607
12 февраля / 30 января (ст. ст.) – день кончины архимандрита Михаила (Коз-лова).

12 февраля / 30 января (ст. ст.) – день кончины архимандрита Михаила (Коз-лова).

Архимандрит Михаил (в миру Макарий Козьмич (Космич) Козлов) родился в 1826 году в старообрядческой семье в городе Сычевке, Смоленской губернии.

В январе 1844 года он покинул родительский дом и начал странствовать по России. В 1846 году он остановился в Климовском Покровском старообрядче-ском монастыре (с 1847 г. - единоверческом монастыре Черниговской епар-хии), находившемся в 20 верстах (21,3 км.) от города Новозыбкова. Отсюда он направился на поклонение святыням Киево-Печерской лавры. В Троице-Сергиевой лавре 8 ноября 1846 года Макария через святое миропомазание при-соединили к Православной Церкви.

По благословению преосвященного Тимофея (Котлерова-Вещезерова), епи-скопа Смоленского и Дорогобужского (на кафедре в 1834-1859 гг., с 1856 г. ар-хиепископ) он исполнял обязанности миссионера в Сычевском уезде, вступая в религиозные собеседования с местными старообрядцами.

В 1854 году Макарий поступил в Климовский первоклассный единоверческий монастырь Черниговской епархии, где исполнял клиросное послушание.

15 апреля 1857 года Макарий прибыл на Святую Гору Афон и поступил в Свя-то-Пантелеимонов монастырь.

21 марта 1857 года его постригли в мантию с именем Мелетий.

С 1860 года с Высочайшего разрешения и по благословению Священного Си-нода он ездил в Россию для сбора милостыни. Это послушание он выполнял около четырех лет.

29 октября 1866 года монаха Мелетия постригли в схиму с именем Михаил, и шесть лет он исполнял в монастыре послушание благочинного.

По благословению Святейшего Патриарха Анфима VI (на Константинополь-ской кафедре в 1871-1873 гг.) в 1872 году схимонаха Михаила решением стар-цев Свято-Пантелеимоновой обители направили для миссионерского служения к русским старообрядцам-некрасовцам, проживавшим в Малой Азии, в селении Майнос.

При высокопреосвященном Антонии (Амфитеатрове), архиепископе Казан-ском и Свияжском (в 1859-1866 гг. служил на Смоленской кафедре), схимонаха Михаила из Свято-Пантелеимонова монастыря перевели в Казанскую епархию и приняли в Казанский Архиерейский дом.

14 сентября 1874 года в Казанском кафедральном Благовещенском соборе ар-хиепископ Антоний рукоположил его в сан иеродиакона.

20 октября того же года его рукоположили в сан иеромонаха.

27 ноября 1874 года отца Михаила перевели в Свияжский Богородицкий мо-настырь и назначили миссионером по обращению раскольников в Православие.

15 декабря 1875 года его наградили правом ношения набедренника.

По представлению высокопреосвященного Вениамина (Благонравова), архи-епископа Иркутского и Нерчинского (на кафедре в 1873-1892 гг.), указом Свя-щенного Синода от 4 января 1879 года отца Михаила назначили настоятелем Селенгинского Троицкого монастыря и начальником Забайкальской противо-раскольнической миссии с возведением в сан архимандрита. Обитель находи-лась в селе Троицком, Селенгинского округа, Забайкальской области, в 170 верстах (181,4 км.) от города Селенгинска (в настоящее время – поселок город-ского типа в Бурятии). Монастырь основал игумен Феодосий в 1681 году (с 1894 года – в Забайкальской еп.). В нем находилась чудотворная икона святи-теля Николая чудотворца. Стараниями архимандрита Михаила построили Бо-роховский Введенский единоверческий храм.

Отец Михаил вел переписку с Афоном. В июле 1883 года он писал своему ду-ховнику, игумену Макарию: «На меня, немощного, возложено столько дел, сколько я и в молодых летах никогда не делал. Исполняя волей-неволей возло-женные на меня поручения, я часто задумываюсь о том, не будут-ли тщет-ными мои труды и бесполезными для моей многогрешной души. Думаю, вы со мной согласитесь, что для меня полезно было бы оплакивать только содеян-ные мною грехи, а не другими людьми управлять, служить пред алтарем, а не начальствовать над другими. Однако под старость жизнь моя сложилась со-вершенно иначе».

Архимандрит Михаил скончался 30 января 1884 года, в день памяти Трех свя-тителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Отпе-вание почившего совершил, прибывший из Иркутска преосвященный Мелетий (Якимов), епископ Селенгинский (на кафедре в 1878-1889 гг.).

Архимандрита Михаила похоронили за алтарем главного монастырского Тро-ицкого храма, с южной стороны. Ему было 58 лет.

Упокой Господи, душу усопшего раба Твоего архимандрита Михаила, и со-твори ему вечную память!

Известны письма отца Михаила к иеросхимонаху Арсению (Минину) и дру-гим афонским старцам, а также письма к нему разных лиц.

Он оставил автобиографический очерк «Письма к друзьям из Афона», кото-рый несколько раз переиздавался в России и дневник. Архимандрит Михаил написал монографию «Искатель непрестанной молитвы», о которой сообща-лось в «Душеполезных размышлениях» за 1884 год.

В 1887 году в Санкт-Петербурге протоиерей Вознесенского храма Василий Михайловский издал сочинение архимандрита Михаила «Беседы со старооб-рядцами начальника Забайкальской противораскольнической миссии».

Литература:

1. Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Т. 2. Ре-принтное изд. М., 2016. С. 1451.

2. Михаил (Козлов), архимандрит. Беседы со старообрядцами начальника Забай-кальской противораскольнической миссии. Изд. протиер. В. Михайловского. СПб., 1887. -145 с.

3. Монахологий Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Т. 2. Святая Гора Афон, 2013. С. 19.

4. Русский Афонский отечник XIX-XX веков. Святая Гора Афон, 2012. С. 160-166.

Сост. иеромонах Даниил (Сычёв).

Читайте так же в
Вяземская епархия в ВконтактеВяземская епархия в Telegram

Другие новости