Вяземский Ильинский монастырь

В центре города Вязьмы, на высоком холме, на юг от Троицкого собора, с древних времен существовал Ильинский девичий монастырь. Известно, что эта обитель стояла здесь еще до Смутного времени.

В центре города Вязьмы, на высоком холме, на юг от Троицкого собора, с древних времен существовал Ильинский девичий монастырь. Известно, что эта обитель стояла здесь еще до Смутного времени.

Первое письменное упоминание об Ильинском монастыре находим в Писцовых книгах князя И.Ф. Волконского за 1627 год. Из них известно, что тогда в обители имелись - деревянный храм в честь святого Пророка Илии с приделом во имя святой мученицы Екатерины и второй деревянный храм во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи, восемь келий, в которых проживали десять стариц, а игумении не было. Они получали из казны жалованье: «на себя 48 р., для священника 3 р. денег, да 11,5 четвертей хлеба и столько же овса, а на свечи, вино и воск 13 алтын и 2 деньги». (1)

В 1655 году Ильинский девичий монастырь с церквями святого Пророка Илии и Усекновения Главы Иоанна Предтечи включен в расписание крестного хода на Светлой седмице. Он совершался по всем храмам города с Иверской иконой Пресвятой Богородицы и учрежден Святейшим Патриархом Никоном в благодарность за избавление Вязьмы от моровой язвы и в память пребывания в Вязьме царя Алексея Михайловича с семьей. (2)

В 1739 году в монастыре проживали сорок пять насельниц. При введении в России «Духовных штатов» в 1764 году обитель оставлена «за штатом», на собственном содержании. В 1774 году дьякон Иоанн Алексеев составил для Смоленской Духовной Консистории опись Ильинского монастыря. В ней указано, что обитель, стоявшая внутри городской крепости, на территории Нижнего города, имела каменный одноглавый храм во имя иконы Казанской Божией Матери, который был покрыт тесом, с двумя приделами: во имя Пророка Илии и Иоанна Предтечи. Рядом с ним с запада стояла каменная колокольня. Сведений о ее строительстве нет, но можно предположить, что она была поставлена в первой половине ХVIII века, когда в городе велось строительство новых храмов. Здесь же стоял каменный пятиглавый храм в честь Сретения Господня с позолоченными крестами, построенный во второй половине ХVIII века. Одноэтажный сестринский корпус имел 21 келию. Других строений не было. Для выращивания овощей имелись два огорода. Монастырь был обнесен каменной оградой длиной 149 саженей (312,9 метра), покрытой тесом. (3) В «Списках иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви» у П.М. Строева есть список настоятельниц, которые управляли Ильинским монастырем в XVII-XVIII веках:

«Игумении: Стефанида, 1653. Елисавета, определена 19 нояб. 1655. Капитолина, строительница, в февр. 1668, в авг. 1670, 1671. Пелагия, 1674. Домникия, 1683-1688. Евдокия, в нояб. 1704. Ксанфиппа, 1740-44». (4)

Данные, приведенные в «Азбучном указателе имен русских деятелей, для Русского Биографического Словаря», подтверждают информацию у П.М. Строева. Игумениями Ильинского монастыря были: Стефанида – 1653 г., Елизавета – 1655-1666 гг., Капитолина – 1668 г., Пелагия – 1674 г., Домника – 1683-1688 гг., Евдокия – 1704 г., Ксанфиппа – 1740-1744 гг. (5)

Известно, что с 1746 года настоятельницей обители была игумения Анисия (Лашкова).

В 1779 году, при императрице Екатерине II Ильинский монастырь закрыли. В это время за обителью числились 66 душ крестьян. Девятнадцать сестер, не пожелавших уходить в мир, испросили у генерал-губернатора Николая Васильевича Репнина и правящего архиерея позволения «поселиться при церкви Спаса бывшего нижняго монастыря, именуемой Аркадиевскою». Здесь они образовали общину с богадельней, в 1832 году преобразованную в Аркадиевский девичий монастырь. (6)

С конца XVIII века до первой четверти ХХ века Ильинский храм стал приходским.

В 1856 году в Памятной книжке Смоленской губернии опубликовано «Историко-статистическое описание города Вязьмы», где храм упоминается как Ильинский.

Из «Ведомости о церкви Сретения» за 1857 год известно, что на этом месте стоял каменный храм в честь Сретения Господня с приделами во имя святого Пророка Илии и святителя Митрофана Воронежского. Храм имел каменную колокольню и ограду. «На содержание священно-церковно-служителей жалованья не получается, но по билетам хранящимся в церковной ризнице с 1838 года процентов с капитала 1000 рублей ассигнациями положенного на вечное поминовение Вяземского купца Диомида Горбачева в год по 40 руб., и с капитала 500 руб. положенного на вечное поминовение отставного подпоручика Ивана Гаврилова в год по 20 рублей. С 1850 года процентов с капитала 300 руб. серебром положенного на вечное поминовение колежжского ассесора Михаила Калесникова в год по 12 рублей. С 1855 года процентов с капитала 29 руб. серебром положенного на вечное поминовение диаконской дочери девицы Варвары Ивановой

Шкломиной в год по 1 руб. 16 ¼ коп. …Здания принадлежащия сей церкви суть: каменная богадельня, состоящая из четырех комнат, покрытых железом. Устроена вместе с оградою в 1846 году тщанием Вяземского 2-й гильдии купца Афанасия Дмитриева Щепочкина». (7)

Во время своей поездки по епархии 28 мая 1866 года «Ильинскую или Сретенскую церковь» посетил преосвященнейший Антоний (Амфитеатров), епископ Смоленский и Дорогобужский. (8)

В консисторских архивных бумагах 1893 года Сретенский храм значился как вновь построенный в честь Сретения Господня. Приделы – во имя святого Пророка Илии и святителя Митрофана Воронежского, устроенный в 1840 году. При храме имелась богодельня. Согласно «Адрес-календарю Смоленской епархии» приход Сретенского (Ильинского) храма состоял из 274 человек мужского пола и 276 женского. При церкви имелось 606 ½ квадратных сажен земли. В 1896 годах служил священник Василий Ефремович Пашнин, 77 лет, окончивший семинарию и служивший с 1843 года; в 1867 году награжден камилавкой. (9)

Сретенский храм приведен в 1896 году в отчете Комитета попечения о бедных в городе Вязьме. (10)

Сретенский (Ильинский) храм упоминается в Памятных книжках Смоленской губернии в списке церквей Вяземского городского благочиния. (11)

В октябре 1918 года на заседании Исполкома Совета депутатов Вяземского уезда переименованы все улицы и площади города, в том числе улица Ильинская в улицу Рабочих Союзов.

В 1921 году Ильинский храм указан в списке действующих церквей города, составленном в Вяземском уездном управлении милиции. (12)

Из архивных документов известно, что в 1922 году новая власть заключила договор с приходом на использование Ильинского храма. И в этом же году изъяла из храма церковное имущество и утварь, о чем известно из документов Отдела управления Вяземского уездного исполнительного комитета. (13)

По данным Вяземского уездного управления милиции в мае 1925 года в Сретенском (Ильинском) храме служил игумен Серафим (Дементьев), проживавший в Победном переулке (бывш. Безымянном). (14)

В апреле 1929 года во время всеобщей компании против Православной Церкви, комиссия исполкома горсовета якобы «ввиду отказа верующих от дальнейшей эксплуатации» договор расторгла, храм изъяли у верующих и

передали «в распоряжение клуба центрального парка культуры». Имущество Ильинского храма разграбили, колокола сняли и сдали на металлолом «в фонд индустриализации», церковную ограду предлагали Горкомхозу «использовать для ограждения гражданского кладбища». В сентябре 1929 года на переоборудование храма выделено «от реализации 2-го займа индустриализации» 3817 рублей. (15)

Точная дата разрушения храма неизвестна, документальных свидетельств нет. Развалины Ильинского храма сохранялись еще длительное время после Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

По южной части территории бывшего монастыря в конце 50-х годов XX века проложили улицу Космонавтов, а на фундаменте Ильинского храма устроили танцевальную площадку городского парка.

Примечания:

1. Вяземския писцовыя книги князя Ивана Федоровича Волконскаго. 1627 года. Смоленск, 1882. С. 3-4.

2. Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. Смоленск, 2013. С. 224-225.

3. СЕВ. № 3. 1874. С. 118-120. / Опись Вяземского Ильинского монастыря (см. приложение).

4. Список иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. Сост. П.М. Строев. Репринтное изд. М., 2007. С. 603. // Домника – Господня (лат.).

5. Азбучный указатель имен русских деятелей, для Русскаго Биографическаго Словаря. Ч. 1. А-Л. Репринтное изд. М., 2003. С. 213, 227, 241, 376, 453. / Там же. Ч. 2. М-Ф. М., 2003. С. 143, 302.

6. Аркадиевский женский монастырь в Вязьме. Репринтное изд. Вязьма, 2009. С. 9.

7. ГАСО. Ф. 48. Оп. 2. Св. 75. Д. 863. Л. 84 / Клировые ведомости церквей г. Вязьмы и Вяземского уезда за 1857 год.

8. СЕВ. № 16. Смоленск, 1866. С. 139. / Епархиальная хроника. Путешествие его преосвященства по епархии с 19 мя по 10 июня 1866 года.

9. Адрес-календарь Смоленской епархии, с историческими и церковно-практическими указаниями. Смоленск, 1897. С. 160.

10. СЕВ. № 7. С. 274.

11. Памятная книжка Смоленской губернии на 1914 г. Смоленск, 1913. С. 190.

12. ГАСО. Ф. 739. Оп. 1. Св. 2. Д. 18. Л. 6.

13. ГАСО. Ф. 596. Оп. 1. Св. 24. Д. 295. Л. 69.

14. ГАСО. Ф. 739. Оп. 1. Св. 3. Д. 22. Л. 70.

15. ГАСО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 72. Лл. 4 об., 11 об.

Приложение:

1. Вяземския писцовыя книги князя Ивана Федоровича Волконскаго. 1627 года. Смоленск, 1882. С. 3-4.

«Описание храмов Божиих в г. Вязьме. …В большом остроге Монастырь девичий, а в монастыре церковь ружная Святаго Пророка Илии древяна клецки, да в той же церкви Илии Пророка Божье Милосердье, Образ местный Св. Пророка Илии на золоте в киоте

здеяньем, а у того образа прикладу мирских людей, три цаты серебряны позолочены басменые, да семь копеек позолочены, да в том же киоте Образ Николы Чудотворца на золоте, да Иисус поясной на празелени, да во Олтаре Образ Пречистыя Богородицы: запрестольная на золоте. Да книг Евангелие напрестольное в десть письмяное оболочено бархателью, Евангелисты медные. Сосуды церковные деревянные, ризы и стихарь полотняные. В том же Монастыре церковь Усекновения Главы Св. и Славнаго Пророка и Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – древяна клецки, а у церкви Илии Пророка колокольница рубленая, а на ней четыре колокола невелики, и в том монастыре в церквах всякое церковное строенье Образы и книги и колокола мирских людей приходских: да на Монастыре ж ворота Святые, а на воротах де Иисус на краске, да в монастыре ж восемь келей, а в них десять стариц, а Игуменьи в монастыре нет, а у церквей служит Поп Алексей Петров, а по сыску и по сказске поповскаго Старосты Кузьмодемьяновскаго попа Григорья Григорьева, и посадских приходских Попов и дьяконов, Государева жалованья годовые руги в тот монастырь идет Игуменье с Сестрами на год сорок восемь рублев денег и за хлеб, да Попу на год три рубли денег, да хлеба 11-ть четвертей с полосминою ржи, да 11-ть четвертей с полосминою овса, - да к той же церкви идет на свечи и на воск по 13-ть алтын, да по две деньги на год. А в том Монастыре церкви и ограда заметом, а кельи ставлены до разоренья Государевыми деньгами, а после разоренья в тот Монастырь и церквам Государева жалованья на строение ничего не дано. А почему в тот монастырь идет Государево жалованье денежная и хлебная руга, а Государевой жалованной Граматы не имеют, а сказали дают де им Государево жалованье денежную и хлебную ругу против прежняго как они имали до разоренья, а в прежних писцовых книгах Василья Волынскаго написано Государева жалованья руги тож».

2. Смоленские епархиальные ведомости. № 3. 1874. С. 118-120.

«Опись Вяземскаго Ильинскаго девичьяго монастыря, учиненная по силе присланнаго Ея Императорскаго Величества указа из Духовной Его Преосвященства Консистории 1774 года июля 16-го дня, о нижеследующем: «Оный Свято-Ильинский девичий монастырь кем устроен и в котором году – за Литовским разорением летописей не отыскалось. (Прим. Упоминаемый здесь Ильинский монастырь, по свидетельству Истории Российской Иерархии (ч. III, стр. 681), при введении духовных штатов в 1764 году был оставлен на своем содержании и затем вскоре упразднился. Сестры этого монастыря, числом – 19, не желая по его закрытии в 1779 году вступил в мирскую жизнь и испросив в 1780 году позволение у Смоленскаго Генерал-Губернатора князя Репнина, поселились при Спасо-Аркадиевской церкви когда-то бывшаго и затем разореннаго Литвою мужескаго монастыря, устроили при ней каменную богадельню и как ее, так и церковь обнесли каменною стеною. Таким образом, вместо прежде бывшей Ильинской женской обители и мужескаго Спасскаго монастыря, образовалась новая женская община, положившая начало нынешнему женскому Аркадиевскому монастырю (Пам. Смол. кн. 1860 г.).

В оном монастыре церковь старинная, во имя Пресвятыя Богородицы Казанския, каменнаго здания, об одной главе, …крест железный, позлащенный; в оной церкви два придела: первый, по левую сторону, во имя Усекновения Честныя Главы Святаго Пророка Предтечи, Крестителя Господня Иоанна; второй Святаго Славнаго Пророка Илии… Оная церковь покрыта тесом.

Вторая церковь внутри онаго монастыря, вновь построенная, во имя Сретения Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, каменнаго здания; на ней пять глав, опаянныя белою жестью, кресты позлащенные. (Прим. Церковь эта в настоящее время обращена в приходскую.)

Близ первой церкви устроена колокольня каменная… на ней крест железный, позлащенный.

В оном монастыре келлии деревянные, об одном апартаменте; (всех их) с настоятельскою двадцать одна; прочаго строения никакого не имеется.

Вокруг монастыря ограда каменная, покрыта тесом, мерою сто сорокдевять саженей.

Оный монастырь стоит внутри города, на пригорке; по близости и внутри монастыря садов и озерцев, кроме двух огородов для овощей, не имеется.

До отписания в ведомство Государственной Коллегии Экономии за оным монастырем вотчинных крестьянских душ и земляных дач не имелось.

В прошлом 1739 году монашествующих в оном монастыре было с игуменью сорок пять человек.

К описи «вместо монахини Казначеи Марии с сестрами, по их прошению, подписался того же монастыря диакон Иоанн Алексеев».

Иеромонах Даниил (Сычёв)

Свежие новости