438
Предлагаем вниманию наших читателей интервью с руководителем Отдела Вяземской епархии по взаимодействию с казачеством, настоятелем храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы д.Покров иереем Александром Клименковым.

 

Приветствую Вас, дорогой отец Александр! Благодарю Вас за то, что нашли время ответить на вопросы! Особый интерес читателей нашего журнала всегда вызывает личность священника, его личный путь к Богу, к священству. Прошу Вас, дорогой отче, рассказать о себе, о своем призвании к служению Церкви. Известно, что  Вам довелось, кроме священнического служения, понести труды в разных сферах государственной (светской) деятельности. Расскажите, что удалось сделать, чего добиться в этих областях?

Я родился в деревне Дмыничи Монастырщинского района на Смоленщине. Дата рождения спорная. Я полагаю, что это 8 марта 1952 года. Но, в метриках значится 10 марта. Хотя в семье не принято было в этот день отмечать день рождения. Отец не мог согласится, что день моего появления на свет совпадает с Международным женским днём 8 марта и в Сельском совете зарегистрировал меня, как рождённого 10 марта. Но повивальная бабка Луша, которая принимала роды, знала и другой календарь, церковный, в котором значился этот день, как День Александра - начальника обители "Неусыпающих". Так я получил имя Александр, а ангелом хранителем в моей жизни стал начальник обители "Неусыпающих" монах Александр.

Позже, когда я стал писать стихи, я об этом написал так:

При керосинки коптящей.

В старом бревенчатом доме.

Я появился кричащим

На прошлогодней соломе.

Бабы молились иконам.

Солнце в лучах расплескалось.

И с неуверенным звоном

В лужах капель кувыркалась.

Отец фронтовик. Окончил ускоренные курсы строителей - десятников и был направлен на восстановление спиртового завода в деревне Крапивна Монастырщинского района, на котором потом и проработал почитай всю жизнь. А мы там выросли, окончили школу и разъехались осваивать дороги, отмеренные Господом.

В 1964 году в Монастырщине открывалась музыкальная школа. Однажды в 6 класс зашла директор средней школы и пригласила меня следовать за ней. Когда мы оказались в классе, где стоял музыкальный инструмент - фортепиано, она попросила комиссию: "Послушайте этого мальчика, - по-моему, он годится для поступления в музыкальную школу". Так я стал одним из первых выпускников Монастрщинской музыкальной школы по классу баяна. Во время учёбы нам приходилось участвовать в концертах. Пьесы начинающих музыкантов были аргументом для поступления в музыкальную школу других ребят. На одном из таких концертов я предложил преподавателю: "А можно я сыграю не пьесу, а исполню, под собственный аккомпанемент, песню "Москвичи"... Зал утонул в аплодисментах. Меня просили спеть снова и снова. Так во мне родился артист.

В 1969 году, после окончания школы я понял, что из меня не получится военный офицер. Но в музыкальном училище не было эстрадного отделения. И я решил стать музыкантом вокально-инструментального ансамбля. Тогда этот жанр только начинал свою короткую жизнь. Не было преподавателей, аппаратуры, способной воспроизводить звук, не было музыкальных инструментов. И я решил поступать в смоленский электротехникум связи. Там можно научиться изготавливать аппаратуру, - рассуждал я, - а потом в техникуме был ансамбль "Вершины", которым руководил скрипач Алексей Лунин-Царёв. Это и решило мой выбор. Но когда я, наивный, предложил себя, как музыканта в коллектив, это вызвало иронию музыкантов. Во-первых, мои навыки баяниста никак не подходили к требованием жанра в то время, ну и моё русско-белорусское: "Говóрить. Круглый як яечечко." с мягким произношением буквы "г", больше погожей на "х", вызывало смех среди городских музыкантов.

Разочарованный в том, что я не состоялся, как музыкант вокально-инструментального ансамбля, решил пойти служить срочную службу в Советской Армии. Так я оказался в городе Владимире, в учебном подразделении, где готовили командиров средних танков, а затем в "Тяжёлом полку", который дислоцировался в городе Дзержинске, тогда Горьковской, а сейчас Нижегородской области. Пройдя путь от сержанта до младшего лейтенанта, демобилизовался и вернулся снова в электротехникум, чтобы стать специалистом телеграфной связи, коль не смог стать музыкантом ВИА. Но судьба была ко мне благосклонна. К тому времени участники ансамбля "Вершины" закончили техникум и разъехались по распределению. Я  создал свой ансамбль, который назвали "Кривичи". Именно с этим названием ансамбль стал Лауреатом фестиваля "Днепровские Зори". Так я оказался в Вязьме, где директор Вяземского филиала Московского прожекторного завода Владимир Николаевич Михайлов предложил мне переехать в Вязьму и работая инженер конструктором на заводе продолжать заниматься музыкой. Но ансамбль был замечен на фестивале Молодёжи и студентов в городе Куйбышеве и отправлен с концертной деятельностью на агит-поезде ЦК ВЛКСМ по стране, где было в то время много комсомольских строек таких, как БАМ, КАТЭК, строительство газопровода Уренгой-Помары-Ужгород. А затем участие в культурной программе "Олимпиада-80", Фестиваль молодёжи и студентов в Москве в 1985 году. Обретая свое творческое лицо и пополняя репертуар, я начал писать музыку к песням, а затем и песенные тексты к ним, и стихи. К этому времени у меня вышло пять музыкальных альбомов и семнадцать авторских книг стихов и прозы. Как писатель я стал Лауреатом премии им. М.В. Исаковского. Моя музыка звучала на радио и телевидении, использовалась в фильмах.

Причиной перемены места жительства и новой вехи в истории вокально-инструментального ансамбля "Кривичи" было связано и ещё с одним обстоятельством в моей жизни. В 1983 году у меня родился сын Роман. Роды были приняты в Смоленском родильном доме на улице Кирова, позже станет известно, что там ребёнок был заражён стафилококком. И первая простуда стала причиной стафилококковой пневмонии. Врачи не могли, чем-либо помочь. Мы, родители, метались из Москвы в Белоруссию в поисках стафилококковой плазмы. Ничего не помогало. Возвращаясь ночью из Смоленской больницы на Покровке, я зашел в Успенский собор. Стал просить Божью Матерь спасти сына. Когда я вернулся после работы в больницу, сын открыл глаза. Его перевели из реанимации в бокс, а потом в палату. Врачи удивлялись его выздоровлению. А я стал посещать Успенский собор. Однажды там я столкнулся с женщиной, которая работала в техникумовском общежитии вахтёром. Какой вы молодец, что веруете в Бога, - с улыбкой похвалила она меня. Но после этой встречи, вызвали директора техникума и попросили его разобраться с преподавателем, то есть со мной, после окончания техникума я был оставлен там на преподавательской работе. Директор пригласил меня и сказал, что надо мной сгущаются тучи, что и было одной из причин моего переезда в Вязьму, хотя директор учебного заведения Никитин Николай Хрисанфович искренне жалел о принятом мною решении.

В 1985 году, отметив свой десятилетний юбилей, я ушёл из коллектива и после недолгих скитаний в выборе своего жизненного пути, оказался в совхозе "Днепропетровский". Было интересно строился посёлок Кайдаково, свиноводческий комплекс на 54 000 голов. В 1987 году Русская Православная Церковь отмечала своё 1000-летие. Я в то время работал директором совхоза "Днепропетровский". Куратор строительства в Кайдаково Алексей Иванович Стёпочкин рассказал мне, что Троицкий собор в Вязьме испытывает трудности с проведением праздника. Я предложил  помощь. Так я познакомился с настоятелем Троицкого собора игуменом Пантелиимоном, в настоящее время Митрополитом  Красноярским и Ачинским, а затем и с архиереем Смоленской и Вяземской епархии архиепископом Кириллом, ныне патриархом Московским и всея Руси.

Русская Православная Церковь возрождалась. Везде нужна была помощь. Мечталось отстроить храм в деревне Покров, на территории Днепропетровского совхоза, где я был директором. В деревне, где в Отечественную войну 1812 года располагался штаб легендарного партизана Дениса Давыдова, а в 1942 годы был штаб Первого Гвардейского кавалерийского корпуса под командованием генерала П. А. Белова. Не хватало духа и решимости. Но всё изменилось в одну ночь. Приснилась Пресвятая Богородица и сказала мне: "Ты просил спасти сына. Построй храм Покрова Божьей Матери". За три месяца храм чудесным образом был возведён и на праздник Покрова в 1993 году был освящён митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, а я возведён в сан диакона и назначен настоятелем этого храма. С возможностью служить обедницу с возгласом "Молитвами святых Отец наших..."

На выпускном экзамене в Смоленской семинарии Высокопреосвященнейший владыка Кирилл, благословляя выпускников, сказал: "Все выпускники семинарии должны быть клириками православных церквей, кроме отца Александра Клименкова, у него будут и другие послушания". Так я, по благословению правящего архиерея, пройдя круг светских послушаний, был избран МЭРом города Вязьмы, на протяжении 30 лет не прерывая ни на один день службы в храме.

В 2014 году, закончив полномочия Главы Вяземского городского поселения, Правящим архиереем Смоленской епархии я был рукоположен в сан иерея. В 2023 году исполняется тридцать лет моего служения Русской Православной Церкви.

Архиерейское богослужение в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в храме села Покров

Дорогой батюшка, Вы возглавляете митрополичью Коллегию и епархиальный отдел по взаимодействию с казачеством и сами являетесь казаком. В этой работе Вы имеете огромный опыт. Кто такой полковой священник, каковы его обязанности, трудности в работе с казаками, с кадетами?

З0 лет назад я связал свою судьбу с казачеством, которое возрождал на Вяземской земле Александр Иванович Культяпкин. Мой дядя Фёдор Григорьевич Клименков, который вернулся с фронта капитаном - танкистом, был первым послевоенным Гаишником на Смоленщине, а потом проработал до глубокой старости заместителем начальника пассажирского хозяйства в городе Смоленске, рассказывая историю нашего рода по линии отца, вспоминая, что наш род из Донских казаков. Оказались на Смоленской земле во времена смуты на службе у атамана Заруцкого, а потом от прадеда Василия, у которого было четыре сына: Нестор, Егор, Платон и его отец Григорий оказались в Монастырщинском районе. Видно и во мне проснулась казачья кровь, и я стал помощником Александра Ивановича Культяпкина в чине казачьем сотника, а потом войскового старшины. Сейчас, поддерживая казачество, а оно в на Вяземской земле упоминается с 1520 года, являюсь председателем коллегии Смоленской митрополии по взаимодействию с казачеством и руководителем отдела по взаимодействию Вяземской епархии. Занимаюсь с кадетами ансамбля "Виват, кадеты!". Выступали на сценических площадках в городах Москве, Смоленске, Гагарине, Рудне.

Во всех делах моих Господь Бог не оставляет без внимания мои помыслы и чаяния. Слава Богу! А 4 апреля 2019 года над храмом Покрова Божьей Матери во весь рост явилась сама Богородица. И все мои дела в этой жизни померкли от этой встречи. Какой может быть самая высокая награда для верующего человека. Та, о которой он и мечтать не мог - Встреча с Самой Владычицей Пресвятой Богородицей. Три церковных сооружения: храм Покрова Божией Матери в деревне Покров, храм Рождества Покрова Божией Матери в Вязьме и часовне в честь иконы Божией Матери, именуемой "Одигитрия", - вот три награды, которые мне даровала Матерь Божия, благословляя меня на их строительство.

Я во время службы на мемориальном комплексе, которое первым в Советском Союзе создано не без помощи Пресвятой Богородицы, как и многие другие объекты, являются той памятью, которая наполняет мою прожитою жизнь с благодарностью и людям принявшим участие в этой небезгрешной, но устремленной жизни, прожитой Христа ради и для Отечества.

Благодарю Вас, отец Александр! Поздравляю Вас с 30-летним юбилеем Вашего служения в священном сане!  Божией помощи, здоровья, сил на все!

Беседовал прот. Олег Переверзев

Материал взят с журнала "Вяземские епархиальные ведомости №2(31) / 05.2023"
Ознакомиться со всеми выпусками журнала можно по ссылке: https://www.vyazmaeparh.ru/journal.html

Читайте так же в
Вяземская епархия в ВконтактеВяземская епархия в Telegram

Другие новости