Иеросхимонах Феодор (в миру Федор Николаевич Пуляшкин) родился 9 мая 1758 года в городе Вязьме Смоленской губернии. Его отец особо любил духовное чтение и имел в своем доме большое количество благочестивых книг. Мать Матрона Никитична, по смерти своего супруга и после пожара, истребившего почти все имущество, переехала с семейством в Санкт-Петербург к родному брату, богатому купцу. В 1786 году она поступила в Московский Новодевичий монастырь, в котором приняла постриг в монашество под именем Митрополия (вероятно Миропия). Она снискала в монастыре общее расположение: отличительными чертами её характера были глубокое смирение и добросердечие. Монахиня Миропия скончалась в городе Ростове Великом 24 января 1812 года на семидесятом году от рождения и её похоронили на территории Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря (1), настоятелем которого с 1806 по 1818 годы служил её старший сын, архимандрит Аполлинарий. (2)

Определенный в лавку к своему дяде, Федор скоро почувствовал отвращение к мирской суете. Предпочитая торговле беседы со старцем-монахом, он много времени проводил в Александро-Невском монастыре, за что не раз терпел побои от приказчика. В 1771 году Федор умолил мать отпустить его для постоянного жительства в Александро-Невский монастырь. Ревность его в служении Господу была столь велика, что через полгода он по совету знакомого старца перешел из монастыря в Саровскую пустынь, когда там подвизался великий угодник Божий - преподобный Серафим. Здесь он проходил разные послушания: три года был звонарем, потом трудился в хлебной, квасоварне, три года на просфорне и, наконец, стал пономарем.

Из Саровской пустыни Федор перешел в Московский Симонов монастырь, вероятно, по желанию подвизаться рядом с родным братом, который проходил послушание в этой обители. Здесь их обоих постригли в монашество. Старший (одним годом) брат Архип принял постриг с именем Аполлинарий 13 апреля 1875 года; 8 июня его рукоположили в сан иеродиакона, а 11 июня - в сан иеромонаха. 4 апреля 1876 года принял пострижение и Федор с именем Филарет. Преосвященный Григорий, епископ Грузинский, 8 мая 1787 года рукоположил монаха Филарета в сан иеродиакона.

Как монаха строгой жизни, иеродиакона Филарета в 1788 году по воле преосвященнейшего митрополита Гавриила вызвали в Санкт-Петербург и поместили в число братии Александро-Невского монастыря, а 21 мая 1789 года митрополит рукоположил его в сан иеромонаха. Преосвященный Гавриил высоко ценил в отце Филарете духовную опытность и знание иноческой жизни. Когда митрополит получил из Молдавии, сделанный старцем Паисием (схиархимандрит Паисий Величковский прославлен в лике святых в 1988 г.) перевод с греческого книги «Добротолюбие» и отдал его для пересмотра и исправления богословам Александро-Невской духовной семинарии, то поручил им обращаться за советом к старцам, на деле проходившим высокое учение о духовной созерцательной жизни и умной молитве, предлагаемое в «Добротолюбии». В числе этих старцев был и отец Филарет.

«Они, - говорил архипастырь богословам, - хотя и не знают так, как вы, греческого языка, но лучше вас знают из опыта духовные истины, непостигаемые одним только

книжным учением, и потому правильнее вас могут понимать смысл наставлений, содержащихся в этой книге».

В сентябре 1794 года иеромонаха Филарета причислили к больничным монахам Новоспасского монастыря в Москве. Он исправлял чередное священнослужение в Никольском больничном храме обители. В отсутствии настоятелей он принимал участие в управлении монастырем в качестве одного из членов учрежденного при обители Духовного собора. В 1798 году иеромонаха Филарета, как опытного в духовной жизни, избрали братским духовником. Но в следующем году по случаю болезни и крайнего изнеможения, его уволили от всех должностей и оставили на больничном содержании.

С этого времени старец Филарет исключительно упражнялся в молитве, особенно умной, в чтении священных книг и «Добротолюбия» в переводе старца Паисия Величковского, к которому имел великую любовь.

Проведя несколько лет в подвиге строгого безмолвия, старец Филарет остальную часть своей жизни, предположительно с 1809 или 1810 года посвятил открытому служению ближним, предлагая назидательные советы и утешение всем нуждающимся в них без различия лиц и состояний. Лишь однажды, в 1812 году, старцу пришлось покинуть стены Новоспасской обители.

На пути в Вологодскую губернию и потом на обратном пути в Москву старец Филарет посетил Ростовский Спасо-Яковлевский монастырь, где незадолго до этого похоронили его мать и где начальствовал брат - архимандрит Аполлинарий. Вероятно, тогда и началась его дружба с иеромонахом Спасо-Яковлевского монастыря Амфилохием, который сорок лет предстоял раке святителя Димитрия (преподобный Амфилохий (1749-1824 гг.) - наиболее известный из подвижников Спасо-Яковлевского монастыря, память блаженного священноинока 26 мая / 8 июня). По возвращении в Москву старец Филарет продолжал почти до самой кончины наставлять ближних и помогать им. Нередко случалось, что от множества посетителей старец не имел времени ни для трапезы, ни для краткого отдыха, несмотря на мучительную болезнь (грыжу), от которой страдал постоянно. Благодать Божия укрепляла немощного старца, и действием той же благодати никто из приходивших с верой в душе не отходил от него, не получив утешения или назидания. Прозорливость старца была поразительна: иногда случало, что кто-нибудь говорил ему обратное тому, что знал или чувствовал, и старец, как бы не слушая рассказа, отвечал прямо на внутреннее настроение этого человека, тот приходил в страх и исповедовал истину. Таинства исповеди он не совершал, ссылаясь на закон, по которому пресвитер-монах не должен исповедовать никого без особого разрешения архиерея, но многие открывали ему свои грехи с тем, чтобы получить от него назидание и умиротворение. Известен случай исцеления бесноватого по молитвам старца.

Мы не знаем, общался ли с отцом Филаретом Император Александр I, посетив Новоспасский монастырь 2 ноября 1817 года, но известно, что перед отправлением в Таганрог 1 сентября 1825 г. Александр Павлович посетил иеросхимонаха Александро-Невской Лавры Алексия, двоюродного брата иеромонаха Филарета, и долго с ним беседовал.

В трудную для себя минуту обратился к старцу Филарету за духовным советом преподобный Зосима (Верховский), который в 1826 году основал в шестидесяти верстах от Москвы Троице-Одигитриевскую пустынь. (3)

На пути в Москву душа отца Зосимы испытала борение двух чувств: любовь склоняла его не оставлять горьких сирот, преданных ему, смирение же внушало, что он недостоин их любви и послушания, и влекло его на север, где он мог бы навсегда скрыться в безвестности. Совет, который преподал ему отец Филарет, сохранил для нас Зосимову пустынь, история которой могла закончиться, едва начавшись.

В октябре 1832 года иеросхимонах Макарий (Иванов) на обратном пути из Петербурга в Площанскую пустынь (4), где он первоначально подвизался, имел утешение быть у отца Филарета. Отчасти по его совету отец Макарий перешел из Площанской в Оптину пустынь; позднее в келье преподобного Макария Оптинского находился живописный портрет старца Филарета.

Знаменитая старица Московского Ивановского монастыря Досифея глубоко почитала отца Филарета и даже завещала похоронить себя на территории Новоспасского монастыря, возле окон его кельи.

Выдающийся деятель русской культуры И.В. Киреевский познакомился со старцем сразу же после своей свадьбы: его жена Наталья Петровна Арбенева была духовной дочерью иеромонаха Филарета. Получивший блестящее образование за границей и увлекавшийся немецкой философией, он был почти равнодушен к вере. Его друг А.И. Кошелев вспоминал: «И.В. Киреевский никогда прежде не носил на себе креста. Жена его не раз о том просила, но Иван Васильевич отмалчивался. Наконец, однажды он сказал ей, что наденет крест, если он будет прислан от старца Филарета. Наталья Петровна поехала к отцу Филарету и сообщила ему это. Старец, перекрестившись, снял с себя крест и, давая, сказал Наталье Петровне: «Да будет он Ивану Васильевичу во спасение». Когда Киреевский узнал, какой крест привезла ему Наталья Петровна, он пал на колени и сказал: «Теперь чаю спасения для души моей, ибо я в уме своем положил: если отец Филарет снимет с себя крест и мне его пришлет, то явно будет, что Бог призывает меня ко спасению». С этой минуты заметен был решительный поворот в мыслях и чувствах Ивана Васильевича. …Во время предсмертной болезни старца Иван Васильевич ухаживал за ним с заботливостью преданного сына».

Благочестие отца Филарета было весьма назидательно. По причине множества посетителей, и особенно по своей болезни, он не мог бывать на всех службах, но молился на ранней Божественной литургии каждый день в больничном храме. Через каждые шесть недель он причащался Святых Тайн после внимательного приготовления к исповеди. Воздержание старца в пище было удивительным, он вкушал только один раз в сутки, обыкновенно кашицу на простом бульоне или вместо обеда пил чашку чая с коркой белого хлеба. В иные дни (преимущественно в четверг) питался одной просфорой, принесенной из храма. В понедельник (в честь Бесплотных Сил), в среду и пяток каждой недели он непременно говел, исключая праздники, которые случались в эти дни; особенно строго проводил Великий пост. На первой неделе поста и на Страстной седмице слабый, худощавый старец и вовсе не принимал пищи, только вечером выпивал немного теплой воды.

Прозорливый старец предвидел приближение своей кончины, которая последовала 28 августа 1842 года. Во время похорон в монастыре было стечение народа большее, чем на монастырский праздник 6 августа. Отпевал старца высокопреосвященный Филарет (Дроздов; память 2 декабря / 19 ноября; + 1867 г.), митрополит Московский. Во время пения антифонов владыка не мог удержаться от слез, а когда тело опускали в землю, кто-то сказал: «Не было такого старца у Нового Спаса».

Почтенная могила старца находится под алтарем храма в честь Знамения Божией Матери на правой стороне.

 

Примечания:

1. Спасо-Яковлевский монастырь основан в 1389 г. преосвященным Иаковом, епископом Ростовским. Первоначально наименовался Зачатьевским по названию первого храма в честь зачатия прав. Анны. В 1764 г. к нему приписали Спасскую обитель, расположенная к западу от него. В монастыре открыто почивают мощи свт. Димитрия и прп. Авраамия Ростовских, а под спудом - мощи основателя обители, также здесь находится чудотворная Ватопедская икона Божией Матери - келейный образ свт. Димитрия Ростовского. На территории обители находится святой источник. Г. Ростов Великий, Ярославской обл.

2. История русской духовной культуры знает немало примеров удивительных, религиозно одаренных семейств, давших православному миру великих подвижников благочестия, исповедников, иерархов Церкви. Всем хорошо известны несколько поколений рода прп. Сергия Радонежского; семьи из которых вышли прп. Иосиф Волоцкий и Серафим Саровский. Так, в роду прп. Иосифа Волоцкого только в двух поколениях было 18 человек монашествующих! Но столь яркие, порой исключительные явления не должны заслонять от нас очевидного факта: таких семейств в России было великое множество. Издавна на Руси было было воспринято твердое убеждение, что один монашествующий в роде вымаливает спасение всем предкам до седьмого колена. Это убеждение, укрепившееся на фоне глубоко воспринятого Православия, сам институт монашества, ставший краеугольным камнем духовной и материальной культуры России, - привели к тому, что наличие хотя бы одного монашествующего в роде стало обычным, естественным явлением. Именно к таким семействам и принадлежала купеческая фамилия Пуляшкиных.

3. Старец Зосима принадлежал к известному дворянскому роду Смоленской губернии. В 1789 г. он отдал все имение родственникам и ушел в монастырь на Коневец, где находился под руководством старца Василиска. Через 10 лет они покинули Коневец и вели отшельнический образ жизни, преимущественно в Сибири. В 1822 г. в г. Туринске они основали женскую олбитель, но вскоре в обители начались нестроения, старец покинул монастырь и приехал в Москву, где нашел теплый прием у свт. Филарета. Вслед за ним прибыли 22 сестры, не желавшие оставаться без руководства старца. Вначале их приютила в своем доме Макрия Семеновна Бахметева, а затем отдала им часть земли на своей даче в Верейском уезде. Так возникла новая обитель, ставшая затем Троице-Одигитриевским монастырем. Датой основания можно считать 4 декабря 1826 г. Храм и все необходимые постройки в обители возвел купец Семен Логтинович Лепешкин. После 1917 г. монастырь преобразовали в сельхозартель, в это время в обители проживало до 200 сестер. В 1929 г. монастырь окончательно закрыли, а последняя игумения Афанасия (Лепешкина), внучатая племянница строителя монастыря С.Л. Лепешкина, была репрессирована (причислена к лику святых, преподобномученица). На территории обители долгое время располагался инвалидный дом, во время ВОВ - госпиталь, а затем пионерский лагерь для детей сотрудников московского метрополитена. В 1996 г. здесь состоялся первый молебен. 15 сентября 1999 г. старца Зосиму причислили к лику местночтимых святых. Монастырь открыли как подворье Новодевичьего московского монастыря, а 7 марта 2000 г. он получил самостоятельный статус.

4. Площанская Богородицкая пустынь известна с древних времен, документально известна с XVI в. В Смутное время обитель разорили поляки. По окончании Смуты монах Киево-Печерской Лавры Прокопий возобновил монастырь по разрешению царя Михаила Феодоровича и по благословению Святейшего Патриарха Филарета. Возвратившись из Москвы, Прокопий первым делом выстроил деревянный храм в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В XVIII в. его воздвигли в камне. Тогда же возвели храм в честь Покрова Божией Матери. Кроме этого в обители построили храмы во имя Сошествия Святаго духа и в честь Всех Святых над святыми

вратами. Главной святыней являлся чудотворный образ Казанской Божией Матери, которым монаха Прокопия благословили царь Михаил и патриарх Филарет. В разное время в обители подвизались известные старцы Лев и Макарий Оптинские, свт. Игнатий Брянчанинов, Василий (Кишкин), Герман прозорливец и мученик, чьим именем назван святой источник, и другие. В 1917 г. обитель преобразовали в коммуну «Пчела», но службы продолжались до 1932 г., когда агенты ГПУ арестовали и впоследствии репрессировали оставшиеся 70 монахов. Чудотворную Казанскую икону сумел сохранить один из иноков обители. В 1994 г. началось возрождение монастыря. Ныне обитель действующая. Брянская область, Брасовский р-н, пос. «Пчела».

Источник:

Почитаемые могилы и захоронения. Подвижники благочестия в Москве погребенные. Благотворительный фонд «Тредислов». М., 2006. С. 130-136.

Сост. иеромонах Даниил (Сычёв).