689
28 / 15 июля (ст. ст.) – память равноапостольного великого князя Владимира, во Святом Крещении Василия (1015 г.).

«Хотя просветити Божественным крещением народ русский,

первее повелел еси креститися сыновом и вельможам твоим,

да вси людие, последующее стопам их, с благим произволением

и подобающим усердием, приступят ко святому крещению,

благочестно зовущее Богу: Алилуийа».

Кондак 7. Из акафиста святому князю Владимиру.

По преданию крещение народов, проживавших по всей Смоленской земле, произошло в 1013 году при правлении князя Станислава Владимировича.

В 1882 году в «Смоленском вестнике» и в 1883 году в «Смоленских епархиальных ведомостях» историк-краевед И. Красноперов опубликовал статью «Учреждение в Смоленске епископии (1137 г.)». В ней, на основании рукописи, хранившейся в фонде М.П. Погодина в Санкт-Петербургском отделении Императорской публичной библиотеки, он писал: «святой Владимир крести(л) всю землю смоленскую в 6521-е лето», т.е. в 1013 году. (1)

Исторических документов, подтверждающих факт крещения всей Смоленской земли именно в 1013 году к настоящему времени не обнаружено. Но опираясь на предания и относя к этому времени управление Смоленской землей сыном святого Владимира князем Станиславом, как верным чадом своего отца, нельзя исключить, что в период его правления (989 (995-?) -1014 гг. -?) были приложены многие усилия для крещения всех народов, находившихся в подчинении Смоленску.

1013 год, как дату крещения всей Смоленской земли, приводит И.О. Осипов, автор статьи «Краткая история г. Смоленска и Смоленской губернии», в Приложении XIV, фрагмента книги без выходных данных, вероятно учебника истории для высших и других начальных училищ Смоленской губернии, вышедшего начале XX века. В главе «Христианство в Смоленске (990 г.)» он пишет: «В 988 г. положено было на Руси начало христианства Св. Владимиром. Из Киева христианство быстро стало распространяться и по другим областям и городам русским. В Смоленске христианство было введено при Владимире Св. в 990 г., а по всей Смоленской земле в 1013 г., когда кривичи приняли крещение от проповедников и священников, посланных Владимиром Св. по всей Русской земле и, значит, в Смоленскую область». Материал к учебнику, о христианстве в Смоленске, подготовлен И.О. Осиповым позже, чем опубликована статья И. Красноперова, и возможно, что он составлен не без ее влияния. (2)

О том, что святой князь Владимир, обходя Русские земли в 990 году, мог посылать и в Смоленские земли епископа и священников для крещения всех народов, населявших их, можно судить по фрагменту Московского летописного свода. В начале летописи по Эрмитажному списку указывается: «В лето 6498 (990). Иде Володимер в Суздальскую землю и постави град в свое имя Володимер …и вси

людие крести Руския, и наместници по всеи земли». Вероятно, в этот год начато крещение земель и вверх по Днепру от Киева, в том числе и Смоленска. (3)

В своей «Летописи церковных событий…» епископ Арсений (Иващенко) пишет: «Лета от Р.Х. 988. …Возвратившись из Херсона в Киев (св. вел. кн. Владимир - ирм. Д.) крестит всю землю Русскую. …Древнейшие русские епископии - в Новгороде, Чернигове, Белгороде (близ Киева), Ростове и Владимире Волынском». Необходимо добавить, что хотя в тот период в Смоленске не установилась самостоятельная кафедра, все Смоленские земли были крещены. (4)

В Радзивиловской лицевой летописи говорится: «…и просветися Владимир сам, и сыновья его, и земля его». (5)

В книге священника Никифора Адриановича Мурзакевича «История города Смоленска» есть глава «О княжении в Смоленске Станислава Владимировича». Он пишет: «989. Станислав I, князь. Сей князь, прибыв в Смоленск, основал в нем княжеский престол и веру христианскую и по велению отца своего выбрал из княжения Смоленского людей честных и достаточных, выслал им на житье во вновь устроенные пограничные города при реках: Десне, Остру, Трубеже, Суле и Стругене. Он в правлении своем старался быть только исполнителем воли родителя своего. Когда св. Владимир проходил для усмирения Чуди, то и он с кривичами своими в помощь ходил. Станислава Владимировича по смерти родителя своего во временя братоубийства Святополкова, был ли Смоленским Владетелем, где и когда Скончался - все историки, описующие убиение Глебово, случившееся в предместии Смоленска, о нем умалчивают». В примечаниях к этой главе, указывается, что в рукописи, хранившейся в Смоленском губернском архиве, писалось: «990 г. Владимир Великий, путешествуя в Новгород, заехал в Смоленск с митрополитом Михаилом …и просветил смольян с принадлежащим народом святым крещением». Здесь же, читаем: «Св. Владимир после крещения в Смоленске не был, а еже и был, проходя с войском для усмирения Чуди 997 году, то по смерти уже митрополита Михаила. Во всех летописях видно, что Михаил митрополит, получа позволение от Владимира 991 года с Добрынею и другими боярами, ездил по северным городам России для основания веры христианской …Михаил же был ли в Смоленске, неизвестно, а известно из древнего летописца: Владимир, отправляя на княжение детей своих, отправил с ними священников, которым дано было повеление учить вере, крестить всех, строить церкви, а капища идолов и неблагопристойные обычая искоренять». (6)

В девятом томе, посвященном Верхнему Поднепровью и Белоруссии, известного исследования начала XX века «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества», читаем: «В Смоленске Владимиром …был посажен сын его Станислав». (7)

В «Историческом словаре», составленном в конце XVIII века Иваном Нехачиным, сообщается: «Станислав Владимирович, сын Владимира I Святославовича. Удел получил от родителя своего в 995 году в Смоленске». Иван Нехачин считал, что от разделения Руси на уделы «произошли в Государстве между родными ненависти, ссоры и кровавыя войны; а таковое несогласие было причиною великаго в разныя времена России разорения и опустошения». По кончине князя Станислава, последовавшей до 1015 года, исчез и удел. Вероятно, поэтому и не утвердилась в Смоленске сразу, в 995 году, епископская кафедра, а учреждена окончательно только в 1135 году при князе Романе. Составители «Истории иерархии Русской Православной Церкви» предполагают, что хотя точная дата учреждения Смоленской епархии неизвестна (не позже 1101 г.?), эта «кафедра принадлежит к числу древнейших, а основателем ее был первый глава «Митрополии России» - митрополит Св. Михаил». (8)

Считается, что князь Станислав Владимирович получил Смоленск в удел около 989 года (по другим данным около 995 г.). Назаренко А.В. в примечаниях к первому тому «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова) пишет: «По сказанию преподобного Нестора святой Владимир отдал Новгород сперва Вышеславу, а по смерти его - Ярославу, Ростов - сперва Ярославу, потом - Борису, Полоцк - Изяславу, Туров - Святополку, землю древлянскую - Святославу, Владимир Волынский - Всеволоду, Тмутаракань - Мстиславу, Муром - Глебу. Позднейшие летописи прибавляют, что Смоленск отдан Станиславу, Псков - Судиславу, Луцк - Позвизду. Эти уделы, без сомнения, розданы были не вдруг, но одним князьям - прежде, другим - после, и самые князья были тогда еще малолетни». (9)

Ермолинская летопись так сообщает об этом событии: «И потом раздели землю и грады сыном своим: старейшему, от Чехини, Вышеславу Новъград, Изяславу Полтеск, Святополку Туров, Ярославу Ростов, Вышеслав же умре, и даст Новъград Ярославу, а Борису Ростов, а Глебу Муром, Святославу Деревы, Всеволоду Володимер, Мстиславу Тмуторакань, Станиславу Смоленеск, Судиславу Пьсков». В Синодальном списке Родословной книги читаем, что в 988-990 годах князь Владимир «…повеле Святыя Церкви поставити, и крести вся люди Русские земли и святую Христианскую веру утверди. И быша у Великаго Князя у Владимера 12 сынов: 1. Князь Вышеслав. …10. Князь Станислав». (10)

В Рогожском летописце (Летописце Рогожском) князь Станислав также упоминается в списке сыновей святого князя Владимира, после великого события Крещения в 988 году: «…И повеле князь церкви ставить. И поставили в Киеве митрополита Михаила, а по другим городам епископов и попов. И была радость великая на Руси. Было же у Владимира 12 сынов: Вышеслав, Изяслав, Святополк, Ярослав, Всеволод, Святослав, Мстислав, Борис, Глеб, Станислав, Василько, Судислав». В примечании к переводу этой части Рогожского летописца Исаков В.З., автор вступительной статьи, переводов и примечаний к «Тверским летописям», отмечает: «Станислав - достоверных сведений о некоторых из сыновей Владимира I нет. «Новейшие летописцы, - пишет Карамзин, - не хотев обделить и трех меньших сыновей Владимировых, дают Станиславу Смоленск, Позвизду Луцк, Судиславу Псков». (11)

Новгородская первая летопись младшего извода (Комиссионный список) сообщает, что в 988 году «Володимер же просвещен сам и сынов его с ним 12», среди которых указан и Станислав «десятои». После принятия крещения князь Влади-мир «…поставиша в Киеве митрополита, а Новуграду архиепископа, а по иным градом епископы и попы и диаконы; и бысть радость всюду». Во втором прило-жении к Новгородским летописям, составители приводят «Статьи, находящиеся в рукописи Археографической комиссии перед Комиссионным списком Новгородской первой летописи». В них помещено Родословие Великих Князей Русских: «Сынове Володимеровы: Вышеслав, Станислав, Ярослав…». (12)

В сборнике «Смоленский край в памятниках и источниках (с древнейших времен до второй половины XIX в.)», изданном в 1949 году в Смоленске, авторы Андреев Н.В. и Маковский Д.П., приводят фрагмент текста якобы из Лаврентьевской летописи: «Володимер раздели землю свою сыном своим, и посади Станислава Святославля брата в Смоленсце». Но в современном переиздании Летописи по списку Лаврентия (Лаврентьевской летописи), такого фрагмента о 988 годе нет: «И посади (Владимир) Вышеслава в Новегороде, а Изяслава Полотьске…» и т.д. Упоминания о Станиславе, кроме указания его в списке имен сыновей великого князя Владимира не приводятся. Похоже, Андреев и Маковский составили этот текст из двух фрагментов, взятых в Тверской летописи: «988. Об удельных князех. Потом же Владимер раздели землю сыном своим, и посажа их по градом, по княжением: Вышеслава, иже от Чехини, сего, яко старейшаго, посади в Ново-городе, …Станислава, Святославля брата, в Смоленске». (13)

На период 988-1013 годов приходится служение трех иерархов Русской Церкви. Святитель Михаил, первый митрополит Киевский и всея Руси, по Иоакимовской летописи, был родом из Сирии. В 988 году его прислал в Корсунь патриарх Константинопольский Николай Хрисоверг. После крещения великого князя Владимира вместе с ним прибыл в Киев. Из Несторовой летописи известно, что «святитель Михаил был мудр и тих, хотя и строг, где подобало; насадил христианскую веру в России и устроил первые училища». Скончался 30 сентября 992 года и погребен в Киеве в Десятинном храме Пресвятой Богородицы. Затем его мощи перенесены в Антониевы пещеры, и позже в соборный Успенский храм Киево-Печерской лавры (+ 992; память 30 сентября/ 13 октября). Вторым митрополитом Киевским стал Леонтий - грек по происхождению. Он вероятно так же прислан патриархом Николаем, и управлял с 991 года по 1007 (1008) год. При нем великий князь Владимир перенес мощи святой равноапостольной великой княгини Ольги (+ 969; память 11/24 июля) в Десятинный храм. Скончался митрополит Леонтий в 1007 (1008) году. Следующим управляющим Киевской митрополией стал Иоанн I. Он направлен на Русь при патриархе Константинопольском Сергии. В своей работе «Русские православные иерархи» Митрополит Мануил (Лемешевский) предполагал, что митрополит Леонтий был русским или болгарином. Он скончался в 1035 году. (14)

По мнению митрополита Макария (Булгакова) первые священники, диаконы и причетники, сопровождавшие Киевских митрополитов «были у нас с самого начала из греков и, вероятно, из болгар, и одни назывались царицыными, потому что пришли с царевною Анною из Греции, другие – корсунскими, как прибывшие из Корсуня. Но через несколько лет, без сомнения, начали появляться на этих церковных степенях и русские…». (15)

В статье, посвященной святому князю Владимиру митрополит Санкт-Петербургский Иоанн (Снычев) отмечал: «…в условиях неблагоприятных для Церкви, среди народа дикого и не расположенного к обращению, в стране враждебной православной Византийской империи, произошло событие не объяснимое естественным ходом вещей, - Крещение Руси». Благодаря этому событию,

впоследствии произошло не только образование Поместной Русской Православной Церкви, но и Русского государства, в которое входили и Смоленские земли. (16)

В молитве святому князю Владимиру, написанной после 1000-летия Крещения Руси, ее автор, обращаясь к святому, писал: «Како похвалим тебе, в земных владыках премужественный, Владимире? …Виждь люди твоя, како живут, како храними суть Господем, како благоверие хранят по преданию твоему, како славят Христа, како поклоняются Имени Его. Виждь и грады, величеством сияющия, виждь церкви цветущия, виждь христианство растущее». Край Смоленский, имевший в первые десятилетия крещения Руси лишь десятки небольших деревянных храмов, за прошедшее тысячелетие украсился сотнями каменных храмов и десятками монастырей. И хотя десятилетия «безбожной смуты» принесли непоправимый ущерб, на Смоленской земле, как и по всему Отечеству, вновь возрождается Православие. (17)

Примечания:

1. В настоящее время этот источник из фонда М.П. Погодина исследователями не обнаружен и не опубликован. // Красноперов И. Учреждение в Смоленске епископии (1137 г.). Смоленский вестник. № 96. 1882. / Он же. Смоленские епархиальные ведомости. № 19. 1883. С. 787. // Погодин Михаил Петрович (11 (23).11.1800, Москва, - 8 (20).12.1875, Москва) - русский историк, писатель, академик Петербургской АН (1841). В 1821 окончил Московский университет, где защитил магистерскую диссертацию «О происхождении Руси» (1825). В 1826-1844 профессор Московского университета. Издатель журналов «Московский вестник» и «Москвитянин». Погодин собрал коллекцию древностей (рукописи, книги, монеты, оружие, утварь и т.д.), большая часть которой в 1860-е приобретена Публичной библиотекой в Петербурге. / История Отечества, с древнейших времен до наших дней. Энциклопедический словарь. Изд. «Большая Российская энциклопедия». М., 1999. С. 336. // Известен и внук Михаила Петровича – Погодин Михаил Иванович (3.10.1884, Москва– 18.08.1969, Москва), периоды жизни и деятельности которого связаны со Смоленщиной. Отец: Иван Михайлович Погодин – кандидат юридических наук, чиновник Министерства юстиции. После смерти матери унаследовал усадьбу Гнездилово, Ельнинского у., Смоленской губ. Земский деятель, этнограф, коллекционер, организатор музейного и библиотечного дела. В 1913-1918 гг. - член Ельнинской уездной земской управы. С 1917 г. по 1930 г. – на разных должностях, связанных с музейной и библиотечной деятельностью, в г. Ельне и г. Смоленске. Затем работал в Москве, вплоть до выхода на пенсию в 1958 г. / Погодин Михаил Иванович. Смоленская область. Энциклопедия. Т.1: Персоналии. Смоленск, 2001. С.194.

2. Осипов. И.О. Краткая история г. Смоленска и Смоленской губернии. Приложение XIV. Часть учебника истории. Нач. XX в. (?). С. 235-236.

3. Начало летописи по Эрмитажному списку. / Московский летописный свод конца XV века. Рязань, 2000. С. 496.

4. Епископ Арсений (Иващенко). Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова. Репринтное изд. СПб., 2007. С. 353.

5. Смоленская земля в памятниках русской словесности. Т. 2. Радзивиловская лицевая летопись. Часть 1. «Маджента». Смоленск, 2012. С. 120.

6. Священник Никифор Мурзакевич. История города Смоленска. Смоленск, 2008. С. 49-50. // Никифор Адрианович Мурзакевич (2.04.1769, Смоленск – 8.03.1834, Смоленск) - священнослужитель, историк-краевед.

7. Верхнее Поднепровье и Белоруссия. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Под ред. В.П. Семенова. Репринтное изд. Т. 9. «Беларуская Энцыклапедыя». Минск, 2006. С. 48.

8. Исторический словарь, Российских государей, князей, царей, императоров и императриц. Сост. И. Нехачиным. Репринт изд. 1793. «Эврика». М., 1990. С. 47, 171. // История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 года. ПСТГУ (Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет). М., 2006. С. 454.

9. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Т. 1. Кн. 2. Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. М., 1995. С. 426.

10. Ермолинская летопись. Русские летописи. Т. 7. Рязань, 2000. С. 30. // Там же. Приложение. Родословная книга. Синодальный список. С. 284.

11. Рогожский Летописец. / Тверские летописи: Древнерусские тексты и переводы. Тверское областное книжно-журнальное издательство. Тверь, 1999. С. 41, 172.

12. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. / Русские летописи. Т. 10. Рязань, 2001. С. 159. / Там же. С. 465.

13. Андреев Н.В. Маковский Д.П. Смоленский край в памятниках и источниках (с древнейших времен до второй половины XIX в.). Часть I. Смоленск, 1949. С. 148. // Лаврентьевская летопись. Русские летописи. Т. 12. Рязань, 2001. С. 118. // Рогожский летописец. Тверская летопись. / Русские летописи. Т. 6. Рязань, 2000. С. 221-222.

14. Митрополит Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи. 992-1892. Т. II. Иоанн-Симеон II. Издание Сретенского монастыря. М., 2003. С. 334. // Там же. С. 250. // Там же. С. 25.

15. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 2. История Русской Церкви в период совершенной зависимости ее от Константинопольского патриарха (988-1240). Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. М., 1995. С. 32-33.

16. Митрополит Иоанн (Снычев). Владимир Святой. / Русские святые и подвижники Православия. Историческая энциклопедия. «Институт русской цивилизации». М., 2010. С. 200.

17. Месяца июля в 15-й день. Святаго равноапостольнаго великаго князя Владимира, нареченнаго во святом Крещении Василия. / Минея. Июль. Часть вторая. Издательский совет Русской Православной Церкви. М., 2002. С. 202.

Иеромонах Даниил (Сычёв).

Читайте так же в
Вяземская епархия в ВконтактеВяземская епархия в Telegram

Другие новости