно-методическая поддержка способствовала тому, что педагоги-участники проекта постоянно представляют свой опыт на методических мероприятиях, конкурсах на различных уровнях: институциональном (в прошедшем учебном году состоялось более 50 мероприятий), муниципальном (8 мероприятий), региональном (5 мероприятий).

В проекте по духовно-нравственному воспитанию задействовано 44 % от общего числа школьников и  46 % педагогов – с 2015 года количество участников проекта возросло  в 3 раза; 47 работников культуры, спорта, представителей религиозных организаций также вносят свой вклад в эту работу. У 80% школ  прослеживаются качественные изменения личности ребенка, который способен быть активным преобразователем окружающей действительности. Возросла  вовлеченность родителей в реализацию  проекта и количество мероприятий для родительской общественности (увеличение на 20% по сравнению с прошлым годом), что способствует демонстрации семейных ценностей. Многие школы приобретают позитивный имидж благодаря  использованию возможностей социального партнерства (у школ от 3 до 11 социальных партнеров). Благодаря постоянному освещению в СМИ основных процессов реализации пилотного проекта имеется поддержка данной сферы деятельности школ общественностью муниципального образования. В районе имеется методический  банк  программ и разработок  по внеурочной деятельности, с 2017 года   действует межведомственная программа «Гражданско-патриотическое воспитание граждан в муниципальном образовании «Гагаринский район» Смоленской области».

В вопросах поиска эффективных механизмов развития и совершенствования системы воспитательной работы в рамках внеурочной деятельности нам свойственно постоянное плодотворное сотрудничество с  социальными партнерами: прежде всего - с Гагаринским благочинием, которое все эти годы было нашим добрым и мудрым помощником и вдохновителем многих начинаний. Слова признательности мы хотим высказать благочинному Гагаринского округа игумену Александру, его личная заинтересованность в успешном сотрудничестве передалась другим священникам, а также педагогам, родителям. Организованные им экскурсии  в монастыри и храмы, участие в заключительном этапе Международных образовательных Рождественских чтений,  приобретение для школ учебной, методической, художественной  литературы по преподаванию предметов духовно-нравственного цикла, рождественские дары приемным и многодетным семьям, талантливым педагогам, обучающимся, но самое главное – духовное сопровождение всех значимых процессов нашей работы помогло проекту укорениться в нашем районе. Дело, которому мы служим, невозможно осуществить без хранителей нравственных законов православной культуры и веры.  В 2017 году было подписано Соглашение о сотрудничестве в вопросах воспитания подрастающего поколения между Администрацией района и благочинием Гагаринского округа. На значимых районных мероприятиях педагоги-участники проекта неоднократно  награждались Благодарственными письмами благочиния, грамотой Епископа Вяземского и Гагаринского Сергия. Приятно  отметить, что Администрация района также неоднократно благодарила педагогов, задействованных в проекте,  за их бескорыстный труд и творческую активность.

Безусловно, системообразующим элементом  в организации непрерывного духовно-нравственного воспитания в рамках внеурочной деятельности является разработка и реализация социальных проектов.  Данное направление деятельности  способствует актуализации нравственного начала личности обучающегося, сплочению  педагогов, родителей, социальных партнеров системы образования, общественности, помогает сохранить и развить лучшие традиции российской педагогики, позволяет раскрыть  творческий потенциал всех субъектов образовательно-воспитательного процесса, развивает единый социокультурный и ценностно-смысловой контекст содержания  современного образования и воспитания и в конечном итоге создает единую открытую систему непрерывного духовно-нравственного развития социально-культурного образовательного пространства.

Проекты героико-патриотического направления: «Наш выпускник  Алексей Румянцев – герой России» средней школы №3, «Карта Победы» средней школы №1, «Солдатский платок» Кармановской средней школы,  «Мы этой памяти верны!» Ашковской основной школы, «Читая  письма с фронта» Серго-Ивановской основной школы и другие  позволили  решить задачи изучения героического прошлого России, воспитания верности ее духовными традициями,   совершенствования у обучающихся ценностно-ориентированных качеств личности. Проекты, основанные на традициях и ценностях православия: «Рождество для всех» Никольской средней школы,  «Пасхальные дни милосердия»  Родомановской средней школы, «Небесный покров над нами» Баскаковской средней   школы, «По страницам православного календаря» средней школы №4» позволили детям получить опыт самостоятельных, активных, социально значимых действий - таких, как: изготовление сувениров и открыток для поздравления пожилых людей, оказание помощи одиноким престарелым людям, проведение праздничных концертов для жителей микрорайонов и родителей. Проекты, основанные на  ценностях семьи, малой родины: «Доброхоты» Токаревской средней школы, «История школы. Никто не забыт, ничто не забыто»  Кармановской  средней школы, «Маленькие волонтеры, несущие радость» средней  школы №2, «Мы живем семьей единой» Клушинской основной школы, «Моя деревня – моя забота» Колокольнинской начальной школы и многие другие  позволили  продолжить деятельность по  формированию системы семейных ценностей у обучающихся и их родителей,  активизировать работу с родительской общественностью.

Очевидно, что организация и проведение социальных проектов в условиях усиления роли социального партнерства дает школе дополнительные возможности для духовно-нравственного, интеллектуального, социального и эстетического развития обучающихся в свете реализации воспитательной компоненты ФГОС, интегрирует в систему образования новые ресурсы, подходы, развивает мотивацию обучающихся. Степень удовлетворенности участников проекта достаточно высока: от 80 до 100%.

Комитет по образованию Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области действует как координатор и организатор деятельности площадки и  видит свою задачу в обеспечении условий для апробации данного  проекта – таких, как: информационное освещение работы площадки: на сайтах  Администрации муниципального образования «Гагаринский район» и благочиния Гагаринского округа,  в формате передач местного телеканала «Орбита плюс», в газете «Гжатский вестник»; мониторинговая деятельность процессов реализации проекта; создание и организация деятельности  районного методического объединения координаторов и педагогов, работающих в рамках пилотного проекта; организация  активного участия педагогов в региональных мероприятиях соответствующего направления; обновление районного банка передового педагогического опыта по теме пилотного проекта; интеграция ресурсов образовательно-воспитательных отношений в целях повышения качества образования.

Уже сегодня можно с уверенностью утверждать, что единый социокультурный и ценностно-смысловой контекст содержания деятельности регионального проекта позволяет использовать внеурочную деятельность как систему взаимодействий образовательной организации с социумом и возможность сформировать у обучающихся способность анализировать и оценивать социальные явления, строить отношения с окружающими людьми в соответствии  с общечеловеческими моральными и нравственными нормами на основе православных ценностей и традиций.

Мы видим, что работа в рамках регионального проекта  способствует развитию интереса общества к жизни школы и оптимизации ресурсного обеспечения проекта в муниципальном  образовании: на качественно новом уровне проходят традиционные районные мероприятия: с сектором социальной защиты населения – «Пасхальные дни милосердия», с союзом Гагаринских предпринимателей  – молодежный форум «Я выбираю жизнь!», с ДОСААФ – военно-спортивная игра «Зарница», с ФОК-ом «Восток»  –  «Гагаринские старты», с благочинием – Пасхальные концерты, Рождественские чтения и открытый  фестиваль творчества детей и взрослых  по духовно-нравственной тематике «Вера. Надежда. Любовь». В рамках данных мероприятий обучающиеся имеют возможность проявить полученные знания, получить опыт как творческой реализации основ культуры православия, так и участия в социально значимых мероприятиях различного направления. Ежегодно  в этих районных проектах принимают участие около 2 тысяч человек: обучающиеся, их  родители, педагоги,  семьи, представители администрации района, учреждений и организаций.

Опыт, накопленный образовательными организациями за эти годы, позволил родиться ряду муниципальных проектов духовно-нравственной направленности, участников которых уже трудно сосчитать:

  • это создание ныне действующего электронного литературного альманаха «В начале было Слово…», где регулярно публикуют свои творческие работы обучающиеся школ, студенты колледжа, педагоги, родители;
  • ·рождение необыкновенного творческого коллектива – районного православного театра «Зов», дающего возможность ощутить сопричастность живым православным истинам;
  • это создание районной творческой лаборатории «Души прекрасные порывы», которая подарила чудесный проект «Рождественский бал в Гжатском уезде»;
  • · это деятельность районной православной мастерской по проведению театрализованных праздников, которые несут традиции православной культуры,  восхищение ее красотой;
  • это реализация проекта по созданию электронного путеводителя «Дорогами православия», где отражены сведения о действующих и утраченных храмах, часовнях, святых источниках, над которым трудились обучающиеся всех школ, педагоги, родители, общественность; проект находится с 2020 года на сайтах администрации района и благочиния в открытом доступе. 
Разумеется, в нашей работе имеются и проблемы: недостаточная активность родителей и  социальных партнеров в отдельных общеобразовательных организациях; удаленность сельских школ от социально-культурных объектов, что не позволяет им реализовать свои проекты в полном объеме; отсутствие четко выраженной мотивации некоторых  педагогов, участвующих в проекте.

Для решения этих проблем мы планируем усилить сетевое взаимодействие  школ,   активизацию работы с Интернет-ресурсами – что особенно важно в условия дистанционного обучения, создание условий  для  совместной разработки с социальными партнерами полезных социальных практик,  активное использование педагогами материалов районного банка передового педагогического опыта, диссеминацию  передового  педагогического и управленческого опыта на муниципальном и региональном уровнях.

Опираясь на формирующийся опыт,  можно сделать вывод: значимость и важность  проекта по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности очевидна: он усилил  культурно-образовательную среду муниципального образования, способствует интеграции  образовательных и социально-культурных ресурсов в сфере воспитания и социализации обучающихся,  постоянно  обеспечивает системное обновление сферы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на основе ценностей православной культуры.

Сегодня без этих обновлений уже невозможно строить планы на будущее. Вспоминаются слова из книги Екклезиаста: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время разбрасывать камни, и время собирать камни … время разрушать, и время строить …  время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть...» Настало время собирать камни – слагаемые разума и милосердия, чтобы укрепить наш общий дом – Россию,  фундамент которого в руках созидателя духовного мира ребенка – педагога. Настало время говорить о вечных ценностях, прославлять их и защищать, потому что самое светлое всегда беззащитно. Настало время, когда нужно любить, прощать, искренне раскаиваться.   В современном обществе так много сил, которые учат ненавидеть, но не за ними будущее: из посеянного зла никогда не вырастет блага.  Нести детям идеалы доброты,  духовной цельности, любви к ближнему – это миссия учителя, воспитателя, наставника.

Куржос Н.В., начальник отдела информационно-методической работы Комитета по образованию Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области.

Свежие публикации