Муниципальные общешкольные Рождественские чтения в г. Сафоново

Жизненный вектор определяется именно в юности, когда молодой человек расставляет для себя приоритеты, задумывается о незыблемых ценностях, смысле бытия.

Жизненный вектор определяется именно в юности, когда молодой человек расставляет для себя приоритеты, задумывается о незыблемых ценностях, смысле бытия. И хорошо, если в этот период он сделает выбор в пользу искренности и добра, как участники муниципальных общешкольных Рождественских чтений, поделившиеся со слушателями своими рассуждениями на эту тему. Приятно было видеть, что для нашей молодежи понятия духовности и нравственности – не пустой звук.

 ВЕРНЫЙ ПУТЬ

Мероприятие, проходившее в актовом зале сафоновского Дома школьника 15 ноября, может считаться важной исторической вехой: впервые в нашем районе участниками церковно-общественного форума Рождественские чтения стали школьники. Наравне со взрослыми они говорили о вере, семье, проблемах современности с точки зрения молодежи. Свежо, необычно, интересно. Темы некоторых исследовательских работ раскрыты очень глубоко, правда, не без помощи наставников-педагогов.

Открывая общешкольные Рождественские чтения, благочинный Сафоновского церковного округа протоиерей Сергий Зеленков заметил, что серьезные исследования ребят наверняка потребовали больших усилий ума и сердца, а это – самый ценный подарок к великому празднику Рождества Христова.

Рождественские чтения 2019 года будут посвящены теме «Молодежь: свобода и ответственность». В этом направлении рассуждали и юные сафоновцы, определившие каждый для себя наиболее волнующий вопрос. Выступали все по-разному – эмоционально и спокойно, уверенно и робко. Но важно другое: все в результате сделали вывод в пользу трудного, но верного жизненного пути.

 ДУХОВНЫЙ МАЯК

 Я часто бываю в Сафонове, и вижу моих ровесников, входящих и выходящих из храма. Что же их там привлекает? Какими интересами они живут? Желание найти ответы на эти вопросы заставило в конце концов понять мотивы такого поведения, - поделилась мыслями десятиклассница Вышегорской школы Дарья Нестерова. – Церковь – это духовный маяк для человека, где можно получить совет, найти спокойствие, спрятаться от жестокого мира. После ее посещения, остаются светлые впечатления. Там подростки понимают, что праздничное настроение не зависит от наличия алкоголя, а сигарета – вовсе не признак «крутизны».

Эти и другие нравственные принципы Дарье по душе. Ей захотелось узнать больше об истории православных храмов нашего района, в том числе о разрушенных и до сих пор не восстановленных. В своем выступлении она назвала некоторые из них, а также рассказала о событии, произошедшем в ее родной деревне Вышегор в августе 2015 года: на месте строительства будущего храма в честь святого благоверного Александра Невского установлено деревянное распятие. Многие верующие селяне очень ждут воплощения задуманного благого дела. «Храм – это место особого проявления благодати Божией, где происходит разговор со Христом, возникает желание изменить свою жизнь к лучшему», - считает девушка, опираясь на собственный жизненный опыт.

А ученица девятого класса Рыбковской школы Алена Некрасова примером для молодежи считает святого великомученика Георгия Победоносца, избравшего путь исповедания христианства в 20-летнем возрасте. Немного схитрив, он мог бы стать великосветским вельможей, пользоваться жизненными благами – к тому были все предпосылки. Только великомученик своим подвигом показал, что главное в человеке – чистая душа.

 Я восхищаюсь величием этого святого, - призналась Алена. – И могу посоветовать молодым людям: если у вас на жизненном пути возникнут препятствия, вспомните о выборе Георгия.

ТРАДИЦИИ И ТВОРЧЕСТВО

О роли русской лубочной книги в духовном воспитании народа говорила на чтениях учащаяся шестого класса школы №4 Софья Прудникова. Она считает, что эти старинные издания были и остаются неотъемлемой частью нашей культуры.

Выступление Екатерины Гожевой из Васильевской школы отличалось от других эмоциональной подачей: девятиклассница рассказывала о том, что ей близко и дорого, - возрождении святынь своей малой родины. «Мы должны знать наши истоки», - озвучила она твердую убежденность земляков, взявшихся своими силами восстановить порядок в местах разрушенных давным-давно храмов.

 Взгляд на святыню светского человека сильно отличается от взгляда православного верующего. Для первого это просто памятник архитектуры, а для второго – место живой Божией благодати. Когда церковь освящается, то ей незримо дается ангел-хранитель, который пребывает на этом месте даже после разрушения святыни. Поэтому так важно хотя бы обозначить его.

Найти руины двух храмов – в честь святителя Митрофана Воронежского и Покрова Пресвятой Богородицы - удалось лишь с помощью престарелых местных жителей. В конце концов инициативная группа из селян, школьников и педагогов навела порядок в окрестностях села, а видеосюжеты помогли участникам

чтений составить представление о масштабах проведенных работ. И еще понять, что вопрос «С чего начинается Родина?» не стоит перед жителями Васильевского.

 ОСНОВА ГОСУДАРСТВА

Ячейка общества или социальный институт – как ни обозначь определение семьи, вряд ли кто-нибудь возьмется оспаривать ее важность. Уверены в этом и ребята, выбравшие это направление для своих исследований.

Иван Трояновский (8 класс школы №4) убежден в том, что семья – явление библейское, где царит гармоничное неравенство: «Когда есть любовь, неравенства не замечают». Одиннадцатиклассница Екатерина Майорова и девятиклассник Даниил Федоров из гимназии мечтают о крепкой и дружной семье, где во главу угла ставятся любовь, внимание, духовно-нравственное воспитание детей на основе положительного примера родителей, связь поколений.

Тема, затронутая учащимся девятого класса школы №2 Егором Быченковым, заслуживает особого внимания. «Отцовство глазами молодежи», как назвал юноша свою работу, - это серьезный исследовательский труд, в котором помогали его одноклассники и педагоги. Они предложили учащимся разных классов школы написать анонимные сочинения в свободной форме на тему «Каким должен быть отец», а затем проанализировали их. Цитирование отрывков из некоторых откровений брало за душу, особенно когда с детской непосредственностью ребята из младших классов признавались в том, что не любят своего отца. «Мой папа пьет», «Когда я стану папой, то буду очень внимательным к своему ребенку», «Я бы хотел, чтобы папа больше играл со мной»…

Сочинения отличались по содержанию, но общая тенденция все же прослеживалась. Дети младшего возраста в основном хотят общаться с отцом в игровой форме, подростки – чтобы отцом можно было гордиться, чтобы он не бросал их в трудную минуту. Некоторые считают отца источником материальных благ, а иначе он не достоин уважения. Старшеклассники хотят видеть отца собеседником, другом, а юноши из неполной семьи не очень расположены становиться родителями.

Егор с одноклассниками провели также соцопросы на улицах Сафонова, и очень порадовались некоторым услышанным ответам: «Отцовство – это классно!», «Это очень важная роль в обществе», «Это безграничное счастье». Большинство респондентов говорили, что о значимости брака нужно задумываться после выбора жизненного пути.

Вывод, сделанный подростками в результате исследования, напрашивается сам собой: целый ряд социальных проблем связан именно с низкой ролью отцовства. Очень хотелось бы, чтобы ребята помнили об этом в своей будущей взрослой жизни.

 ДОРОГОЮ ДОБРА

Свои мысли по поводу выбора жизненного пути, волонтерства, молодежных проблем и движений озвучили Анастасия Трошина (10 класс школы №3), Полина Федорова (7 класс школы №1) и Анастасия Паневина (8 класс гимназии). Слаженное взаимодействие церкви, семьи и школы, по мнению выступающих, - это главные посредники между формирующейся личностью человека и обществом.

Общешкольный муниципальный форум закончился награждением: настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Достойно Есть» иерей Сергий Чайкин вручил ребятам грамоты за участие в Рождественских чтениях, а педагогам-кураторам – благодарственные письма. Он выразил надежду на то, что такие мероприятия станут для нас традиционными. Почему это так важно? Они помогают понять очень простую закономерность нравственного воспитания: если человека учат добру, в результате добро и будет; учат злу – получится зло. Только нам, взрослым, не нужно забывать, что учить нужно собственным примером.  

 Ирина Куропаткина

Свежие новости