522

20 марта, во вторник 5-й седмицы Великого поста, Русская Православная Церковь отмечает день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся.

В этот день епископ Вяземский и Сергий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Преображенском храме города Вязьмы.

Его Преосвященству сослужили:

тезоименитый в сей день, секретарь Вяземской епархии – протоиерей Валерий Калинин;
благочинный Гагаринского благочиния – игумен Александр (Карпиков);
настоятель храма Рождества Христова г. Вязьмы – игумен Гавриил (Марков);

руководитель молодежно-миссионерского отдела Вяземской епархии – иеромонах Симеон (Берёзкин);

Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением Екатерины Калининой.

Диаконский чин: старший диакон Вяземской епархии Евгений Ткач, иеродиакон Андрей (Дергачёв-Белошецкий).

За богослужением молились: ктиторы, причт и прихожане Преображенского храма.

По заамвонной молитве было совершено славление 40 Севастийским мученикам.

По завершении богослужения епископ Сергий обратился с поздравительным словом к отмечающему в сей день память своего небесного покровителя секретарю Вяземской епархии – протоиерею Валерию Калинину. Владыка Сергий пожелал отцу Валерию долгоденствия, терпения, мудрости в духовном руководстве своей паствы, а также, подражая своему небесному покровителю мученику Валерию Севастийскому, мужественно преодолевать все трудности и невзгоды на нелегком священническом поприще.

Во внимание к усердным трудам во благо Вяземской епархии, протоиерей Валерий Калинин был награждён епархиальной медалью преподобного Аркадия Вяземского III степени.

По окончании поздравления протоиерей Валерий Калинин обратился к владыке Сергию и собравшимся с благодарственным словом по случаю Дня его тезоименитства и врученной ему награды.


Один из самых любимых в народе праздников - день Сорока мучеников Севастийских, 22 марта по новому стилю. В этом году он перенесен на 20 марта. Почему же так любят этот праздник?

В 313 году святой император Константин Великий даровал христианам свободу вероисповедания. Но власть во многих провинциях по-прежнему принадлежала язычникам, гонителям христиан. Так было и в провинции Армения, располагавшейся на территории современной Турции. Здесь, в городе Севастии гарнизоном командовал ревностный язычник Агриколай. И вот зимой 320 года он повелел всем своим воинам совершить жертвоприношения идолам. Сорок человек отказались, заявив, что они — христиане и поклоняются только Богу истинному, а не истуканам.

Сначала Агриколай уговаривал их, обещал повышение по службе, деньги. Потом стал угрожать тюрьмой и позорной смертью. Но воины отвергли все посулы и угрозы, и тогда правитель заключил их в тюрьму. Узники усердно молились и ночью услышали глас: «Претерпевший до конца спасется».

Неделю спустя в город приехал знатный сановник Лисий и велел побить воинов-христиан камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный самим Лисием, попал в лицо Агриколаю. Смущенные мучители вернули узников в тюрьму, чтобы подумать, как поступить с ними. Ночью в темнице воины снова услышали утешающий голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

На следующий день воинов связанными повели к озеру близ города Севастии. В тот день был сильный мороз. Воинам приказали раздеться и поставили прямо в ледяную воду. А на берегу топилась баня, и мучители сказали, что любой из них может сразу же согреться в ней, если отречется от Христа. Всю ночь воины мужественно переносили холод, ободряя друг друга. Они пели псалмы, несмотря на боль, причиняемую обморожением. А мука эта по силе сравнима с ожогами от огня. Один из воинов после нескольких часов не выдержал, побежал на берег, к бане. Но едва он вступил на порог жарко натопленной бани, из-за резкого перепада температур кожа и плоть его стали отделяться, и он умер.

Ночь длилась, и стражники, охранявшие место мучения, задремали. Не мог заснуть только один из них, Аглаий. Он был поражен: как же эти христиане, несмотря на неслыханные мучения, не прекращают молитвы? В третьем часу ночи он увидел, что над озером разливается яркий свет, совсем как летом. Стало так тепло, что лед растаял. Аглаий недоумевал: что же происходит? Взглянув вверх, он увидел над головами воинов светящиеся венцы. Венцов было тридцать девять — по числу оставшихся стойкими мучеников. Тогда Аглаий сбросил с себя одежду, крикнул, будя других стражников: «И я христианин!» — и побежал к мученикам. Он молился: «Господи Боже, верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».
Утром вернулись начальники мучителей и увидели, что воины еще живы, да впридачу среди них один из тюремщиков! В ярости Лисий и Агриколай велели перебить мученикам молотами голени, чтобы сделать страдания невыносимыми. Но и умирая от мучений, воины не переставали молиться и славить Истинного Бога.
Лисий приказал уничтожить останки воинов, чтобы христиане не почитали мощи новых мучеников. Тела святых были сожжены на костре, а кости брошены в реку. Спустя три дня мученики явились во сне епископу Севастии Петру и повелели ему взять кости из реки. Епископ с несколькими священниками ночью тайно пришли к реке. О чудо: кости мучеников сияли в воде как звезды! Христиане собрали останки святых и с честью похоронили их.

В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» — булочки в виде птиц. Почему именно жаворонки? Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды — Христу.

Читайте так же в
Вяземская епархия в ВконтактеВяземская епархия в Telegram

Другие новости