785
11 сентября 2018 года, в день празднования Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Преосвященный Сергий, епископ Вяземский и Гагаринский совершил великое освящение престола Казанского храма города Гагарин в честь Священноисповедника Владимира Хираско.

11 сентября 2018 года, в день празднования Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Преосвященный Сергий, епископ Вяземский и Гагаринский совершил великое освящение престола Казанского храма города Гагарин в честь Священноисповедника Владимира Хираско.

Его Преосвященству сослужили:

секретарь Вяземской епархии протоиерей Валерий Калинин, благочинный Гагаринского округа игумен Александр (Карпиков), настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери г. Гагарин протоиерей Владимир Титов, настоятель храма в честь Успения Пресвятой Богородицы с. Пречистое Гагаринского района иерей Сергий Романов, штатный священник Вознесенского подворья Свято-Владимирского мужского монстыря иеромонах Сампсон (Горбатенко).

Диаконский чин возглавил старший диакон Вяземской епархии Евгений Ткач.

Богослужебные песнопения исполнили певчие прихода храма в честь Казанской иконы Божией Матери г. Гагарин.

После великого освящения престола храма Преосвященный епископ Сергий совершил Божественную литургию свт. Иоанна Златоустого.

После сугубой ектении архипастырь вознес молитву о преодолении междоусобной брани на Украине.

Богослужение завершилось славлением Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и было провозглашено многолетие.

После многолетия к духовенству и молящимся с приветствием обратился Преосвященный владыка Сергий.

Слова поздравления были произнесены епископом Сергием в адрес настоятеля храма в честь Казанской иконы Божией Матери г. Гагарин протоиерея Владимира Титова, духовенства Гагаринского округа и всех собравшихся в храме для молитвы. Владыка Сергий пожелал всем милости Божией, поздравил духовенство и прихожан с праздником Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и освящением престола храма.


Свя­щен­но­ис­по­вед­ник Вла­ди­мир ро­дил­ся 11 ян­ва­ря 1874 го­да в го­ро­де Пет­ров­ске Ки­ев­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­но­слу­жи­те­ля Гри­го­рия Хи­рас­ко. Как и большинство местных поповичей, он окончил семинарию в Подольске, потом работал учителем в церковноприходских школах. После женитьбы, в 1899 году, в возрасте 25 лет, он был рукоположен во священника. Служил в сельских храмах — в церкви Вознесения Господня в селе Омельно Игуменского уезда Минской губернии (1899–1907), затем в Георгиевской церкви села Юревичи того же уезда (1907–11).

Отец Владимир был примерным семьянином. В семье священника были сын и четыре дочери. Известно, что его единственный сын Виктор вступил в комсомол и умер в юношеском возрасте от тифа, старшие дочери Валентина и Любовь стали впоследствии учительницами, младшая дочь Юлия — балериной.

С 1911 года отец Владимир был настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при училище слепых в Минске. В городе отец Владимир стал известным священником, он преподавал Закон Божий в мужской и женской гимназиях, был членом епархиального попечительства о бедных духовного звания.

Но наибольшую известность он приобрел благодаря своему самоотверженному служению слепым детям. Отец Владимир учил невидящих детей основам православной веры, но, главное, согревал их своим человеческим теплом, помогая им принимать свою болезнь смиренно и сохранять бодрость духа несмотря на все трудности «незрячей» жизни. Проблемы «незрячих» были близки отцу Владимиру — он и сам имел проблемы со зрением, и позже, в заключении, окончательно ослеп.

Храм при училище слепых, где служил отец Владимир, привлекал верующих со всего Минска. У отца Владимира было множество духовных чад — в дальнейшем, в заключении, они писали ему письма и, как могли, поддерживали его.

В первый раз протоиерей Владимир Хираско был арестован революционной властью в 1919 году за мнимую связь с эсерами, но вскоре был освобожден за недоказанностью вины. Второй раз отец Владимир был арестован при польской оккупации Минска — на этот раз, за то, что прятал у себя большевиков… А29 декабря 1925 года священник был арестован в третий раз — теперь уже снова большевиками, формально — по обвинению в связи с польским консульством (то есть в шпионаже), а-де-факто — за связь с митрополитом Мелхиседеком (Паевским).

Отец Владимир действительно хорошо знал владыку Мелхисидека, митрополита Минского и Туровского. Владыка пользовался в Белоруссии большим авторитетом. Во многом благодаря его усилиям в Белоруссии успехи обновленцев были гораздо более скромными, нежели в Центральной России — можно сказать, обновленческий раскол практически не коснулся Минской епархии. Естественно, что большевиков такой популярный православный владыка не мог не раздражать.

Опасаясь народного возмущения, чекисты не решились арестовать владыку Мелхисидека в Минске и вызвали его в Москву. Там, во время допроса в комендатуре ГПУ он и был арестован за неделю до ареста отца Владимира — 22 декабря 1925 года. Известно, что отец Владимир публично заступился за арестованного владыку, что послужило поводом для ареста самого священника.

Что касается отца Владимира Хираско, то дело о связях с польским консульством не состоялось, однако священник все равно был осужден.

Весной 1929 года отец Владимир вернулся в Минск и стал служить в той же церкви при училище слепых. Но чекисты не оставляли его своим вниманием. Вскоре, 4 апреля 1929 года в газете «Рабочий» появилась анонимная статья-донос, в которой отец Владимир, якобы от имени рабочих Минска, обвинялся в контрреволюционной деятельности.

«В церквях железнодорожников и слепых попы ведут контрреволюционную агитацию, — гласила анонимка, — они устраивают там встречи и проводы врагов диктатуры пролетариата. Железнодорожники и рабочие Минского стеклозавода „Пролетарий“ уже давно настойчиво требуют передачи этих церквей под клубы. Не пора ли выполнить эти законные и целесообразные требования минских рабочих? Мы твердо надеемся, что соответствующие органы и учреждения примут во внимание все здесь рассказанное и сделают нужные выводы».

После этой публикации отца Владимира снова арестовали и обвинили в «контрреволюционной агитации».

Сохранились записи следственных показаний отца Владимира. В них он подробно рассказывает содержание своих проповедей и объясняет, что в них «никаких антисоветских или контрреволюционных лозунгов не было». «Заканчивая мои показания по поводу отмеченных в корреспонденции газеты „Рабочий“ фактов, якобы свидетельствующих о моей контрреволюционной деятельности, я, собственно говоря, думаю, что никаких „фактов“ в этой корреспонденции не имеется…», — говорит священник. Но следователи смотрели на дело иначе.

Во время заключения в тюрьме у священника резко ухудшились зрение и слух. Дважды отец Владимир обращался к тюремному начальству с просьбой прислать врача, но так и не получил ответа.

Несмотря на болезни, отец Владимир отверг предложение следователя дать «признательные показания». «В предъявленном мне обвинении я виновным себя не признаю и к данным мною показаниям больше ничего добавить не имею», — ответил священник. В том же 1929 году протоиерей Владимир Хираско был приговорен к трем годам заключения в сибирских лагерях.

Из заключения отец Владимир освободился в 1932 году тяжело больным и практически слепым. Он поселился в г. Гжатске (ныне Гагарин) Смоленской области. Через несколько месяцев он скончался и был похоронен на кладбище при Иоанно Предтеченском храме г. Гжатска.

Читайте так же в
Вяземская епархия в ВконтактеВяземская епархия в Telegram

Другие новости