1574
15 декабря / 2 декабря (ст. ст.) – священномученик Николай Заболотский родился в 1876 г. в городе Вязьме, в 1905-1910 гг. преподававшего в Вяземской Александровской мужской гимназии.

15 декабря / 2 декабря (ст. ст.) – священномученик Николай Заболотский родился в 1876 г. в городе Вязьме, в 1905-1910 гг. преподававшего в Вяземской Александровской мужской гимназии.

Священномученик Николай родился 24 апреля 1876 года в городе Вязьме Смоленской губернии в семье протоиерея Николая Заболотского, служившего в Воскресенском храме.

 Из «Адрес-календаря Смоленской епархии» известно, что его отец Николай Алексеевич Заболотский окончил семинарию в 1867 году. В сан священника его рукоположили в 1872 году. В Воскресенском храме отец Николай служил с 1875 года. В 1893 году его наградили камилавкой. Каменный храм в честь Обновления Храма Воскресения Христова с приделом во имя святителя Николая чудотворца построили в 1726 году на средства купца Ивана Григорьевича Вязьнева с приходскими людьми. Позже к храму пристроили еще два придела: в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и Нерукотворенного Образа Христа Спасителя. Храм разрушили в тридцатые годы XX века.

 В 1895 году Николай Николаевич окончил Вяземское духовное училище и поступил в Московскую духовную семинарию.

 В 1899 году его перевели в Вифанскую духовную семинарию, находившуюся в окрестностях Сергиева Посада, при Спасо-Вифанском монастыре, приписном к Троице-Сергиевой лавре.

 По окончании семинарии, в 1902 году Николай Николаевич поступил в Юрьевский университет (с 1919 г. г. Тарту в Эстонии), но тяжело заболел, и ему пришлось оставить учебу.

 В 1905 году его приняли преподавателем в Вяземскую императора Александра III мужскую гимназию.

 В 1910 году преосвященный Феодосий (Феодосиев), епископ Смоленский и Дорогобужский рукоположил его в сан диакона, и затем в сан священника и направил на приход храма в честь Рождества Христова в селе Будаево Гжатского уезда.

 В 1913 году отца Николая перевели на приход храма в селе Федотково Юхновского уезда Смоленской губернии.

 С 1917 года по 1926 год он служил в храме в селе Марьинское Рославльского уезда, а затем в храме в деревне Коробкино Гжатского уезда.

 В 1931 году отца Николая направили на служение на приход храма в селе Некрасово Уваровского района Московской области. Здесь его возвели в сан протоиерея и назначили благочинным.

 Весной 1937 года представители местных властей стали писать в районное отделение НКВД. Они жаловались, что отец Николай совершает таинства и требы в домах прихожан, не только не спрашивая на это разрешения сельсовета, но и, будучи спрошен, почему он делает это, не дает ответа, считая, что не дело властей спрашивать о том, что касается церкви и его священнической деятельности.

 28 июня 1937 года заведующий отделом политучебы Уваровского райкома комсомола направил начальнику Уваровского НКВД докладную записку, в которой утверждал, что священник ведет в приходе агитацию, чтобы верующие не работали в первый день Пасхи и в религиозные праздники, а также что он лечит людей и домашнюю скотину.

 «Я считаю,– писал заведующий, – Заболотский никакого права не имеет на лечение людей и животных, за это он должен быть привлечен к ответственности».

 Работник Уваровского райкома ВКП(б) сообщал, что «в 1935 году во время весеннего сева, на который попадала Пасха, граждане... побывши в церкви как в первый, а также и во второй день Пасхи, не работали и не выполняли план сева, заявляя: «Батюшка говорил, что урожай зависит не от того, чтобы работать в святые дни Пасхи, раньше не работали по целой неделе в дни Пасхи, а урожай собирали хороший».

 19 ноября 1937 года протоиерея Николая арестовали и заключили в тюрьму в городе Можайске.

 Через несколько дней после ареста отца Николая на допрос вызвали председателя сельсовета, которого спросили, что он знает об антисоветской деятельности священника в селе. На это председатель ответил:

– Об антисоветской деятельности Заболотского мне стало известно с мая 1937 года, когда он появился в деревне Жихарево и начал обходить дома колхозников с целью окрестить колхозных ребятишек и, предлагая причаститься престарелым мужчинам и женщинам в деревне Жихарево.

– Что вам лично известно об антисоветской деятельности гражданина Заболотского? – спросил следователь.

– Мне известно, что примерно 10 мая 1937 года я лично как председатель сельсовета был свидетелем, что Заболотский крестил двоих детей у гражданина деревни Жихарево.

– Как вы реагировали на факт крещения детей?

– Когда я зашел в избу колхозника, то, увидев священника Заболотского, я спросил: «Что вы тут делаете без ведома сельского совета?» А он, Заболотский, ответил: «А вам какое дело? И что тебе от меня нужно?» Тогда я ему ответил: «Я являюсь председателем сельского совета на данной территории, и для того, чтобы сделать то и иное дело, вы должны были меня поставить в известность, прежде всего». Тогда Заболотский ответил: «Дело не ваше, мы с вами не связаны». На это я ему сказал: «Вы, совершая обряд крещения детей в неприспособленной посуде, можете заразить детей какой-либо болезнью». Тогда он закричал: «А, это Андреев! Мне про него говорили!» И в заключение добавил: «Вы сами разносите коммунистическую заразу». Я спросил: «Что значит коммунистическую заразу?» Он ответил: «Вы в клубе собираете по пятьсот человек населения и прививаете этому населению коммунистическую заразу».

 В тот же день допросили некую колхозницу, которая показала, что

«в мае 1937 года священник Заболотский пришел в деревню Жихарево без ведома сельсовета и стал ходить по домам колхозников, предлагая населению свои услуги, чтобы отслужить в доме молебен. Здесь пришел председатель сельсовета к священнику Заболотскому и сказал: «Вы без ведома сельсовета ходите из дома в дом и разносите заразу, так как у нас в домах имеются больные сыпным тифом». Священник Заболотский начал высказывать недовольство коммунистической партией, говоря: «Вы больше разносите коммунистическую заразу, у вас бывает кино, а люди на постановку приходят всякие».

 2 декабря 1937 года следователь снова допросил отца Николая:

– Вы в мае 1937 года были в деревне Жихарево? – спросил следователь.

– Да, был. Я был приглашен в деревню Жихарево для крещения ребенка.

– Следствие располагает проверенными материалами, что вы, находясь в деревне Жихарево, распространяли контрреволюционную клевету против советской власти и партии ВКП (б). Вы признаете себя в этом виновным?

– Это ложь...

– Следствием установлено, что вы среди населения ведете активную антисоветскую агитацию, направленную против существующего строя. Вы признаете себя в этом виновным?

– Антисоветской агитации я среди населения не вел. Я живу изолированно, на погосте, в церковной сторожке. В селения хожу только по приглашению.

 На этом допросы отца Николая закончились.

 5 декабря 1937 года тройка НКВД по Московской области по статье 58-10 УК РСФСР «за антисоветскую агитацию» приговорила его к расстрелу. Из обвинительного заключения отца Николая: «находясь в деревне Жихарево, распространял контрреволюционную клевету против Советской власти и ВКП (б)... Вел среди населения активную антисоветскую агитацию против существующего строя...».

 Его расстреляли 15 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и похоронили в безвестной общей могиле.

 15 июля 1989 года протоиерея Николая реабилитировали решением Прокуратуры Московской области.

 Отца Николая причислили к лику святых новомучеников Российских для общецерковного почитания постановлением Священного Синода от 25 марта 2004 года.

 Память священномученика Николая Заболотского - 2 / 15 декабря (н. ст.); в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской; в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших (4-я суббота по Пасхе).

 Величаем тя, страстотерпче святый Николае, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси!

Литература:

  1. Адрес-календарь Смоленской епархии. Смоленск, 1897. С. 154.
  2. Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии. Сост. иг. Дамаскин (Орловский). Доп. т. 3. Тверь, 2005. С. 247-251.
  3. История иерархии Русской Православной Церкви. ПСТГУ. М., 2006. С. 456.
Читайте так же в
Вяземская епархия в ВконтактеВяземская епархия в Telegram