В день праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня была совершена Божественная литургия в Тихвинском храме города Гагарин

27 сентября 2018 года, в день праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня была совершена Божественная литургия в Тихвинском храме города Гагарин

27 сентября 2018 года, в день праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, игумен Александр (Карпиков) совершил Божественную литургию в Тихвинском храме города Гагарин.

Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня – единственный из двунадесятых праздников, который посвящен событиям, происходившим спустя несколько веков после евангельского времени. Такое трепетное и благоговейное отношение к Кресту Господню неслучайно.

Когда-то он был страшным орудием казни, но с крестной смертью Христа Крест стал орудием спасения людей.

Благочинному Гагаринского округа сослужил диакон Димитрий Прусов.

Церковное пение было исполнено хором Архиерейского подворья Благовещенского собора города Гагарин, под управлением регента Екатерины Бушуевой.

По окончании Литургии православные причастились Святых Христовых Таин и приклонились пред Честным и Животворящем Крестом Господнем, прося о защите и спасении.

Отец Александр поздравил всех собравшихся с праздником и выступил перед прихожанами с пастырским словом.


В начале VI века император Константин Великий сам еще не был христианином. Но вполне лояльно относился к христианам, тем более, что во Христа веровала и его мать — Елена. Это он в 313 году издал Миланский эдикт, придавший христианству статус законной религии, которую можно исповедовать открыто и свободно. В это время он сражался с владыкой римской части империи — Ликинием (или Лицинием). Перед решающим сражением Константин удостоился видения Креста и слышал слова: «Сим победиши!» — Император повелел украсить изображением креста доспехи воинов, знамена, перед его войском несли большой драгоценный крест. Так, одержав победу в 324 году, Константин подчинил себе всю территорию империи.

Вскоре было решено, что мать Константина отправится в Иерусалим, чтобы разыскать подлинный Крест Господень. И в 326 году императрица прибыла во святую землю. Есть несколько сюжетов, повествующих о ее поисках святыни. Все они сводятся к тому, что на месте Голгофы находилось языческое капище (храм Венеры), под которым обнаружилась пещера, забитая разным сором. Капище разрушили, а в пещере нашли три больших деревянных креста, гвозди и табличка с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (именно такое надписание мы видим теперь на изображениях креста в Православных церквях).

Оставалось определить, какой крест является орудием казни Спасителя. При большом стечении народа к каждому из крестов подносили болящего — прикоснувшись к святыне, страждущий получил исцеление (есть, также, предание, что в это время мимо проходила погребальная процессия и умерший, которого поднесли к Кресту, ожил). Получив явное свидетельство чрезвычайной благодати, исходившей от одного из найденных крестов, Иерусалимский епископ Макарий воздвиг (поставил вертикально) святыню перед народом. Люди пали ниц с возгласом «Господи, помилуй!».

 

На месте обретения Креста Господня начали строительство храма Воскресения Христова. С датой его освящения (14 сентября по старому стилю и 27 сентября — по новому) связан и день празднования Воздвижения.

Но мы вспоминаем не только обретение святыни в 326 году. Три столетия спустя, в 614 году персы захватили Иерусалим и увезли Крест Господень вместе с Патриархом Захарией. Пленника и Честное Древо возвратил в Иерусалим император Ираклий (по разным данным это произошло от 624 до 631 гг).

Сегодня Животворящий Крест разделен на частицы, хранящиеся в разных уголках мира.

Император Константин Великий прославлен не только дарованием свободы и прав христианам, не только инициативой к обретению Честных Древ, но и организацией Первого Вселенского Собора в Никее в 325 году. Сам он принял святое Крещение лишь в конце жизни. Православная Церковь почитает Константина, вместе с его матерью, как святых и равноапостольных.

Свежие новости