1330
Икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», в Отечественной войне 1812 года.

«Ты икону Свою святую Одигитрию от Смоленска в полцы воинства Российскаго благоволила еси принести и тем вои православныя воодушевила еси, славную победу им дарова…». Из акафиста Пресвятой Богородице, пред иконою Ее, именуемой «Смоленская».

С первых веков принятия христианства русское православное воинство сражалось с неприятелем под покровительством чтимых образов Пресвятой Богородицы. Чудотворные иконы уносили от врагов, как важнейшее сокровище, они сопровождали войска во всех походах и сражениях. Не является исключением и Отечественная война 1812 года. Истинной Путеводительницей нашей армии стала Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия». Известны два Смоленских образа Божией Матери, участвовавшие в той войне – «Одигитрия», хранимая в Успенском соборе и Надвратная.

Икона, именуемая «Одигитрия». Икона Божией Матери «Одигитрия» (с греческого – «Путеводительница») – древнейший и почитаемый на Руси образ. По преданию первообраз иконы написал святой Евангелист Лука. Находилась она в Иерусалиме, затем в Константинополе. Император Константин Порфирородный, выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Черниговского, Всеволода Ярославича благословил ее этим образом. Перед своей кончиной княгиня Анна благословила иконой «Одигитрии» своего сына Владимира (Мономаха), удельного князя Смоленского. Он поставил образ в соборном храме в честь Успения Пресвятой Богородицы в Смоленске, построенном в 1101-1103 годах. С тех пор икона называется «Смоленской». В XVIII веке, 13 / 26 сентября 1772 года Смоленский образ «Одигитрии» установили во вновь построенном Успенском соборе. Великий князь Литовский Витовт этой же Смоленской иконой благословил свою дочь Софию, супругу великого князя Василия Дмитриевича, которая и отвезла ее в Москву. Там она стояла пятьдесят восемь лет в Благовещенском соборе Кремля, а по просьбе Смоленского епископа Михаила, возвращена обратно в Успенский собор в 1456 году.

Во время осады французской армией города 5-6 / 18-19 августа 1812 года, епископ Смоленский и Дорогобужский Ириней (Фальковский) взял Смоленскую икону и сопровождаемый священниками и множеством горожан нес ее Крестным ходом до села Цурикова, находившегося на Московском тракте (Старой Смоленской дороге). Отсюда, сопровождаемая преосвященным Иринеем, икона Богородицы проследовала в древнюю столицу. В Москве Смоленскую икону вначале поместили в храме в честь святителя Василия, архиепископа Кесарийского на улице Тверской-Ямской. По благословению епископа Московского и Калужского, Августина (Виноградского) чудотворную икону в церкви встречали два архимандрита. Затем она Крестным ходом перенесена в Успенский собор Кремля, для поклонения горожан. Москвичи, завидев великую святыню падали перед нею на колени, взывая: «Пресвятая Богородица, спаси нас!».

В день Бородинской битвы 26 августа / 8 сентября, в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, преосвященный Августин вместе с епископом Тамбовским и Шацким, Ионою (Василевским) и викарием Грузинским, епископом Пафнутием, Крестным ходом обносили Смоленский, Иверский и Владимирский образы вокруг Белого города, Китай-города и Кремля.

После Бородинской битвы, 31 августа / 13 сентября, накануне праздника Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, по благословению епископа Августина иконы Смоленскую и Иверскую отправили к раненым и больным воинам в Лефортово. В книге «Благодеяния Богоматери роду христианскому чрез ея святыя иконы» так передано это благодатное для них событие: «Невозможно описать того чувства, которое выразилось на лицах воинов при виде священнослужителей, пришедших к ним со святынею; стоны прекратились, они, забыв невыносимую боль своих ран, с умилением и радостными слезами смотрели на святые иконы. Тут был отслужен молебен с водосвятием. Несчастные страдальцы с усилием оставляли свое место и лишенные ног ползли или тащились на костылях, чтобы приложиться к святым иконам. Отсюда святые иконы возвратились уже в полночь».

Перед вступлением Наполеона в Москву епископ Ириней перевез Смоленский образ «Одигитрии» в Ярославль. По освобождении Смоленска от неприятеля икону Богородицы возвратили обратно 25 декабря 1812 года / 7 января 1813 года и установили в Успенском соборе. Все путешествие Смоленской иконы сопровождалось постоянными Богослужениями в городах и селах встречавшихся на ее пути.

Для восстановления разоренной епархии в Смоленск прислали члена Священного Синода, архиепископа Рязанского, Феофилакта (Русанова), заменившего епископа Иринея, в 1813 году назначенного на прежнюю кафедру в Киев.

До октября 1917 года в Успенском соборе ежедневно совершалось Богослужение. Перед чудотворным образом Богородицы служились молебны, и читался акафист. В 1929 году в Успенском соборе запрещено Богослужение и в начале 1930 года в нем открыли антирелигиозный музей. В начале Великой Отечественной войны первописанная икона «Одигитрии» бесследно исчезла. Осенью 1941 года возобновили Богослужение в соборе, но древнего образа верующие не нашли. До сих пор местонахождение этой древней, чтимой иконы Богородицы неизвестно. Существуют несколько версий связанных с пропажей образа «Одигитрии» в период немецкой оккупации 1941-1943 годов.

В начале мая 1993 года Богослужение в Успенском соборе совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Святейшего Патриарха) и архипастырей из других епархий. По окончании Божественной литургии 2 мая состоялся Крестный ход от собора к памятнику «Героям войны 1812 года», где совершили заупокойную литию по павшим воинам. В 1841 году, при возведении памятника, в нише на лицевой стороне установили копию Смоленской иконы Пресвятой Богородицы.

Икона Смоленская, именуемая «Надвратная». В 1596-1602 годах для защиты западных границ Отечества, по указу царя Феодора Иоанновича, при активном участии его ближнего боярина и шурина, а с 1598 года Российского царя – Бориса Годунова, строилась Смоленская крепостная стена. Наибольшей по высоте, около двадцати восьми метров, стала главная, надвратная (надворотная) Фроловская (Флоровская – в честь стоявшего рядом храма во имя мучеников Флора и Лавра) башня, поставленная на левом берегу Днепра и прикрывавшая мост и проезд в город из Заднепровья со Старой Смоленской дороги. Историк и краевед В.И. Грачев считал, что в 1535 году, по повелению царя Иоанна Васильевича Грозного, иконописец Постник Ростовцев, с иконы, находившейся в Смоленском Успенском соборе, написал точную, но в четыре раза увеличенную копию. По версии В.М. Вороновского список с образа «Одигитрии» заказал боярин Борис Годунов. Осенью 1602 года эта икона Божией Матери прислана им в дар смолянам, на освящение крепостной стены. Икону установили в киоте, в специально устроенной нише на Фроловской башне. С первых дней появления в городе этот образ Пресвятой Богородицы, как и тот, который хранился в Успенском соборе, стал для жителей Смоленска особо почитаемым, в дни радости и печали, принося им спасение и утешение.

Во время двадцатимесячной осады города в 1609-1611 годах войсками польского короля Сигизмунда III Смоленская Надвратная икона стала для его защитников верной помощницей и опорой.

С 1611 по 1654 годы Смоленск находился во власти поляков, и многие храмы обращены в костелы, но образ Божией Матери оставался над вратами невредимым. Возможно, что он хранился в одном из городских храмов. После освобождения Смоленска, 23 сентября / 6 октября 1654 года царь Алексей Михайлович торжественно въехал в него через Фроловские врата. Первые благодарственные молитвы за освобождение Смоленска царь и российское воинство обратили к иконе Божией Матери «Одигитрии» Надвратной.

В 1669 году архиепископ Смоленский Варсонофий (Чертков-Еропкин), по повелению царя, привозил Надвратную икону в Москву для восстановления живописного слоя, пострадавшего в войне и от времени. По возвращении образ Божией Матери установили на прежнем месте.

Фроловская башня, пострадавшая при осадах города в 1611 и 1654 годах, к концу XVII века стояла в полуразрушенном виде. По благословению архиепископа Смоленского Филофея (Грека), над первым ярусом разобранной башни, в 1728-1729 годах поставили деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы на средства Длотовского, правителя канцелярии Смоленского губернатора А.И. Панина. Храм освятил в 1729 году епископ Гедеон (Вишневский), благословивший установить в нем Надвратный образ Богородицы. В 1793-1800 годах по указанию епископа Парфения (Сопковского) деревянный храм заменили каменным. Освятил его епископ Димитрий (Устинович) в честь Смоленской иконы Божией Матери. Во время строительства храма чудотворная икона «Одигитрии» хранилась во временной церкви, устроенной в доме благочестивого смолянина Иоанна Ковшерова и перед ней ежедневно совершалась Божественная литургия. Новый храм в праздничные дни не вмещал всех желающих помолиться у образа Пресвятой Богородицы, и в 1811 году епископ Серафим (Глаголевский) благословил архитектора М.Н. Слепнева составить проект его перестройки и поставить на крепостной стене с запада и востока небольшие одноярусные колокольни. Новый Одигитриевский храм завершили летом 1812 года при епископе Иринее (Фальковском), но нашествие неприятеля не позволило совершить его освящение. В период строительства нового храма в 1811-1812 годах Надвратная икона Богородицы хранилась в Благовещенской церкви, находящейся выше, на северном склоне Соборной горы.

Судьба этой иконы Пресвятой Богородицы, как и соборной «Одигитрии», также оказалась тесно связанной с русской армией. Войска 1-й и 2-й Западных армий 4-6 / 17-19 августа оборонялись в Смоленске и его окрестностях от превосходящих сил противника. По выходе наших войск из городских стен, икону из Благовещенского храма вечером 5 / 18 августа, после всеношного бдения накануне праздника Преображения Господня, взяли воины 1-й артиллерийской роты капитана Глухова 3-й пехотной дивизии, по распоряжению генерала А.П. Ермолова. В своих «Записках» о 1812 годе Ермолов писал: «Я приказал вынести из города образ Смоленской Божией Матери, укрывая его от бесчинств и поруганий святыни. Отслужен молебен, который произвел на войско полезное действие». Икону в сопровождении двух офицеров «с командою» и духовенства перенесли за Днепр, на Покровскую гору, в Верхне-Георгиевский храм. Здесь в ночь на 6 / 19 августа перед чудотворным образом совершили молебен.

Скобелев И.Н. - адъютант главнокомандующего М.И. Кутузова в своих «Беседах русского инвалида» писал о событиях 5 / 18 августа: «Из Благовещенской церкви народ поднял чудотворную икону Смоленской Божией Матери и с всею священною процессиею понес сокровище свое из собора к армии. На городской площади, при большом стечении народа, все остановились, и началось умилительное пение молебна. Только что священник, читавший Евангелие (от Луки), заключил его словами: «…пребысть же Мариам с нею яко три месяца и возвратися в дом свой», - вдруг еще громче загрохотали убийственные орудия … Икону опять подняли и понесли, народ с рыданием последовал за нею. «И Ты оставляешь нас, Мать ты наша, Заступница!» – восклицали со стоном и слезами несчастные смоляне».

В воспоминаниях Ф.Н. Глинки читаем: «В глубокие сумерки вынесли из Благовещенской церкви икону Смоленской Божией Матери. Унылый звон колоколов, сливаясь с треском распадающихся зданий и громом сражения, сопровождал печальное шествие сие. Блеск пожаров освящал оное, между тем, черно-багровое облако дыма засело над городом, и ночь присоединила темноту к мраку и ужас к ужасу». И в другом месте: «В это время огня и гибели раздался голос: «Спасайте икону Смоленской Богородицы!» Этот голос вскоре сделался всеобщим кличем и навел начальство на распоряжение к спасению иконы».

По преданию, император Наполеон приказал войскам занявшим город втащить на балкон Одигитриевского храма два орудия и вести огонь по русским войскам в Заднепровье.

О Смоленской иконе вспоминал, находившейся в русской армии во время Смоленского сражения, а затем при штабе М.И.Кутузова, английский генерал Р.Т. Вильсон: «Когда я обратил внимание на то, какое нравственное впечатление в России произведет оставление «священного города, как Смоленск», главнокомандующий ответил: «В этом отношении я ничего не опасаюсь, об этом я уже позаботился. Пресвятая Дева в безопасности, она уже у нас в лагере. Эта икона единственно придает значение этому городу в глазах русских. Она, в торжественной колеснице, будет постоянно следовать за войсками, и ее будет охранять особенно для того назначенный батальон».

Позже военный историк А.И. Михайловский-Данилевский писал: «Удалилась Божественная Заступница Смоленска, но со стен не сходили русские, спереди гонимые неприятелем, сзади опаляемые пожаром, разлившимся по всему городу».

Священник городской Одигитриевской церкви, оставшийся в Смоленске, отец Никифор Музаркевич с крестом в руках ходил по городским укреплениям и поощрял русских воинов твердо стоять за родную землю.

Описание событий происшедших с Надвратной иконой в тот день встречаем и у В.М. Вороновского в его «Отечественной войне в пределах Смоленской губернии».

В день Преображения Господня, 6 / 19 августа, чудотворный образ Пресвятой Богородицы обшили холстом и установили «на ходу взорванного зарядного ящика». Далее икона передвигалась с войсками, участвуя во всех событиях и битвах 1812 года вплоть до освобождения Смоленска.

16 / 29 августа в день Спаса Нерукотворного Образа, Смоленская Надвратная икона проследовала через древний город Вязьму, мимо стен Предтечева монастыря, где в XVII веке соборный храм освятили в честь иконы Божией Матери «Одигитрии».

В селе Царево-Займище 17 / 30 августа М.И. Кутузов принял командование над армией и приказал служить перед Смоленской иконой во всех полках молебны, сделав для нее новый киот.

Из Бородино 22 августа / 4 сентября М.И. Кутузов писал Е.И. Кутузовой, своей жене: «Солдаты из Смоленска вынесли чудотворный образ Смоленския Богоматери, и сей образ везде сопутствует нам».

С.М. Любецкий в своей книге «Русь и русские в 1812 году» сообщал, что 24 августа / 6 сентября (н. ст.) М.И. Кутузов «осматривая ряды нашего войска и приметя непоколебимое мужество, отразившееся на лицах, солдат, улыбаясь, сказал: «Французы переломают над нами зубы». Он присягнул пред иконою Смоленской Божией Матери, чтобы ни шагу не отступать с этого места».

Накануне Бородинской битвы 25 августа / 7 сентября по приказу М.И. Кутузова Смоленскую икону носили по всему военному лагерю. Ф.Н. Глинка впоследствии вспоминал: «Это живо напоминало приготовление к битве Куликовской. Духовенство шло в ризах, кадила дымились, свечи теплились, воздух оглашался пением и святая икона шествовала… Сама собою, по влечению сердца, стотысячная армия падала на колени и припадала челом к земле, которую готова была упоить до сытости своею кровью. Везде творилось крестное знамение, по местам слышалось рыдание. Главнокомандующий, окруженный штабом, встретил икону и поклонился ей до земли». Здесь же перед чудотворным образом отслужили молебен.

То же событие у С.М. Любецкого: «…вдруг раздалось стройное священное пение стихиры «Заступница наша усердная», по всей армии понесли чудотворную икону Смоленской Божией Матери; русское войско, бывшее дотоле грозным, со смирением и благоговением коленопреклонилось пред нею. Зрелище было трогательное и умилительное; сердца всех, усердно молившихся, переполнились чудодейственною силою желания – сподобиться славной смерти за дорогую Родину».

О молебне перед Смоленской иконой накануне Бородинской битвы вспоминал и А.И. Михайловский-Данилевский.

В брошюре изданной Смоленским храмом села Бородино выдвинуто предположение, что в ночь перед сражением Смоленская икона находилась в Семеновском, в расположении Главной квартиры командующего Второй Западной армией князя Багратиона. А утром 26 августа / 8 сентября «2-я бригада Гвардейской пехотной дивизии полковника Матвея Евграфовича Храповицкого (Лейб-Гвардии Измайловский и Литовский полки) и 1-я сводно-гренадерская бригада князя Григория Кантакузена были направлены из своего расположения у Князькова в поддержку сражающихся войск князя Багратиона к Семеновскому. Вскоре отряд остановился, встретив в пути икону Одигитрии. Полковник Храповицкий произнес для всех краткую молитву Небесной Заступнице и повел товарищей на поле смерти. …Во время сражения Смоленская икона Божией Матери находилась у одного из перевязочных пунктов …около Князькова. Здесь перед ней совершалось молебствие. Чередуясь, служили обер-пресвитер (начальник военного духовенства) Первой Западной армии протоиерей Алексий Торопогрицкий, священник Лейб-Гвардии Семеновского полка Симеон Наумов, протоиерей Кавалергардского полка Михаил Гратинский, священник Лейб-Гвардии Конного полка Андрей Петров и иные, диакон Павел Дашковский».

Высокий духовный настрой армии был созвучен и глубокой вере главнокомандующего. По многим свидетельствам известно, что М.И. Кутузов немалое значение в своей жизни отводил вере в Бога и молитвам к Его Пречистой Матери. Ни одного дела, а тем более битвы он не начинал без посещения Богослужения или совместной молитвы с войсками. «Религиозность Кутузова привлекла к нему сочувствие народных масс. Народ благоговел перед ним. Он видел, как старый, израненный вождь усердно молился в храмах Божиих о спасении Отечества, и проникся убеждением, что только он может повести войска наши к победе», - писал С.М.Любецкий.

Каждый раз после одержания побед над неприятелем, перед пребывающей в войсках Смоленской Надвратной иконой, служились благодарственные молебны.

С 21 сентября / 4 октября по 11 / 24 октября образ Божией Матери находился с русской армией в Тарутинском лагере, и далее следовал с ней по Старой Смоленской дороге.

Французская армия покинула Смоленск 5 / 18 ноября. В это время с 3 по 6 / 16-19 ноября происходили бои с неприятелем в окрестностях города Красного, Смоленской губернии, где в 3-й пехотной дивизии еще находилась чудотворная Смоленская икона.

На прежнее место образ Пресвятой Богородицы возвращен по распоряжению князя М.И. Кутузова. Из Красного 7 / 21 ноября М.И. Кутузов писал Е.И. Кутузовой: «В Смоленске наш гарнизон. Теперь думаю, как бы отправить туда Смоленскую Богоматерь с хорошим приданным. Жаль расставаться, и третьего дня, во время сражения, стояла за батареей».

Временным комендантом города Смоленска назначили командира «летучего отряда» 20-го Егерского полка майора Горихвостова. 10 / 23 ноября он пригласил к себе члена Смоленской консистории, протоиерея Алексея Васильева, настоятеля Нижне-Николаевского храма, первым возвратившегося в освобожденный город. Он вручил ему пакет, отправленный 8 / 21 ноября из деревни Добрянка, от генерал-лейтенанта Коновницина – дежурного генерала всех армий. В нем находилось письмо следующего содержания, приведенное у В.И. Грачева: «Августа 6-го дня сего текущего года, при оставлении войсками нашими города Смоленска, Святая чудотворная икона Смоленской Божией Матери взята была артиллерийскою ротою, командуемую полковником Глуховым, и с того времени возима при полках 3-й пехотной дивизии, кои во всех боях противу неприятеля охраняли оную в рядах своих. Войска с благоговением зрели посреди себя, образ сей, и считали оный благоприятным залогом Всевышняго милосердия. При одержании над неприятелем важных побед и успехов приносимо было всегда благодарственное молебствие пред иконой. Ныне же, когда Всемогущий Бог благословил Российское оружие, и с поражением врага город Смоленск очищен, я, по воле главнокомандующего всеми армиями, Его Светлости генерал-фельдмаршала Михаила Ларионовича Голенищева-Кутузова, препровождаю Святую икону Смоленской Божией Матери обратно, да водворится Она на прежнем месте и прославляется в ней русский Бог, чудесно карающий, наконец кичливого врага, нарушающаго спокойствие народов. С сим вместе следуют учиненные образу вклады и приношения – 1809 рублей ассигнациями, 5 червонных золотом и серебра в лому, отбитаго у неприятеля, один пуд». В Смоленск чудотворный Надвратный образ доставил гвардии поручик драгунского полка Шембель.

Сохранилось воспоминание о торжественной встрече иконы Божией Матери, описанное В.И. Грачевым в брошюре «К истории 1812 года». Протоиерей Алексей Васильев 12 / 25 ноября отправил генералу Коновницину рапорт: «10 ноября в воскресный день, в Успенском соборе, оставшемся неразоренном врагами, отправлены были со мною с благовестом в большой колокол часы, по окончании коих стекшемуся во многом числе народу прочтено было Вашего Превосходительства отношение и сделано от меня публичное приглашение к встрече Чудотворной иконы Смоленской Богоматери, которое гражданами выслушано было и принято с радостными и слезными чувствованиями. В половине 12-го часа дня начался в соборе в большой колокол благовест, и продолжался около двух часов. Когда же господин комендант уведомил меня, что с его стороны, имеющееся в команде его в Смоленске войско, состоящее из пехоты и казаков, было приготовлено, тогда бывшее в Смоленске духовенство и приехавшие за армиею и полковые священники, извещенные мною для встречи, из означенного собора шло крестным ходом за город вместе с господином комендантом, ведущим вверенныя ему войска. …При встрече же святой иконы за Молоховскими воротами, начат был духовенством молебен Богородице. Граждане, подняв оную святую икону, понесли в город, за коею следовало и войско. …При вступлении в город в Никольские ворота, было учинено несколько пушечных выстрелов, и в городе во всех церквах производим был колокольный звон. При Троицком монастыре икона встречена и провожена была в собор архимандритом Иосифом, находящимся на пенсии. Когда же принесена была святая икона к собору, то офицерами войска, находящагося в Смоленске, внесена была в собор, в коем по отправлении молебствия, за разорением врагом той церкви, где она прежде находилась, поставлена, и отправлено было молебствие с коленопреклонением. Во время же пения многолетия всемилостивейшему Государю нашему Императору Александру Павловичу и всей Высочайшей его фамилии, и всему победоносному Российскому воинству была произведена вторично пальба из пушек и ружей от войска, провожавшаго святую икону до собора, при сем граждане, лобызая святую икону, со слезами приносили благодарственныя молебствия, воздавая Всевышнему своему Милосердному Творцу благодарение за возвращение своей чудотворной Заступницы в город Смоленск». Еще раз чудотворная икона Богородицы стала для смолян Благодатной Путеводительницей.

Евангельский текст, читаемый на молебне при выносе иконы из города: «Пребысть же Мариам с нею яко три месяцы и возвратися в дом свой», стал как бы истинным пророчеством возвращения образа в свой дом, ибо она привезена обратно в Смоленск 10 ноября, почти день в день через три месяца.

В десятом икосе акафиста Смоленской иконе поется: «Стена необоримая явилася, Владычице Одигитрие, Твоя икона, егда пришед, аки тигр лют, повелитель дванадесяти язык, град Твой попали огнем и мечем порази его. Тогда убо явилася еси, Царице и Воеводо, посреди воинства христолюбивого носима, и побеже непобедимый, и бысть падение его с шумом».

С тех пор установили ежегодно 5 / 18 ноября, по окончании Божественной литургии, в память изгнания неприятеля из Отечества, с помощью и заступлением иконы Пресвятой Богородицы Смоленской «Одигитрии», служить «благодарственное Господу Богу молебствие с провозглашением установленного многолетия и вечной памяти императору Александру и всем воинам, положившим жизнь свою за Веру, Царя и Отечество». Накануне этого дня в соборе совершалось всенощное бдение с чтением акафиста перед иконой.

Как сообщала в своей статье С.С. Клюшина, по заказу смолян написали икону в дар М.И.Кутузову. «На ней изображена реплика иконы Смоленской Божией Матери Одигитрии, святой Авраамий и святой Меркурий, вид города Смоленска с Покровской горы, подробная и точная выписка церковных сооружений и стены. Внизу иконы надпись: «Михаилу Ларионовичу князю Голенищеву-Кутузову Смоленскому город Смоленск посвящает за избавление от Наполеона и вражией силы его, 1812 года ноября 6 дня». Из-за смерти Кутузова не была ему вручена и 31 мая 1813 года поставлена в Успенском соборе. Во время визита в Смоленск дочери Кутузова по ее просьбе икона была передана ей по распоряжению епископа Иоасафа (1813-1821), а в соборе оставлен список иконы. В настоящее время он находится в экспозиции исторического отдела Смоленского музея». Подобная икона, состоящая из вставного образа Богородицы «Одигитрии» XVI века и предстоящих святых Авраамия и Меркурия, но написанная в 1723-1728 годах сохранилась в собрании Государственного художественного музея Белоруссии в Минске. Считается, что один из списков Смоленской иконы находился у М.И. Кутузова в течение всей войны с французами, и по кончине фельдмаршала его положили в изголовье гроба, торжественно перевезенного из Бунцлау в Санкт-Петербург. И затем Смоленский образ хранился в Казанском соборе, где совершили погребение М.И. Кутузова.

Разоренный неприятелем Одигитриевский Надвратный храм восстановили, и его освятил архиепископ Феофилакт, в сослужении Смоленского епископа Иринея 16 / 29 марта 1813 года.

Надвратную икону «Одигитрии» из собора перенесли в «дом свой», и установили в украшенной резьбой сени, между престолами в честь образа Божией Матери «Одигитрии» и Нерукотворного Образа Спасителя. Во второй половине XIX века мастер Леонтьев для храма написал новый иконостас.

По указу императора Александра I от 30 августа / 12 сентября 1814 года, в день Рождества Христова – 25 декабря / 7 января, в память о событиях 1812 года, установили ежегодно во всех храмах, в воспоминание об избавлении «Церкви и Державы Российския от нашествия Галлов и с ними двунадесяти язык», по окончании Божественной литургии «приносить особое благодарное молебствие с коленопреклонением, при чтении установленной на сей случай молитвы».

В 1816 году на икону «Одигитрии» изготовили и установили 18 / 31 мая серебрянно-вызолоченную ризу, украшенную драгоценными камнями, весом около пятидесяти килограмм.

В 1818 году по просьбе командира 1-й артиллерийской роты, 3-й пехотной дивизии Вельяминова, по благословению епископа и Дорогобужского Иоасафа (Сретенского), с Надворотной иконы сделали точный список. С этим образом связано чудесное событие, произошедшее 5 / 18 июня 1902 года, и описываемое у В.И. Грачева. Командир 1-й батареи, 13-й артиллерийской бригады, полковник Никитенко обнаружил, что не выполняется решение офицерского собрания - поддерживать неугасимую лампаду перед образом Смоленской Божией Матери. Он приказал немедленно исправить данную оплошность, что и исполнили. В это время ему доложили, что во время учений «произошел взрыв передка зарядного ящика, наполненного снарядами», но никто ранений не получил.

В 1902 году, 5 / 18 ноября в Смоленске торжественно праздновали 300-летие сооружения крепостной стены и пребывания над ее вратами чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрии».

В 1909 году при Одигитриевском храме открыли Смоленскую публичную православную библиотеку и читальню.

В дни празднования 100-летия Отечественной войны 1812 года у чудотворной иконы установили мраморную доску со следующей надписью: «Икона Божией Матери Одигитрии, при отходе русских войск от Смоленска в 1812 году для спасения от похищения неприятелем, была взята и препоручена 6 августа батарейной №1-го роте 3-й артиллерийской бригады, бывшей под командою полковника Глухова, при которой она возилась на ходу взорванного в сражении у Смоленска зарядного ящика. По прогнании же неприятеля 8 ноября того же года отправлена обратно в Смоленск. Во время кампании 1812 года, когда сохранялась икона, в роте на службе находились: Командир батареи Полковник В.А. Глухов, Шт. капитан И.Ф. Богданович, Поручик А.И. Греч, Подпоручики: М.К. Реан, Г.Г. Сигунов 3, П.Д. Зеленин. Сооружена доска в 1912 году состоящими в батарее на службе офицерами: Подполковником Д.А. Оденцовым, Капитанами: В.И. Игнатьевым, А.М. Цицероном, Шт.-Капитанами: В.Е. Веймарн, В.В. Короевым, Поручиком Д.Д. Туровым, и нижними чинами 1-й батареи 13-й артиллерийской бригады бывшей в 1812 году батарейной №1-го роты 3-й артиллерийской бригады». В настоящее время эта памятная доска установлена в Успенском соборе, на ограждении перед сенью с Надвратной иконой «Одигитрии».

С 1929 года Одигитриевский Надвратный храм несколько десятилетий использовался под учреждения культуры. Чудотворную икону Божией Матери передали в музей при Успенском соборе. В 1941-1943 годы образ «Одигитрии» невидимо покровительствовал всем православным воинам, в партизанских соединениях, и мирным жителям, находившимся на оккупированной территории.

После утраты древней Смоленской иконы ее место занял Надвратный образ. С тех пор икона Богородицы находится в специально устроенной сени, в Успенском кафедральном соборе. С двух сторон ей предстоят образы молитвенников и защитников Смоленских, написанные во весь рост – воина, мученика Меркурия и преподобного Авраамия. По преданию, в 1237 году икона Божией Матери «Одигитрия» защитила Смоленск от нашествия воинов Батыя. Воин Меркурий, молясь перед иконой, услышал от нее голос: «Угодник мой Меркурий, посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель Ордынский втайне хочет в нынешнюю ночь напасть на город Мой со всею своею ратью и с исполином силы своей, чтобы опустошить город; но я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его в работу вражескую. Изыди в сретение врага, втайне от народа, святителя и князя, не ведущих о нападении ратных, и силою Христа Бога победишь исполина; Сама Я буду с тобою, помогая рабу Своему; но там вместе с победою ожидает тебя венец мучений, которой прими от Христа». Мужественно отразив нашествие врагов Меркурий «поражен был в голову и таким образом кровию запечатлел свой подвиг». О преподобном Авраамии, архимандрите, уроженце Смоленска читаем в «Книге глаголемой «Описание о Российских святых»: «В 1198 году принял сан священства; претерпел множество искушений и окончил жизнь настоятелем новаго Смоленскаго монастыря, основаннаго святителем Игнатием и впоследствии известнаго под названием Авраамиева».

В 1992 году, после проведенных ремонтно-реставрационных работ в стенах Одигитриевского Надвратного храма разместили начальные классы Православной гимназии. Храм в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрии» устроен и освящен на втором этаже гимназии митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне Святейший Патриарх). В мае 1993 года гимназию и храм посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В 1996 году вся Русская Православная Церковь отмечала 950-летие перенесения из Константинополя иконы Божией Матери «Одигитрии». В своем послании Святейший Патриарх Алексий II отметил, что перед чудотворным образом Владычицы Одигитрии на протяжении столетий народ Божий усердно молился «о мире и благоденствии нашего многострадального Отечества, а нередко, как это было в нашей истории, и об избавлении страны нашей «от нашествия иноплеменных и междоусобныя брани». По заказу Смоленского областного отделения Общества филателистов к празднованию 950-летия перенесения иконы «Одигитрии», выпустили почтовый конверт с ее изображением, тиражом один миллион экземпляров.

И в наши дни Смоленская чудотворная икона «Одигитрии» – один из наиболее чтимых образов Пресвятой Богородицы в Русской Православной Церкви. Ежегодно в день празднования Смоленской иконе – 28 июня / 10 августа несколько тысяч верующих из многих городов и весей России собираются в Успенском соборе, чтобы почтить этот славный образ Богородицы. Как и наши благочестивые предки, мы верим, «что под Покровом Всемилостивой Царицы Небесной Господь оградит народ наш от всякого зла и тяжких обстояний и исполнит его новыми духовными силами. И мы едиными усты и единым сердцем, обращаясь в усердной молитве к Пресвятой Богородице, умильно взываем: «Аще бо не Ты предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед, кто же бы сохранил доныне свободны».

Соответствие дат старого и нового стиля приводится по православному календарю.

Литература: Аникеев В.М. Святыни и подвижники Смоленские. Смоленск, 2009. / Благодеяния Богоматери роду христианскому чрез ея святыя иконы. С-Пб., 1905. / Вороновский В.М. Отечественная война в пределах Смоленской губернии. Смоленск, 2006. / Грачев В.И. К истории 1812 года. Смоленская икона Божией Матери Одигитрии и Надворотный храм, где она находится. Смоленск, 1911. / Грачев В.И. Смоленск и его губерния в 1812 году. Смоленск, 2008. / Записки А.П.Ермолова. 1798-1826 гг. М., 1991. / Глинка Ф.Н. Письма русского офицера. М., 1990. / Глинка Ф.Н. Очерки Бородинского сражения. Смоленск, 2008. / Гуляев Ю.Н., Соглаев В.Т. Фельдмаршал Кутузов. М.,1995. / Книга глаголемая «Описание о Российских святых». М., 1995. / Любецкий С.М. Русь и русские в 1812 году. М., 1994. / Михайловский-Данилевский А.И. Описание Отечественной войны в 1812 году. М., 2008. / Минея. Июль, часть 3. Московская Патриархия. М., 1988. / Мурзакевич Н.А. История города Смоленска. Смоленск, 2008. / Царица моя Преблагая. М., 2007. / Храм Смоленской иконы Божией Матери в селе Бородино. М., 2001. / Клюшина С.С. Икона Смоленская Одигитрия в истории России. Смоленские епархиальные ведомости, №3, 1999.

Иеромонах Даниил (Сычёв).

Читайте так же в
Вяземская епархия в ВконтактеВяземская епархия в Telegram

Другие новости