Многолетний опыт коллектива показал необходимость подключения семьи к процессу духовно-нравственного воспитания дошкольников. Такой подход объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить образовательное учреждение. Та духовная пища, которой живут родители, становится определяющим фактором формирования внутреннего мира ребёнка.
Чтобы усилия педагогов, направленные на работу с детьми, были взаимно приемлемыми с семейными, в дошкольном учреждении проводятся родительские собрания. Такие собрания носят характер встречи и живого общения и предполагают практикумы и обсуждения нравственных и духовных вопросов.
Этой осенью в каждой группе «Радость моя» прошли такие встречи. Их темой стало размышление о семейных ценностях и семейных отношениях.
Каждая семья — это целый мир, своя культура традиций, приоритеты в воспитании и развитии детей. В начале собрания родителям раздавались опросные листы и предлагалось определить степень значимости для их семьи таких качеств, как совесть, оптимизм, здоровье, материальный достаток, честь, образованность, верность, любовь и т.д.
Интерактивная игра «Поиск сокровищ» дала возможность участникам разговаривать друг с другом и ненавязчиво узнавать друг о друге различные факты. Игра заканчивалась выводом, что все люди разные, но всегда можно найти то, что их объединяет.
После поиска «сокровищ» друг в друге, началось обсуждение предложенного списка ценностей. Родители предлагали свои версии иерархии ценностей. После рассуждения, толкования и раскрытия смысла каждого качества, предложенного заведующей детским садом «Радость моя» Н.А. Кузьминой, участники собрания пришли к мысли о приоритете духовного над материальным.
Даже если у семьи хороший материальный достаток, очень сложно жить с человеком, у которого нет чести и совести, потому что совесть – это голос Божий внутри человека, внутренний судья, который периодически мучает и жжет, совесть можно заставить молчать, но говорить неправду она не может. А чтобы совесть успокоилась, надо исправить совершенный проступок.
Такая ценность как образованность необходима в современном мире, но кто сможет жить с хорошо образованным, но невоспитанным человеком, в котором нет доброты и ответственности. По словам святителя Тихона Задонского «Грамота без духовного воспитания, как меч у безумного».
Но выше всех ценностей является любовь. В каждом человеке заложено стремление любить и быть любимым. Апостол Павел описал красоту любви и показал ее свойства: «Любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего (для себя), не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине, вся (все и всех) покрывает, всему верит, на все надеется, все терпит. Любовь никогда не кончается». (1 Коринф. 13,4-8).
Затем все участники собрания искали ответ на вопрос – можно ли измерить любовь, как понять, что ты любим и умеешь любить? Родители пришли к выводу, что мера любви – это жертвенность, то есть умение совершать для любимого человека ежедневные подвиги заботы, терпения, прощения, умения скрывать недостатки близких, доверять и защищать... Жертвенность многогранна, ведь у нее есть и духовная, и материальная составляющая.
Затем Н.А. Кузьмина прочитала и предложила проанализировать необыкновенно трогательный рассказ Б.А. Алмазова «Простите меня!», в котором великая сила любви раскрывается в каждом герое.
Закончилось собрание пожеланием в стихах:
Нас обижают – злимся,
Нас ругают – мы клянем…
И суетимся, суетимся,
Забыв о вечном, неземном.
Желаю вам того,
О чем сама мечтать лишь смею.
Желаю вам любви,
Немеркнущей во гневе.
Любви не пылкой, страстной,
А тихой, мудрой и прекрасной.
В ней утешенье находить
И ею душу возродить.
Желаю вам Любви!