Священноисповедник Владимир Хираско, пресвитер

24/ 11 (ст. ст.) января - память священноисповедника Владимира Хираско, пресвитера, скончавшегося в 1932 (1933-?) году в городе Гжатске.

24/ 11 (ст. ст.) января - память священноисповедника Владимира Хираско, пресвитера, скончавшегося в 1932 (1933-?) году в городе Гжатске.

Владимир Григорьевич родился 11 января 1874 года в городе Петровске (По-дольске), Киевской губернии (по другим данным в городе Каменец-Подольском) в семье священнослужителя Григория Хираско.

С 1884 года Владимир учился в Духовном училище, по окончании которого в 1890 году поступил в Подольскую духовную семинарию. По её окончании Владимир Григорьевич переехал в Минскую губернию. Со 2 октября 1895 года он работал учителем в церковно-приходской школе в селе Киевец Минского уезда. Затем его назначили законоучителем в двуклассную церковно-приходскую школу в городе Турове Мозырского уезда. В 1899 году «за успеш-ное ведение учебного дела в Туровской школе» он получил награду от Мин-ского Епархиального Училищного Совета.

После вступления в брак, 17 января 1899 года Владимира Григорьевича руко-положили в сан диакона, а затем в сан священника ко храму в честь Вознесения Господня в селе Омельно (Омелино) Игуменского уезда (ныне Пуховичский район) Минской губернии. Вероятно, при преосвященном Варлааме (Черняв-ском), епископе Минском. Здесь отец Владимир прослужил семь лет. В это время он исполнял и должность законоучителя в народном училище села Оме-лино. С 1903 года он - законоучитель в народном училище села Синча. За тру-ды на Вознесенском приходе иерея Владимира наградили набедренником.

В 1906 году при епископе Михаиле (Темнорусове) его перевели в храм во имя Георгия Победоносца в село Юревичи Игуменского уезда и «за заслуги по цер-ковно-школьному делу» наградили скуфьей.

19 января 1906 года отца Владимира наградили медалью Красного Креста в память участия в деятельности Российского общества Красного Креста во вре-мя русско-турецкой войны 1904-1905 годов.

16 октября 1909 года отца Владимира назначили законоучителем Колодежско-го и Великопольского земских училищ Игуменского уезда. В 1910 году его наградили медалью в память 25-летия основания церковно-приходских школ.

3 февраля 1911 года, при этом же архиерее, преосвященном Михаиле, его назначили настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Минске, построенном при училище для слепых детей. В 1929 году при строительстве Дома Правительства храм разрушили.

В Минске в частной мужской гимназии К. Фальковича и Мариинской женской гимназии отец Владимир преподавал Закон Божий.

26 августа 1911 года его ввели в состав Минского епархиального попечитель-ства о бедных духовного звания.

За ревностное служение Церкви в 1911 году отца Владимира возвели в сан протоиерея.

С 1913 года протоиерей Владимир – заведующий и законоучитель мужской двуклассной (с дополнительными классами) церковно-приходской школы, член правления Минской духовной семинарии от духовенства, казначей Минского епархиального попечительства о бедных духовного звания.

25 июля 1914 года его избрали членом благочиннического совета города Мин-ска от духовенства. В том же году отца Владимира наградили камилавкой.

В 1916-1922 годах протоиерей Владимир служил в Минске настоятелем храма в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы (привокзального), который в 1933 году после закрытия превратили в клуб железнодорожников. В эти годы он исполнял должность благочинного храмов города Минска и законоучителя одноклассной женской церковно-приходской школы при железно-дорожной станции Минск (до 1918 г.).

В 1919 году его арестовали «за связь с эсэрами», но вскоре освободили.

В 1920 году, при польской оккупации Минска, отца Владимира арестовали «за укрывательство большевиков».

В 1923-1925 годах протоиерей Владимир служил настоятелем Скорбященского храма города Минска.

По обвинению «в связях с Польским Генеральным консульством» 29 декабря 1925 года протоиерея Владимира арестовали вновь. Основной причиной его преследования со стороны властей стала его близость к митрополиту Мелхиси-деку (Паевскому).

В одном из писем, отправленных ему в тюрьму прихожанами, есть такие слова поддержки: «Высокоуважаемый отец наш духовный Владимир! Поздравляем Вас с праздником Рождества Христова! …Нашлись и такие люди, которые посчитали Вас преступником и уже арестовали Вас и посадили в тюрьму за ту святую правду, которой велел следовать Сам Иисус Христос. Разумеется, это давно известно, что ложь правду дико ненавидит. Так поступал в Вифле-еме Ирод, избивший четырнадцать тысяч младенцев для того, чтобы уни-чтожить правду, а правда осталась жить, и будет жить. Так и теперь по-ступают состоящие во власти квалифицированные безбожники. …Они счи-тают Иисуса Христа преступником, идут по стопам Ирода, Иуды-предателя и всех тех разбойников, которые убивали Христа. …Дорогой наш, милый пас-тырь! В сегодняшний торжественный день Рождества Христова мы не в со-

стоянии Вас видеть …как нам больно, как обидно, как невольно слезы льются из наших глаз за Ваше незаслуженное страдание». В другом письме: «…Дорогой отец Владимир! Поздравляем Вас с праздником Рождества Хри-стова! Дай Бог Вам всего лучшего. Где Бог – там любовь, а где любовь – там счастье и радость вовеки. Милый наш батюшка, Вас мучают за веру христи-анскую. Мы не можем ни спать, ни есть по случаю Вашего мучения…».

Следователи, найдя у отца Владимира эти письма, требовали от него, чтобы он назвал имена авторов писем, но он категорически отказался это сделать.

26 ноября 1926 года его приговорили к трем годам ссылки и отправили в город Орел как «неблагонадежного для проживания в приграничных областях и цен-тральных городах страны».

12 марта1929 года протоиерей Владимир вернулся в Минск и начал вновь служить в Скорбященском храме. Вскоре в газете «Рабочий» появилась статья, в которой его обвиняли в контрреволюционной деятельности. Анонимный ав-тор писал: «В церквях железнодорожников и слепых попы ведут контрреволю-ционную агитацию, …они устраивают там встречи и проводы врагов дикта-туры пролетариата. …Мы твердо надеемся, что соответствующие органы и учреждения примут во внимание все здесь рассказанное и сделают нужные выводы».

26 марта (4 апреля ?) 1929 года его арестовали. Давая показания на следствии, он сказал: «В город Минск из Орла я возвратился во вторник 12 марта. …В первый раз богослужение совершал в субботу 17 марта. Никаких встреч и приветствий никто мне не устраивал. Я же сам обратился с приветствием к своим прихожанам, в котором говорил, что с радостью встречаюсь с ними и благодарю Бога за то, что неизбежные в жизни каждого человека горести и тяготы, вера в Бога помогла мне перенести, и что эта вера может облегчить тяготы жизни каждого их христиан, и потому следует быть твердым в вере. На другой день, в воскресенье, мною была произнесена проповедь на тему о всепрощении …эта тема была избрана потому, что тот воскресный день но-сит название «Прощеного воскресения». …В среду на первой неделе Великого поста перед причащением я говорил причастникам на тему: «Помяни мя, Гос-поди, во Царствии Твоем», призывая верующих людей доброй жизнью дать возможность Господу вспомнить из их жизни хоть что-нибудь доброе. …В двух последних моих речах, произнесенных мною 24 марта, никаких антисо-ветских или контрреволюционных лозунгов не было. В первой из них поводилась мысль о том, что торжество православия заключается в доброй христиан-ской жизни …во второй речи, сказанной на пассии, то есть службе, посвя-щенной воспоминанию страданий Христа, я говорил о том, что всякого рода страдания и лишения в жизни нужно переносить безропотно по примеру Хри-ста. Заканчивая свои показания по поводу отмеченных в корреспонденции га-

зеты «Рабочий» фактов, якобы свидетельствовавших о моей контрреволюци-онной деятельности, я, собственно говоря, думаю, что никаких фактов в этой корреспонденции не имеется…».

26 июня 1929 году протоиерея Владимира осудили и приговорили к трем го-дам ссылки в Сибирь. В заключении он стал плохо видеть и слышать.

В августе 1932 году его освободили тяжело больным, и отец Владимир посе-лился в городе Гжатске (ныне г. Гагарин), Смоленской области, где скончался (в 1933 г. - ?) и погребен.

Определением Священного Синода Белорусской Православной Церкви от 28 октября 1999 года протоиерея Владимира Хираско причислили к лику местно-чтимых святых. 12 декабря того же года священноисповедника Владимира прославили в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе в ряду двадцати трех новомучеников и исповедников Минской епархии.

Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 ав-густа 2000 года его прославили в Соборе новомучеников и исповедников Рос-сийских.

С сентября 2015 года в Минске действует храм в честь священноисповедника Владимира Хираско. При храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Ра-дость» существует молодежное братство во имя священноисповедника Влади-мира.

11 сентября 2018 года преосвященный Сергий, епископ Вяземский и Гагарин-ский совершил великое освящение престола южного придела Казанского храма города Гагарина в честь священноисповедника Владимира Хираско.

Память священноисповедника Владимира отмечается 11/ 24 января (н. ст.), а также в Соборе Белорусских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице.

Величаем тя, священноисповедниче Владимире, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего!

 Литература:

1. Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. Январь. Сост. игу мен Дамаскин (Орловский). Тверь, 2005. С. 126-128.

2. За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь. 1917-1956. Биографический справочник. Кн. 3. В. ПСТГУ. М., 2017. С. 425-426.

3. Феодор Кривонос, протоиерей. Священноисповедник Владимир Хираско. / Мин-ские епархиальные ведомости. № 1 (104). Минск, 2013. С. 56-59.

4. www. hirasko.by – сайт храма священноисповедника Владимира Хираско в г. Минске.

Сост. иеромонах Даниил (Сычёв).

 

Свежие новости