Иван Ефимович Юшенов родился 22 февраля 1824 года в Новом Селе Вяземского уезда Смоленской губернии в семье священника.
В то время в селе стоял каменный храм с колокольней, построенный в 1786 году на средства генерал-майора Сергея Николаевича Салтыкова. Храм имел три престола: главный - во славу Рождества Христова; южный придел - во имя святых апостолов Петра и Павла; северный придел - в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
В девять лет Ивана отдали на обучение в Вяземское духовное училище. В четырнадцать лет он поступил в Смоленскую духовную семинарию, которую окончил в 1843 году.
По благословению правящего архиерея епископа Тимофея (Котлерова-Вещезерова) в 1844 году Иван Ефимович женился, и его рукоположили в сан диакона, а затем священника на приход в село Колковичи Духовщинского уезда.
В 1846 году отца Иоанна перевели служить в Смоленск в Вознесенский женский монастырь. Здесь по благословению владыки Тимофея отец Иоанн устроил постоянные катехизические беседы с прихожанами. Он составил около восьмидесяти назидательных поучений, которые после одобрения Цензурного комитета использовались на приходах Смоленской епархии, как образцовые.
В 1856 году скончалась супруга отца Иоанна, а в 1857 году во время эпидемии холеры умерла его семилетняя дочь.
В тридцать три года он хотел поступить в Киевскую Духовную академию, но получил благословение от архиепископа Тимофея оставаться на своем месте и заниматься воспитанием оставшихся малолетних детей.
Из Вознесенского монастыря отца Иоанна назначили на должность ключаря Смоленского Успенского кафедрального собора, а в 1859 году при епископе Антонии (Амфитеатрове) поставили благочинным церквей города Смоленска. Помимо основных обязанностей, отец Иоанн исполнял в епархии и другие церковные должности: штатного члена Смоленской Духовной Консистории, члена Попечительства о бедных Духовного звания, председателя Совета женского епархиального училища, им же устроенного, члена епархиального семинарского правления и десять лет, законоучителя Смоленской женской гимназии. За усердную службу его возвели в сан протоиерея. Вероятно, что некоторое время он трудился на должности настоятеля Успенского кафедрального собора.
В 1868 году скончался его старший сын, студент университета.
4 марта 1873 года при епископе Серафиме (Протопопове) отца Иоанна постригли в монашество с наречением имени в честь преподобного Илариона Великого (?). В том же году его возвели в сан игумена, затем архимандрита и назначили настоятелем Троицкого монастыря в Смоленске. Одновременно его утвердили в должности благочинного Спасо-Преображенского монастыря в городе Рославле и Красногородищенской Введенской пустыни в Бельском уезде.
Архимандрит Иларион провел ремонтные работы в Троицкой обители и увеличил в ней число братии.
В 1876 году после кончины последнего сына, при епископе Иосифе (Дроздове) из Смоленска его перевели в Киев, где он познакомился с высокопреосвященным митрополитом Филофеем (Успенским).
24 декабря 1879 года, по представлению владыки Филофея, указом Святейшего Синода архимандрита Илариона назначили наместником Киево-Печерской Успенской Лавры. При нем выстроили корпус гостиницы, создали иконописную школу, восстановили типографию, отремонтировали колокольню и древний Успенский собор.
По представлению митрополита Киевского Платона (Городецкого), 30 марта 1884 года указом Святейшего Синода отца Илариона назначили епископом Прилукским, викарием Полтавской епархии. В Санкт-Петербурге 25 апреля прошло его наречение в присутствии членов Синода. 29 апреля 1884 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры архимандрита Илариона хиротонисали во епископа.
В том же году его назначили настоятелем Крестовоздвиженского монастыря в Полтаве, куда преосвященный Иларион прибыл 13 мая. Владыка Иларион провел работы по благоустройству обители: возвел каменный трапезный храм, устроил гостиницу, келейный корпус для братии и др.
В это время тяжело болел правящий архиерей, архиепископ Иоанн (Петин), бывший на кафедре с 1862 года, и преосвященный Иларион, по указу Святейшего Синода, в качестве викария, некоторое время управлял Полтавской епархией (с 3.07.1886 г. по 14.11.1887 г.).
14 ноября 1887 года, по увольнении высокопреосвященного Иоанна на покой (+ 8.07.1889), решением Синода епископа Илариона назначили на Полтавскую кафедру, с титулом Полтавский и Переславский.
В Полтавской епархии владыка Иларион проявил себя как талантливый администратор и организатор религиозно-нравственного просвещения народа. По его благословению на всех городских и сельских приходах проводились внебогослужебные беседы с прихожанами. Создавались церковно-приходские школы, количество которых к началу XX века достигло тысячи двухсот.
В 1888 году по инициативе преосвященного Илариона в Полтаве открыли Епархиальный комитет Всероссийского миссионерского общества. В 1890 году создали Свято-Макарьевское епархиальное братство и еще несколько других приходских братств. В 1899 году открыли Полтавский отдел Православного Палестинского общества.
При владыке Иларионе организовывались сиротские приюты, попечительства и другие благотворительные учреждения.
По благословению епископа Илариона обновили Полтавский кафедральный собор, Крестовую церковь при архиерейском доме, Сампсониевский храм на месте Полтавской битвы.
Преосвященный Иларион скончался в Полтаве 18 / 31 января 1904 года.
Решение о прославлении в лике местночтимых святых Полтавской епархии епископа Илариона принято Священным Синодом Украинской Православной Церкви Московского Патриархата 16 сентября 2014 года (журнал № 47). Его святые останки Синод постановил считать святыми мощами.
Прославление владыки Илариона состоялось в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре.
Днем памяти святителя Илариона (Юшенова), епископа Полтавского и Переславского установлено 12 мая / 29 апреля (по ст. ст.).
Величаем тя, святителю отче Иларионе, и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего!
Литература:
1. История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. ПСТГУ. М., 2006. С. 215, 395, 456.
2. Очерк истории Смоленской Духовной Семинарии. 1728-1868 гг. Сост. Иван Сперанский. Смоленск, 1892. С. 340.
- Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 1. Репринтное изд. М., 1992. С. 933.
Сост. иеромонах Даниил (Сычёв)