6 августа 2018 года, в день памяти святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба, Преосвященный Сергий епископ Вяземский и Гагаринский возглавил Божественную литургию святителя Иоанна Златоустого в храме Бориса и Глеба села Борисоглебское Сычёвского района по случаю престольного дня.
Его Преосвященству сослужили:
настоятель храма Бориса и Глеба игумен Авраамий (Жуков), благочинный Гагаринского округа игумен Александр (Карпиков), настоятель храма Преображения Господня села Липецы протоиерей Алексий Командирчик, настоятель храма Божией Матери "Владимирская" села Новодугино иерей Сергий Первушин, настоятель храма Спаса Преображения села Никольская слобода протоиерей Иоанн Жданов, настоятель храма Преображения Господня деревни Мольгино иерей Иоанн Океанов.
За богослужением молились: Глава муниципального образования "Сычевский район" Смоленской области Орлов Евгений Тимофеевич, многочисленные гости и прихожане.
Богослужение сопровождалось пением церковного хора храма Благовещения Пресвятой Богородицы г. Сычёвка, под управлением регента Анастасии Чайкиной.
Диаконский чин возглавил диакон Свято-Троицкого кафедрального собора г. Вязьмы Евгений Ткач.
После сугубой ектении была вознесена молитва о прекращении междоусобной брани на Украине.
По отпусте Божественной Литургии владыка Сергий возглавил праздничный молебен и Крестный ход. В завершение молебна епископ Сергий вознес молитву святым мученикам Борису и Глебу, испрашивая их молитвенного предстательства за всех молящихся. Затем все собравшиеся вдохновенно пропели величание святым благоверным князьям Российским Борису и Глебу, после чего были провозглашены традиционные многолетия Святейшему Патриарху Кириллу, Преосвященному епископу Сергию, богохранимой державе Российской, властям, воинству и народу ея и всем православным христианам, совершающим торжество этого дня.
Затем Вяземский архипастырь обратился ко всем собравшимся с архипастырским словом поздравив настоятеля, духовенство и всех присутвующих с престольным праздником.
Молитвенное общение продолжилось за праздничной трапезой.
После трапезы детские коллективы Сычевского района выступили перед гостями со своими номерами.
Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в Святом Крещении – Роман и Давид) – первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира († 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев – Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.
Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.
Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»
Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса – Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем.
После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела – Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.
В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так – без сопротивления погибнуть от рук убийц?
Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию – любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1Ин.4:20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести – они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф.10:28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждится духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, – замечает преподобный Нестор Летописец, – как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».
Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим.12:19).
В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.