Храм Рождества Христова в Вязьме

На гребне высокого холма, у Старой Смоленской дороги, в бывшей Ямской слободе города Вязьмы со второй половины XVIII века стоит каменный храм, возведенный во славу Рождества Христова.

На гребне высокого холма, у Старой Смоленской дороги, в бывшей Ямской слободе города Вязьмы со второй половины XVIII века стоит каменный храм, возведенный во славу Рождества Христова.

Впервые о деревянном храме, стоявшем на этом месте, с престолом во имя святого великомученика Димитрия Солунского, говорится в Писцовых книгах князя Волконского за 1627 год: «Описание храмов Божиих в городе Вязьме. По конце посада по Смоленской дороге Слобода Ямская, а в ней церковь Святаго Великомученика Димитрия Селунскаго древяна клецки, а в ней Божье Милосердие, Икона местная, Образ Рождество Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа на золоте, Икона местная Великомученика Димитрия Селунскаго на золоте, Икона Пречистыя Богородицы Одигитрии на празелени, Икона местная Введение Пречистыя Богородицы на празелени, Царские двери де Иисус на празелени. Евангелие напрестольное письменное, Евангелисты медные, Апостол и Минея общая печатные, - Шестодневье, Полуставье, Псалтирь, Часовник и Служебник письменные, три колокола не велики, а церковь и в церкви всякое строенье мирских людей приходских, а у церкви служит Поп Илья Григорьев, да на церковной земле дом Попа Ильи, да четыре места церковныя ж пусты». (1)

По сообщению историка И.П. Виноградова, в переписной книге города Вязьмы за 1646 год, Ямской храм уже не указан, как в него не входивший.

Ямскую слободу собрали из крестьян разных деревень и главным их занятием определили «возить казенную почту и разных должностных лиц в разные города России, когда ещё не было железных дорог». (2)

При строительстве нового храма в 1763 году на средства прихожан, ветхий деревянный разобрали. В центральном холодном (летнем) храме освятили престол в честь Рождества Христова. В то же время с запада к нему пристроили трехъярусную колокольню и два теплых (зимних) придела, объединенных обширной трапезной. Престолы в приделах освятили, с северной стороны - во имя великомученика Димитрия Солунского и с южной – во имя преподобного Нила Столбенского чудотворца. С запада к храму пристроили трехъярусную колокольню. Территорию вокруг храма обнесли каменной оградой с коваными решетками. (3)

Храм Рождества Христова (Христорождественский) сильно пострадал в 1812 году. Он находился рядом с оживленной дорогой, по которой шли французы на Москву и отступали обратно. Неприятель его полностью разграбил и сильно разрушил. Регулярное богослужение в храме смогли восстановить только к 1832 году.

На средства вяземских купеческих детей Фатовых в 1843 году «распространили и приличным благочестием украсили» придел Нила Столбенского. (4)

В конце ХIХ века в Смоленских епархиальных ведомостях упоминалось о том, что мещанин Т.К. Лютов и прихожане пожертвовали на ремонт Христо-Рождественского (Ямского) храма 2350 рублей, большую по тем временам сумму.

В 1897 году Христо-Рождественский храм, находившийся в Ямской волости, входил в Вяземское градское (городское) благочиние, возглавляемое настоятелем Троицкого собора протоиереем Алексеем Конокотиным. Приходскую общину, состоявшую из 1348 человек мужского пола и 1330 женского, с 1893 года окормлял священник Николай Абрютин. Приход владел 270 кв. саженями усадебной земли, имел огород 2120 кв. саженей и сенокос 7 десятин 162 кв. саженей, состоящей в двух пустошах Капеневе и Поповке. План на землю утратили в 1812 году при нашествии неприятеля. (5)

В 1904 году в Ямской слободе: церковно-приходская школа, три спичечные фабрики, кирпичный завод, четыре мелочные лавки, три торговых амбара, водяная и паровая мельница. (6)

При Христо-Рождественском храме действовала одноклассная церковно-приходская школа, в которой в 1897 году учились 65 человек, и школа грамоты в трех верстах от Ямской слободы, с 35 учащимися. Здание школы построили в 1890 году на церковной земле. В 1910 году Ямская церковно-приходская школа отмечала 25-летие своего существования. Все эти годы в ней преподавал диакон Павел Назарьев, рукоположенный в сан в 1881 году, имевший свидетельство на звание учителя народной школы, награжденный серебряной медалью за усердие по народному образованию. В 1916 году в школе занимались 124 учащихся: 68 мальчиков и 56 девочек. Преподавали: Закон Божий протоиерей Николай Абрютин, диакон Павел Назарьев и остальные предметы (грамматику, русский язык, математику и др.) псаломщик Тимофей Феодорович Шкломин и 2 учителя. Попечителем школы с 1913 года являлся потомственный почетный гражданин Григорий Парфенович Хохлов. При школе имелась библиотека, в которой находилось около 300 экземпляров книг для внеклассного чтения. Ученики школы регулярно пели в церковном хоре. К Пасхе 1916 года дети, учившиеся в школе, собрали деньги, на которые приобрели 45 кисетов с подарками и 59 яиц, отправленные воинам на фронт. (7)

По информации священника Николая Абрютина: «В полутора верстах от Ямской церкви, на берегу речки Русятки, находится «Божий дом», где …раньше хоронили всех умерших неестественной смертию. Ежегодно на Божий дом бывает из Собора крестной ход в Четверг на седьмой неделе после Пасхи. К этому времени народу собирается из разных местностей от трех тысяч до пяти и более». (8)

Особенно трудные времена наступили для прихода Христо-Рождественского храма после 1917 года. Школу закрыли, землю и дома отобрали.

В 1922 году составили «Опись зданий и богослужебных предметов, находящихся в Ямской Христо-Рождественской церкви г. Вязьмы». Копия этого документа сохранилась в Государственном архиве Смоленской области в делах Отдела управления Смолгубисполкома. Из нескольких страниц описи подробно известно об имевшихся в храме, и впоследствии утраченных иконах и утвари. Так в Христо-Рождественском храме: В алтаре на престоле стояла серебряная вызолоченная Дарохранительница (ковчег), лежало Евангелие в бархатном переплете с серебряной оправой, два серебряных вызолоченных креста; стоял четырехъярусный деревянный иконостас с позолоченной резьбой. В нем среди икон первого (местного) ряда, кроме икон Спасителя и Пресвятой Богородицы, имелись образы святителя Питирима Тамбовского и Иоанна Предтечи с преподобным Аркадием Вяземским в серебряных окладах. В приделе преподобного Нила Столбенского: Деревянный одноярусный иконостас, выкрашенный белой краской. В нем иконы преподобного Нила, Смоленской и Иверской Божией Матери в серебряных вызолоченных окладах. В приделе Димитрия Солунского: Такой же одноярусный иконостас, в нем иконы Двунадесятых праздников, Собор мучеников, Димитрия Солунского. В прочих местах храма находились образы преподобного Серафима Саровского, Колочской Божией Матери в окладах. В храме хранились: Плащаница Спасителя, вышитая золотыми и серебряными нитями по малиновому бархату, обложенная золотой бахромой с кистями; три полных комплекта серебряных вызолоченных, богослужебных сосудов (потир, звездица, лжица, тарелочки). В том же 1922 году такие же описи послужили основанием для властей к изъятию церковных ценностей из всех храмов по всей стране. (9)

В 1930 году решением исполкома горсовета Вязьмы Христо-Рождественский храм закрыли, колокола сняли и отправили в фонд индустриализации на переплавку. Несколько лет он использовался как складское помещение.

Пострадавший в ходе боев за город во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, Ямской храм долго находился в руинированном состоянии. В 1950 году областной инспектор по охране памятников архитектуры М.В. Чулановская в справке о работе управления главного архитектора города Вязьмы сообщала о неудовлетворительном состоянии памятника архитектуры Ямской церкви.

В 1968 году сотрудники общества охраны памятников провели фотофиксацию и обмер руин бывшего храма. В то время от него оставались лишь четверик главного престола и колокольня. Алтарную часть и приделы полностью разрушили и разобрали. В 1974-1978 годах Христо-Рождественский храм восстановлен рабочими Вяземского участка реставрации Смоленских научно-реставрационных производственных мастерских (СНРПМ), под руководством инженера А.И. Степочкина; архитектор проекта реставрации М.В.Чулановская. (10)

С 1979 года в храме размещался Вяземский филиал Государственного архива Смоленской области (ГАСО), благодаря чему он в относительно хорошем состоянии в первом десятилетии XXI века передан Смоленской епархии.

Богослужение в Ямском Христо-Рождественском храме возобновлено в январе 2015 года при преосвященном Исидоре, епископе Смоленском и Вяземском.

По благословению преосвященного Сергия, епископа Вяземского и Гагаринского в 2017 года в храме восстановлено регулярное Богослужение.

22 апреля 2017 года, в Субботу Светлой седмицы в храме Рождества Христова епископ Сергий совершил Божественную литургию. В этот день в него крестным ходом из храма Рождества Богородицы принесли чтимый Иверский образ Пресвятой Богородицы.

Примечания:

1. Вяземския писцовыя книги князя Ивана Федоровича Волконскаго. 1627 года. Сост. И.П.Виноградов. М., 1882. С. 15.

2. ГАСО. Ф. 391. Оп. 1. Д. 3. Л. 171. 1903 г. / Фонд И.И.Орловского, преподавателя Смоленского епархиального училища.

3. ГАСО. Ф. 391. Д. 3. Л. 170. // Преподобный Нил Столбенский особенно почитался вяземским купечеством и местными крестьянами. Ежегодно, в конце мая, сотни жителей Вязьмы и окрестностей совершали пешком паломничество на озеро Селигер в Нилову Столбенскую пустынь к мощам преподобного Нила и на ярмарку в город Осташков. Также прихожане Ямского храма ходили на поклонение к святыням в Киев, Чернигов и Троице-Сергиеву Лавру.

4. ГАСО. Ф. 48. Оп. 2. Д. 863. Л. 100 об. / Смоленская Духовная консистория. Клировые ведомости церквей г. Вязьмы и Вяземского уезда за 1857 г.

5. Адрес-календарь Смоленской епархии, с историческими и церковно-практическими указаниями. Смоленск, 1897. С. 161.

6. Краткий обзор Смоленской губернии. Смоленск, 1904. С. 114.

7. ГАСО. Ф. 391. Д. 3. Л. 170 об.

8. Там же.

9. ГАСО. Ф. 1544. Оп. 1. Д. 1339. Л. 16-Л. 16об./ Опросные листы о церковных и монастырских архивах по Вяземскому уезду.

10. Вязьма. Очерки истории. М., 1997. С. 124-126.

Иеромонах Даниил (Сычёв).

Свежие новости