Из истории Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» известно, что в 1812 году при нашествии французов 5-6 / 18-19 августа 1812 года, преосвященный Ириней (Фальковский), епископ Смоленский и Дорогобужский взял чудотворный образ из Успенского собора города Смоленска. Владыка сопроводил его в Москву и оттуда в Ярославль, где икона Богородицы пребывала до изгнания неприятеля из пределов нашего Отечества. (1)
В разделе «Известия и заметки» Смоленских епархиальных ведомостей за 1901 год помещена информация о пребывании в 1812 году Смоленской иконы Божией Матери в городе Кашине Тверской губернии. В примечании к заметке отмечено, что материал взят из присланного в редакцию ведомостей журнала Тверской Ученой Архивной Комиссии. (2)
18 июня 1900 года в здании Кашинской Городской Управы состоялось выездное, 76-е заседание Тверской Ученой Архивной Комиссии. Кроме председателя Комиссии И.А. Иванова и ее членов на заседании присутствовали: Кашинский городской голова А.А. Носов, протоиерей И.А. Аменитский, священник В.И. Гроздов, священник Д.П. Молчанов, священник С.Х. Соколов и другие. Купец и краевед Иоасаф Яковлевич Кункин доложил о Кашинской местной летописи, которую в 1809-1823 годах вел купеческий сын Алексей Черенин (Чиренин). (3)
Из небольшого фрагмента «Летописи» (записок) известно о важном церковном событии, произошедшем в Кашине. В конце ноября 1812 года Кашинский городской голова Иван Григорьевич Жданов, узнав о возвращении из Ярославля в Смоленск иконы Божией Матери «Одигитрии», послал на встречу к ней купеческого сына Алексея Черенина и его товарища Евреинова. (4)
Им было поручено спросить преосвященного Иринея, как он благословить встретить икону Богородицы в Кашине. Владыка ответил: «Как и следует – с крестным ходом». (5)
28 ноября / 11 декабря (н. ст.) 1812 года, в день памяти святителя Феодора, архиепископа Ростовского, на окраине Кашина, образ Богородицы, сопровождаемый преосвященным Иринеем, его экономом (архимандритом), архиерейской свитой (диаконом, иподиаконами и пр.), певчими, встретили духовенство и горожане, и ее перенесли в Николаевский Клобуков мужской монастырь. Вероятно, здесь в соборном Троицком храме чудотворная Смоленская икона провела ночь. В то время обитель находилась за штатом, и имя игумена управлявшего ей не сохранилось. (6)
На следующий день, утром 29 ноября / 12 декабря, вся священная процессия «с крестным ходом и с собранием духовенства и граждан и прочих усердствующих», направилась в собор Воскресения Христова, где состоялась Божественная литургия. Служил эконом владыки, на правом клиросе пел
архиерейский хор, на левом – семинаристы. По окончании богослужения проповедь сказал священник Никольского храма Кашина. (7)
По окончании службы в Воскресенском соборе икону Божией Матери проводили за город на Тверскую дорогу, «с крестным ходом со звоном по всему граду, и собрание людей было очень многое дворянства и разнаго звания».
В крестном ходу несли икону Божией Матери два священника – благочинный отец Алексий из храма пророка Илии и отец Михаил из храма Спаса Нерукотворенного Образа. (8)
В Смоленск икону Богородицы возвратили 25 декабря 1812 года / 7 января 1813 года на праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и установили в Успенском соборе.
Примечания:
1. Краткое историческое описание Смоленского Успенского кафедрального собора. Репринтное изд. Смоленск, 2001. С. 25.
2. Смоленские епархиальные ведомости. № 7. 1901. С. 388-389.
3. Журнал 76-го заседания Тверской Ученой Архивной Комиссии. Тверь, 1900. С. 32-33. // Иоасаф Яковлевич Кункин - потомственный почетный гражданин Кашина, краевед, купец первой гильдии, благотворитель, основатель Кашинского краеведческого музея. Родился в 1835 г. в Кашине. В конце XIX века И. Я. становится известен в Кашине как общественный деятель. Более 30 лет он состоял Почетным мировым судьей города. И. Я. являлся одним из основателей Городского добровольного пожарного общества и Городского общества взаимного страхования от огня. Благотворительность занимала важное место в его общественной деятельности. И.Я. был Почетным членом благотворительного общества Вспомоществования бедным учащимся, Почетным членом Общества «Доброхотная копейка». Его имя значилось в списках лиц, делавших пожертвования в пользу Кашинского сиротского детского приюта. Он был попечителем Саввинской и Вишерской школ. И. Я. принимал активное участие во второй канонизации благоверной княгини Анны Кашинской, дочери Ростовского князя Димитрия Борисовича и супруги князя Михаила Ярославовича Тверского. И.Я. хлопотал об открытии ремесленной школы в Кашине. Многие годы он посвятил коллекционированию. На свои средства А.Я. приобретал национальные русские костюмы, которые хранились в Кашинском краеведческом музее. В его коллекции были портреты жителей Кашина и Ростова Великого, написанные неизвестными художниками. И.Я. состоял членом Тверской ученой архивной комиссии, он автор многочисленных статей по истории края в центральной и местной печати. «За доброе содействие музею» И.Я. получил благодарность от директора Тверского музея А.К. Жизневского. Он скончался 12 сентября 1908 г. Погребен И.Я. Кункин в ограде Троицкого храма в Кашине. / Сайт МО «Кашинский район».
4. Предполагаемый маршрут возвращения Смоленской иконы Богородицы в 1812 году: Ярославль-Мышкин - Рыбинск - Углич - Кашин - Верхняя Троица - Горицы - Красное-Кушалино - Тверь - Старица - Зубцов - Сычевка - Вязьма - Дорогобуж - Смоленск. // Иван Григорьевич Жданов (1771-1835 гг.), купец второй гильдии – городской голова Кашина в 1812-1821 гг., 1824-1827 гг. и 1830-1833 гг. «При нашествии на Россию французов, во исполнение всяких зависимостей,
распоряжался и действовал благоразумно и справедливо. …При нашествии в город Дмитров неприятеля угрожаемы были здесь (в Кашине) опасностию, но токмо его попечением и уверениями в безопасности совершенно удержаны граждане от выезда из города с семействами. …Во время ж своей службы, принявши на себя обязанность в достройке и внутренняго украшения соборной в Кашине церкви, которая …его неусыпным попечением приведена в окончательное и отличное благолепие». В августе 1826 г. получил, пожалованную императором Николаем I, золотую медаль на аннинской ленте за устроение Кашинского Воскресенского собора и пожертвования в приходскую Введенскую церковь, по представлению Ионы, архиепископа Тверского и Кашинского. И.Г. Жданов скончался 7 сентября 1835 г. и похоронен в Кашине на Введенском городском кладбище. / Журнал 76-го заседания. С. 15-18.
5. Епископ Смоленский Ириней (в миру Иоанн Иоакимович Фальковский, 1762-1823) – бывший епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии. Епископ Смоленский и Дорогобужский с 7 / 20 февраля 1812 года. В 1813 году решением Священного Синода назначен на прежнюю кафедру в Киев.
6. Кашинский Николаевский Клобуков монастырь. Известен с XIV века. В XV веке в его стенах принял иночество преподобный Макарий Калязинский. В монастыре имелись три храма: соборный – во славу Святой Троицы с приделом во имя святителя Николая чудотворца; второй – в честь Покрова Пресвятой Богородицы; третий – во имя Алексия, митрополита Московского. Монастырь имел колокольню над вратами и был окружен стенами. / Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и св. г. Афону. Сост. А.А. Павловский. Н-Новгород, 1907. С. 683. / Клобуков монастырь восстанавливается с начала 90-х годов XX века. В настоящее время – женский. / Вначале на месте Троицкого собора стоял деревянный храм во имя святителя Николая, в 1664 г. замененный на каменный. При строительстве в 1664-1684 гг. Троицкого храма в него вошел и Никольский, как придел. В середине XVIII в. храм перестроили, в 1818 г. рядом поставили колокольню. В 1929 г. с ее звонницы сняты колокола. В 1931 г. колокольня разобрана. В 2007 г. в Троицком соборе проведены реставрационно-восстановительные работы. / Покровский каменный храм построен в 1680-1709 гг. В 1934 г. храм закрыли и в нем устроили общежитие. Восстановление храма начато в 1995 г. В 2007 г. проведены вторые реставрационные работы. / В 1903 г. над деревянной келией, где по преданию жил прп. Макарий, устроили каменную часовню. В 1931 г. в ней сделали скотобойню. В 2006 г. проведены реставрационно-восстановительные работы.
7. Воскресенский собор. Впервые упоминается в летописях в 1382 г., когда в нем погребен Кашинский князь Василий Михайлович. В 1512-1520 гг. на месте деревянного, построен каменный храм. Собор вновь отстроен в 1796-1804 гг., освящен в 1817 г. На средства купца Н.В.Терликова в 1855-1867 гг. возведены приделы храма и 76-метровая колокольня. В 1934 г. сняты колокола, в 1936 г. уничтожены иконостасы. С 1940 г. собор использовался под склад. В 1975 г. в отреставрированном здании собора открыт городской Дом культуры. В 2009, в год 100-летия второй канонизации благоверной княгини Анны Кашинской собор передан в пользование Тверской епархии РПЦ, и в нем восстановлено Богослужение. // Каменный храм с престолами во имя святителя Николая чудотворца и в честь Благовещения Пресвятой Богородицы построен в 1686-1688 гг. на месте деревянного. В 1929 г. с храма сняли кресты и разобрали иконостас. В 1932 г. разрушили колокольню. В 1934 г. в нем разместили ремонтную мастерскую совхоза «Профинтерн», а в 1935 г. полностью разрушили.
8. Каменный двухэтажный храм с престолами во имя пророка Илии и в честь Преображения Господня построен в 1775-1778 гг. на месте сгоревших в 1618 г. деревянных храмов Ильинского и Преображенского. В 1929 г. сняты кресты и разобран иконостас, в 1938 г. - колокольня. В 1935 г. в бывшем храме разместили архив, а с 1947 г. - маслобойный цех Горпищекомбината. В 1983-1986 г.г. на храме проведены реставрационные работы. Богослужение в нем не восстановлено. // Спасский храм. Первое упоминание о деревянном храме в 1621 г. Каменный двухэтажный храм с престолами в честь Рождества Христова и в честь Нерукотворенного Образа построен в 1763-1779 гг. В 1878 г. к нему пристроена колокольня. В 1929 г. сняты колокола и разобран иконостас. В 1933 г. разобрана колокольня. В здании храма в 30-е г. XX в. устроена столовая, а затем в 50-е г. в нем размещался цех Кашинского завода электроаппаратуры, затем в нем открыли магазин. Богослужение не возобновлено. / Официальный сайт МО «Кашинский район».
9. Автор благодарит И.М. Яшину, заведующую краеведческим отделом Кашинской центральной библиотеки и А.П. Малову, заведующую Кашинским историко-краеведческим музеем за оказанное содействие при подготовке данного материала.
Приложение:
Из местной летописи, сообщения о событиях в 1809-1823 гг. На ее обложке (1 стр.) надпись: «Тетрадь сия служит для разных записок, которые должны быть для ведома впредь и для справки Кашинского купеческого сына Алексея Чиренина».
«..Послан я был господином головою для Сретения Божией Матери Смоленской доложить при сей иконе бывшему преосвященному, как позволит встретить; было позволено общим порядком, как следует крестным ходом.
1812 года Ноября 28 дня было Сретение чудотворной иконы Божией Матери Смоленской в Клобуковский Николаевский монастырь духовенством; при ней был преосвященный Ириней, при нем был эконом, прочие в свите его люди и певчие. Ноября 29 дня Сретение Божией Матери Смоленской в соборную церковь с крестным ходом, и с собранием духовенства и граждан и прочих усердствующих; была литургия в соборе, служил эконом, певчие архиерейские на правом крылосе, на левом семинаристы; по окончании говорил проповедь священник Никольский, после сего Божию Матерь проводили за город с крестным ходом со звоном по всему граду, и собрание людей было очень многое дворянства и разнаго звания. Несена Божия Матерь священниками благочинным Ильинским Алексеем и Спасским Михаилом».
Источник: Журнал 76-го заседания Тверской Ученой Архивной Комиссии. Тверь, 1900. С. 32-33. / Рукопись А. Черенина, хранящаяся в историко-краеведческом музее г. Кашина. / ТГОМ КАШ КП № 2657, лист 6.
Иеромонах Даниил (Сычёв).