Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164 г.).
В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывающих в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля – ст. ст.), износя его из царской сокровищницы, полагая на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии – Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть Происхождение Креста».
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 г. (позже праздник перенесен на 28 июля). Об этом сохранялось известие в хронографе XVI века: «Крестися великий князь Владимир Киевский и вся Русь августа 1». В уставе Успенского собора (в Московском Кремле), известном как «Сказание действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по указанию Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение этого праздника: «А на Происхождение в день Честнаго Креста бывает ход освящения ради воднаго и просвещения ради людскаго, по всем градам и весем».
По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 14 / 1 августа совершается до или после Божественной литургии. В этот день по обычаю вместе с освящением воды совершается освящение меда нового сбора («Медовый Спас», «Спас на воде», «Мокрый Спас»). С этого дня благословляется вкушение нового меда.
Празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пречистой Богоматери и Честного Креста во время сражения святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174 гг.) с волжскими болгарами (1164 г.), в котором враги были побеждены. В то же время греческий император Мануил в битве одолел сарацин, и в его войске также были знамения от святых икон. Это первый из трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе. Второй – Преображение Господне, а третий – пренесение Нерукотворенного Образа Господа нашего Иисуса Христа из Едессы в Константинополь. Эти праздники как бы связуют весь Успенский пост.
Источник: Месяцеслов. Март-август. Минск, 2005. С. 697-698.
Аркадиевский монастырь в Вязьме
Одной из наиболее почитаемых святынь города Вязьмы являлось место блаженных подвигов преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского чудотворца.
По преданию он родился в начале XI века в семье благочестивых вязьмичей. Преподобный Аркадий избрал подвиг юродства, которым прикрывал свои молитвенные и постнические труды. Особенным местом для его молитвы стала небольшая поляна с большим камнем, расположенная к востоку от соборного храма. На этом месте в честь преподобного Аркадия позже основали женский монастырь. Из Вязьмы преподобный Аркадий ушел в город Торжок к преподобному Ефрему, Новоторжскому чудотворцу, где и скончался в Борисоглебском монастыре. Его память празднуется Православной Церковью дважды – 27 / 14 (ст.ст.) августа и 26 / 13 декабря.
По преданию, в 1525 году благочестивому жителю Вязьмы, по имени Авдий, явился во сне преподобный Аркадий с зеленой ветвию в руке, и повелел оградить камень, на котором он молился. Вязьмичи поспешили исполнить благословение преподобного и позже рядом с камнем построили деревянный храм в честь Всемилостивого Спаса с приделом во имя преподобного Аркадия. В Смутное время, «в нашествие ляхов», Спасский храм, как и многие другие в городе и окрестностях, был разграблен. Этот храм упоминался в писцовых книгах Василия Волынского.
В 1661 году преподобный Аркадий явился другому жителю Вязьмы, благочестивому пастуху Сергию, и повелел ему возвестить горожанам об устроении на старом месте нового храма Всемилостивого Спаса. Вязьмичи собрали необходимые средства и в большом остроге (крепости), рядом с двором наместника поставили каменный храм и «воградиша монастырь и братию собраша». Старец Сергий, поступивший в обитель, был пострижен и наречен Спиридоном. Позже монастырь закрылся, храм стал безприходным, но продолжал называться монастырем.
После закрытия в конце 1779 года Вяземского Ильинского девичьего монастыря, девятнадцать его насельниц, не пожелавших уйти в мир, поселились при храме Всемилостивого Спаса нижнего монастыря. В то время Спасский храм в
качестве приписного состоял в ведении духовенства Свято-Троицкого собора, которое и служило в нем.
В июне 1780 года во время пребывания в Вязьме генерал-губернатора Смоленского и Псковского наместничеств, князя Николая Васильевича Репнина, сестры испросили у него разрешение устроить при храме Всемилостивейшего Спаса богадельню. Положительный ответ позволил сестрам нанять мастеров, и уже к 1783 году они закончили строительство каменного двухэтажного здания, которое сохранилось с юго-запада от церкви по улице Ленина (быв. Московской).
Спасский храм, богадельню, хозяйственные постройки и огороды в конце XVIII века обнесли каменной оградой со Святыми вратами и небольшими угловыми башенками.
Помимо постоянной молитвы и ежедневного участия в Богослужениях насельницы общины шили монашескую и священническую одежду, облачения, пекли просфоры, а также лили свечи для всех городских храмов. Руководила сестрами, избранная из их среды монахиня Севастиана (Радванская), происходившая из дворян. В мае 1788 года по ее ходатайству от Смоленского наместнического правления Вяземской Аркадиевской общине выдали «отверстый указ для свободного всем старицам в сей богадельне жительства».
В статусе богадельни Аркадиевская община просуществовала пятьдесят два года. В первое десятилетие ХIХ века число сестер из двадцати семи сократилось до одиннадцати.
Во время нашествия французов в 1812 году храм Всемилостивого Спаса и богадельню разорили, все деревянные постройки сожгли.
В 1813 году старица общины Наталия Кирилловна Павлова с благословения протоиерея Троицкого собора Горанского направила несколько сестер в различные губернии России для сбора средств на ее восстановление. За 1814 год на пожертвованные деньги храм Спаса воссоздали, освятили, в нем возобновили богослужение. Восстановили общежительные и хозяйственные постройки. Учитывая усилия по возрождению молитвенной и хозяйственной жизни общины, старица Наталия, жившая в ней с 1797 года, вяземским городничим Нарбутом и соборным протоиереем Горанским, с согласия сестер, поставлена начальницей общины, которая находилась в то время в распоряжении местного начальства. До 1820 года Наталия Павлова затратила на общину более пятнадцати тысяч рублей, огромную по тем временам сумму. При ней воссоздали придел преподобного Аркадия, закупили новую утварь, приобрели богослужебные книги и поставили иконостасы.
Во время пребывания в Вязьме в мае 1827 года императора Николая I, проводившего смотр, расквартированных в городе 2-го пехотного корпуса и 1-й
уланской дивизии, Наталия Павлова обратилась к нему с просьбой обратить Аркадиевскую общину в девичий общежительный монастырь. Тогда же подготовлены все необходимые документы и опись состояния богадельни для преосвященного Иосифа (Величковского), епископа Смоленского и Дорогобужского, ходатайствовавшего по этому вопросу перед Святейшим Синодом в Санкт-Петербурге. В те годы в общине жили, молились и трудились тридцать четыре сестры. За 1828-1831 годы купцы и жители Вязьмы пожертвовали на открывающуюся обитель 11 тысяч 480 рублей. Особое участие в делах Аркадиевского монастыря принимал городской голова Юдин. Своими пожертвованиями общине помогали вяземские купцы: Сабельниковы, Гайдуковы, Горбачевы, Зуевы, Нероновы, Колесниковы, Карелины и многие другие.
Открытие Аркадиевского общежительного заштатного женского монастыря последовало 1 октября 1832 года, после подписания императором Николаем I постановления Синода. Торжества по этому случаю в городе и уезде устроили в декабре того же года и продолжались они несколько дней. Уже к зиме 1833 года число насельниц обители увеличилось до сорока трех.
В 1833 году старицу Наталию Павлову постригли в монашество с наречением имени Нимфодора и избрали настоятельницей обители. В монастыре она прожила до 1847 года, всячески поддерживая молитвенный дух среди сестер. Скончалась матушка Нимфодора на 109 году жизни, отдав все свои силы Аркадиевской обители. Молитвенная память об этой святой подвижнице сохранилась в сердцах вязьмичей.
Вместо ушедшей в 1833 году на покой Нимфодоры (Павловой), по ходатайству епископа Иосифа (Величковского), игуменией Аркадиевского монастыря назначили казначею Смоленского Вознесенского женского монастыря, монахиню Августу, в миру княгиню Ширинскую-Шихматову. Она пожертвовала в обитель все свое состояние и нашла для нее новых благотворителей и попечителей. При игумении Августе перестроили колокольню и расширили Спасский храм. С севера к нему пристроили два придела, и освятили - на первом этаже в честь Покрова Пресвятой Богородицы и на втором во имя Ахтырской иконы Божией Матери. Кроме того в обители провели следующие работы: в жилом монастырском корпусе надстроили второй этаж; поставили каменный двухэтажный дом с трапезной и кухней; устроили житницу с погребом; выстроили скотный двор; отремонтировали дом, стоявший рядом с обителью и разрушенный ещё в 1812 году; весь монастырь обнесли новой каменной высокой стеной с несколькими круглыми башнями, Святыми и двумя хозяйственными вратами.
В 1836 году по указанию императора Николая I монастырю передали Спасскую башню Вяземской крепости, построенную в первой половине ХVII века и
отремонтированную за свой счет городским головой, купцом Исидором Петровичем Нероновым. В нее перенесли монастырские житницу и погреба.
В 1849-1852 годах, при преосвященном Тимофее (Кетлерове), епископе Смоленском и Дорогобужском, при Аркадиевском монастыре существовало училище на двадцать человек, для девиц духовного звания возрастом от десяти до двенадцати лет. Его начальницей назначили игумению Августу. Затем училище перевели в Смоленск и на его основе создали Епархиальное женское училище.
Преемницей настоятельницы Августы с 1857 года стала игумения Аркадия, из дворян Шаховских, управлявшая обителью до 1887 года. В это время насельниц в монастыре вместе с послушницами было около ста человек. Имелось 13 десятин усадебной и сенокосной земли; мельница с сукновальней на реке Яузе в селе Златоустове Гжатского уезда; сенокосная пустынь в 150 десятин при селе Андрианы Юхновского уезда.
При игумении Аркадии к храму Всемилостивого Спаса пристроили приделы: с южной стороны - на втором этаже в честь Владимирской иконы Божией Матери, на первом - во имя преподобного Нила Столбенского. Над камнем за алтарем главного храма, на котором по преданию молился преподобный Аркадий, огражденном вязьмичами еще в ХVI веке, поставили небольшую часовню, освященную в память Всех Святых. Внутри нее перед образом преподобного Ефрема Новоторжского и Аркадия Вяземского, постоянно горела неугасимая лампада. По воспоминаниям вязьмичей, на камне часто выступала вода, имевшая чудесные, целебные свойства. Паломники, посещавшие обитель брали ее для исцеления от глазных и других болезней.
Игумения Аркадия получила благословение на открытие при обители просфорной и свечной мастерских. При сенокосной пустоши в Юхновском уезде сестры Аркадиевского монастыря устроили образцовое хозяйство. Они распахали часть земли, устроили скотный двор, построили дома для крестьян, поставили на небольшой речке рядом с пустошью водяную мельницу, развели фруктовый сад с пасекой.
Много душевных и физических сил отдала игумения Аркадия организации и руководству школы для девочек, просуществовавшей в обители в 1856-1885 годах. Позже ее перевели в разряд церковно-приходской школы. Кроме основных школьных предметов, сестры обучали девочек рукоделию и ведению домашнего хозяйства.
При епископе Тимофее (Кетлерове) Аркадиевскому монастырю с 28 июня 1858 года дано благословение - служить каждую субботу акафисты со звоном и каждый год 11 июля (ст. ст.), в день обретения мощей Преподобного Аркадия, возглавлять Крестный ход по городу.
27 мая 1866 года обитель посетил и служил в Спасском храме Божественную литургию преосвященный Антоний (Амфитеатров), епископ Смоленский и Дорогобужский.
С 1887 по 1909 год монастырем управляла игумения Сергия, в миру мещанка города Вязьмы Ефросиния Петровна Пузенькина, получившая образование в Смоленском женском епархиальном училище. Сорок пять лет своей жизни игумения Сергия провела в трудах и заботах на пользу Аркадиевской обители. В 1865 году ее зачислили в монастырь послушницей, в 1866 году - постригли в рясофор, а в 1882 году - в малую схиму (мантию). Начав свое послушание с чтения в храме и занятия рукоделием в мастерской обители, она с 1872 года безвозмездно преподавала в городской начальной школе для бедных детей. Скончалась игумения Сергия 10 апреля 1909 года. При ней обителью приобретено Касплянское озеро в Поречском уезде (ныне озеро находится на территории Смоленского района), сдаваемое в аренду. В 1908 году в монастыре жили тридцать семь монахинь и сто тридцать восемь послушниц. Служили два священника, диакон и псаломщик. Летом вокруг обители совершались два крестных хода: один 11 июля (по ст. ст.), второй - 28 августа, в память избавления монастыря от пожара в 1879 году, когда в этой части Вязьмы в море пламени уцелел только он один.
В августе 1909 года указом Святейшего Синода настоятельницей Аркадиевского монастыря назначена пятидесятилетняя монахиня Агния, c возведением ее в сан игумении. В миру, она дочь мещанина города Мещовска Калужской губернии - Анна Семеновна Костина. Образование получила в Мещовском приюте. В 1887 году Анна Семеновна приняли в Аркадиевский монастырь послушницей, в 1907 году она приняла иноческий постриг, с 1908 года выполняла послушание благочинной обители. До какого времени она управляла монастырем неизвестно, так как архивные данные после 1915 года не сохранились.
После февральской революции и октябрьского переворота 1917 года и в период до 1941 года история Вяземского Аркадиевского женского монастыря фактически не исследована. По рассказам старожилов обитель закрыли в первые послереволюционные годы. В конце 1921 – середине 1922 годов обязанности настоятельницы исполняла монахиня Клеопатра (Савина). В Спасском храме богослужение совершалось до 1929 года, когда по решению исполкома горсовета его изъяли у общины верующих и закрыли. Часть сестер обители, покинув ее, ушла в мир.
Многих из насельниц, оставшихся в монастыре, по воспоминаниям вязьмичей, после издевательств и насилия расстреляли в лесу на Русятке под Вязьмой. Часть из сестер была репрессирована, осуждена и сослана в лагеря. Оставшиеся насельницы проживали в городе и районе, и несколько из них погребены на старом Фроловском кладбище.
Большинство зданий бывшего Аркадиевского монастыря разрушили и разорили. Хозяйство распалось и пришло в упадок, имущество расхитили.
Храм Всемилостивого Спаса, пострадавший в ходе боев за город в 1941 и 1943 годах долгое время простоял в руинированном виде. В 1950-1960 годы в хорошем состоянии еще находились: западная часть монастырской стены от Святых ворот до круглой угловой башни; вся северо-западная и северная часть стены от круглой башни вдоль берега реки Вязьмы до Спасской башни крепости; колодец у северной стены; два жилых двухэтажных корпуса.
В настоящее время из построек бывшего Аркадиевского монастыря сохранились: храм в честь Всемилостивого Спаса, который после реставрации 1976-1980 годов использовался до 2017 года под центральную районную библиотеку; здание богадельни, где размещался литературный салон; хозяйственный корпус с просфорной и погребами, принадлежащий частным лицам. Ограда обители при строительстве пристройки к средней школе №1 в конце семидесятых годов XX века, прокладке теплотрассы и других хозяйственных работах фактически уничтожена. Восстановлены лишь Святые врата и небольшая северо-западная круглая башня.
Аркадиевский монастырь, славившийся не только в Вязьме, на Смоленщине, но и по всей центральной России своим хором, молитвенницами и рукодельницами, к настоящему времени фактически на половину потерял свой исторический облик.
В 2017 году в администрации города Вязьмы приняли решение о передаче сохранившегося храма Всемилостивого Спаса Вяземской епархии.
В конце ноября 2018 года решением преосвященного Сергия, епископа Вяземского и Гагаринского при бывшем Аркадиевском монастыре основана женская монашеская община. 27 августа 2000 года владыка Сергий совершил чин малого освящения придела во имя преодобного Аркадия и совершил в нем первую Божественную литургию со времени закрытия обители. 8 сентября 2000 года епископ Сергий возглавил служение Божественной литургии в возрождаемом монастыре. 14 августа 2021 года, в день Всемилостивого Спаса, в престольный праздник обители, преосвященный Сергий, в сослужении духовенства епархии совершил в Спасском храме Божественную литургию.
Литература:
1. Александр Макаревский, протоиерей. Аркадиевский женский монастырь в Вязьме. Репринтное изд. Вязьма, 2009. 26 С. // Аркадиевский женский монастырь в Вязьме. Духовные подвиги св. Аркадия, история монастыря и нынешнее его положение. СПб., 1859. С. 5-52.
2. Адрес-календарь Смоленской епархии, с историческими и церковно-практическими указаниями. Смоленск, 1897. С. 146-148.
3. Аркадиевский женский монастырь в гор. Вязьме, Смоленской губернии. / СЕВ. № 7. 1896. С. 293-299.
4. Никита Троицкий, протоиерей. Слово по случаю открытия Аркадиевского монастыря. / СЕВ. № 23-24. 1880. С. 548-553.
5. Чанцов В.Я. Вяземский Аркадиевский девичий монастырь. 2-е изд. М., 1896. С. 2-48.
Иеромонах Даниил (Сычёв).