Игумен Никон (Воробьев)

7 сентября / 25 августа (ст. ст.) – день кончины известного подвижника благочестия игумена Никона (Воробьева).

Игумен Никон (в миру Николай Николаевич Воробьев) родился 22 / 9 (ст.ст.) мая 1894 года в селе Микшино Бежецкого уезда Тверской губернии, в многодетной крестьянской семье. Имел шесть братьев. (1)

Нужда, голод и холод были постоянными его спутниками с первых лет обучения. После начальной школы он поступил в Вышнем Волочке в реальное училище, обнаружив замечательные и разносторонние способности. Уже в ранней юности в нем отмечалась необычайная устремленность к исканию смысла жизни и истины. В училище он с жаждой ринулся в изучение наук, наивно веря, что в них скрывается истина. И слепая вера в науку легко вытеснила у него веру в Бога. Однако скоро Николай увидел, что эмпирические науки вообще проблемами познания истины, вечности, Бога не занимаются; вопрос о смысле жизни человека в них не только не ставится, но он и не вытекает из природы самих этих наук. Поняв это, уже в старших классах он со всем пылом своей натуры занялся изучением истории философии, в которой достиг столь больших познаний, что к нему приходили его же преподаватели для обсуждения различных философских проблем.

Жажда знания была у Николая столь велика, что часто, оставаясь в прямом смысле слова без куска хлеба, он на последние деньги покупал интересующую его книгу, которую читать мог только ночью. В это время он учил немецкий и французский языки, чтобы читать нужную литературу в подлинниках. Впоследствии даже в старости он иногда просил привезти ему на этих языках какую-либо интересную книгу.

Чем взрослее Николай становился, тем обостреннее он чувствовал бессмысленность этой жизни. Смерть - удел всех, как бы кто ни жил. Для себя жить нет смысла, ибо все равно умрешь. Жить для других? Но другие - такие же смертные «Я», смысла жизни которых, следовательно, также нет. Зачем же живет человек, если ничто не спасает ни его, ни кого - либо в мире от смерти?

Разуверившись и в науке, и в философии в 1914 году он поступает в Психоневрологический институт в Петрограде, надеясь там найти ответ на вопрос о сущности человека. Но здесь его постигло разочарование еще большее, нежели в реальном училище. Окончив первый курс, он покинул институт. Наступил окончательный духовный кризис. (2)

Однажды летом 1915 года, когда Николай впал в состояние близкое к полному отчаянию, у него как молния промелькнула мысль о детских годах веры: «А что, если действительно Бог есть? Должен же Он открыться!». И вот Николай, неверующий, от всей глубины своего существа воскликнул: «Господи, если Ты есть, то откройся мне! Я ищу Тебя не для каких-нибудь земных, корыстных целей. Мне одно только надо: есть Ты, или нет Тебя?». И …открылся Господь.

«Невозможно передать, - говорил впоследствии батюшка, - то действие благодати, которое убеждает в существовании Бога с силой и очевидностью, не оставляющей ни малейшего сомнения у человека. Господь открывается так, как, скажем, после мрачной тучи вдруг просияет солнышко: ты уже не сомневаешься, солнце это или фонарь кто-нибудь зажег. Так Господь открылся мне, что я припал к земле со словами: «Господи, слава Тебе, благодарю Тебя! Даруй мне всю жизнь служить Тебе! Пусть все скорби, все страдания, какие есть на земле, сойдут на меня - даруй мне все пережить, только не отпасть от Тебя, не лишиться Тебя!».

Так в какое-то мгновение совершился радикальный перелом в мировоззрении, произошло невероятное, явное чудо. Но оно было естественным, логическим завершением искренних, с участием всех сил, исканий молодого человека.

В 1917 году Николай поступил в Московскую духовную академию. Но через год занятия в Академии прекратились. Затем в Вышнем Волочке он преподавал математику в средней школе, откуда его уволили за отказ работать на первый день Пасхи. После этого Николай переехал в Москву и устроился псаломщиком в Борисоглебском храме, откуда вместе с настоятелем Феофаном (Семеняко), возведенным в сан епископа, переехал в Минск. (3)

5 апреля / 23 марта (ст. ст.) 1931 года в Вербное воскресение в храме в честь святителя Николая чудотворца на Козыревском кладбище в Минске он принял монашеский постриг с наречением имени в честь преподобного Никона, игумена Киево-Печерского (1088). 7 апреля того же года, на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, преосвященный Феофан рукоположил его в сан иеродиакона. И на второй день Рождества Христова, 8 января 1933 года владыка рукоположил отца Никона в сан иеромонаха. (4)

23 марта (5 апреля?) 1933 года, в дни Великого Поста, отца Никона арестовали, обвинили в антисоветской агитации. 7 июня на основании статей 72 и 76 УК БССР его сослали в сибирские лагеря на пять лет. Чудом, по его словам, вследствие зачета рабочих дней, его освободили в 1937 году. Возвратившись из ссылки, он устроился на работу в Вышнем Волочке у знакомого врача в качестве универсальной прислуги, где ему пришлось пройти еще один курс тяжелой науки терпения, поскольку жена врача Александра Ефимовна и ее сестра Елена Ефимовна, будучи ярыми атеистками, открыто глумились над верой, саном и монашеством отца Никона. Но закончилось все это тем, что они не только отвергли свою веру в атеизм и стали искренними христианками, но одна из них даже приняла тайный монашеский постриг.

С открытием храмов батюшка вновь приступил к служению. В 1944 году высокопреосвященный Алексий (Сергеев), архиепископ Калужский и Боровский, назначил отца Никона настоятелем Благовещенского храма города Козельска. На этом приходе он прослужил до 1948 года. (5)

Здесь иеромонах Никон жил на квартире у одних монахинь и вел чрезвычайно аскетический образ жизни. (6)

В 1948 году при преосвященном Сергии (Смирнове), епископе Смоленском и Дорогобужском, отца Никона перевели настоятелем на приход при кладбищенском Вознесенском храме города Гжатска (ныне Гагарин) Смоленской области. Здесь в 1956 году к празднику Пасхи, при преосвященном Михаиле (Чубе) его возвели в сан игумена. (7)

Он очень любил служить. Кроме воскресных дней, как это было до него, ввел в обязательном порядке служение Божественной литургии в среду, пятницу и субботу. Совершал богослужение просто, сдержанно и естественно. Отец Никон запрещал, кому бы то ни было стоять в алтаре. Во все воскресные и праздничные дни он неукоснительно проповедовал. При назначении его в Гжатск местные власти предупредили, что к ним едет активный проповедник, способный очень влиять на народ. Говорил он горячо, от всей души. Основные его мысли: необходимость познания своего падшего состояния и покаяния, ибо только это приводит к спасительному смирению, которое в свою очередь порождает христианскую любовь к каждому человеку. Запустелый до него храм скоро стал наполняться верующими. Он был смелым и умным человеком. Отец

Никон не позволял петь на Запричастном каких-либо концертов. Запрещал некоторые Херувимские, Милость мира и другие песнопения, говоря, что это беснование перед Богом, а не молитва.

Игумен Никон скончался 7 сентября 1963 года и похоронен за алтарем Вознесенского храма, в котором прослужил пятнадцать лет. В то время Смоленской кафедрой управлял преосвященный Иннокентий (Сокаль). (8)

Нельзя не отметить пережитой многими молящимися той особой атмосферы мира и внутренней радости, которые растворяли всеобщую искреннюю скорбь во время заупокойной Литургии и отпевания любимого батюшки.

Игумен Никон завещал хранить веру всемерным исполнением заповедей Христовых и покаянием, избегать опустошающей душу суеты, и неотступно руководствоваться в своей духовной жизни бесценными творениями святителя Игнатия (Брянчанинова).

7 сентября 2015 года в день памяти игумена Никона (Воробьева) преосвященный Сергий, епископ Вяземский и Гагаринский совершил в храме Божественную литургию и панихиду на могиле подвижника благочестия.

17 мая 2018 года владыка Сергий совершил великое освящение престола храма Вознесения. (9)

Источник:

Носители духа святителя Игнатия. Духовные советы современным христианам. М., 2009. С. 19-22.

Примечания:

1. В этот день Церковь совершает празднование в память перенесения в 1087 году мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар.

2. Психоневрологический институт в Петрограде – основан в 1907 г. ученым В.М. Бехтеровым как исследовательское и высшее учебное заведение. Первые два года студенты обучались на Основном факультете, где получали философское образование. Затем они продолжали обучение на педагогическом, юридическом, медицинском и на других отделениях. Сегодня – это Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева.

3. Вышний Волочек, город в Тверской области, районный центр, в 119 км. к С.-З. от Твери. Расположен на северовост. Окраине Валдайской возвышенности. Возник на водоразделе двух водных бассейнов – Балтийского и Каспийского. // Храм во имя святых мучеников Бориса и Глеба в Дегунине (Москва) построен в 1863-1869 гг. Закрыт в феврале 1941 г. Богослужение возобновлено в 1991 г. // Преосвященный Феофан (Семеняко), епископ Минский и Белорусский. На кафедре с 13.12 / 30.11. 1930 г. до 04.1935 г. Хиротонисан в Москве. В Минск прибыл в феврале 1931 г. 9.07 / 26.06. возведен в сан архиепископа. Арестован в апреле 1935 г. Приговорен к 8 годам лагерей. Отбывал заключение на Дальнем Востоке. Расстрелян в 1937 г. Место мученической кончины и погребения неизвестно. / История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. ПСТГУ. М., 2006. С. 291-292.

4. Храм во имя святителя Николая на Козыревском кладбище в Минске был построен в 1915 г. После ареста в 1933 г. священнослужителей, служивших в нем, храм закрыли. В 1935 г. храм сгорел.

5. Высокопреосвященный Алексий (Сергеев), архиепископ Калужский и Боровский. На кафедре с 24.07 / 11.07.1943 г. до 05.1944 г. / История иерархии РПЦ. С. 198. // С 09.1945 г. по 22.03. / 09.03.1960 Калужской кафедрой управлял епископ Онисифор (Пономарев). В марте 1960 г. отправлен на покой. 20.05. / 07.05.1965 г. возведен в сан архиепископа. Скончался 08.10. / 25.09.1966 г. / Там же. С. 198. // Козельск, город в Калужской области, районный центр, в 72 км. к Ю.-З. от г. Калуги. Расположен на р. Жиздра (приток р. Угра). Основан на месте поселения славян-вятичей, в летописи упоминается в 12 веке. // Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы построен в г. Козельске в 1810 г., колокольня – в 1832 г. Храм закрыли в 1937 г. Богослужение возобновлено в 1941 г. // В Благовещенском храме служил преподобноисповедник Рафаил (Шейченко; + 1957 г.). Память 6 / 19 июня.

6. Вероятно, в г. Козельске отец Никон жил у бывших насельниц Шамординского монастыря.

7. Преосвященный Сергий (Смирнов), епископ Смоленский и Дорогобужский. На кафедре с 19.11 / 06.11.1944 г. до 05.04. / 23.03.1955 г. В 1955 г. определен на покой. Скончался 16.08. / 03.08.1957 г. / История иерархии РПЦ. С. 456, 460. // Преосвященный Михаил (Чуб), епископ Смоленский и Дорогобужский. На кафедре с 19.01 / 01.02. 1955 г. до 21.02 / 06.03. 1959 г. / История иерархии. С. 456. // В 1948 г. отца Никона перевели в г. Белёв, затем в г. Ефремов, потом в г. Смоленск и оттуда в г. Гжатск. // Белёв, город в Тульской области, районный центр, в 155 км. к Ю.-З. от г. Тулы. Расположен в сев. части Среднерусской возвышенности, на левом возвышенном берегу р. Оки. Впервые упоминается в летописи под 1147 г. / Ефремов, город в Тульской области, районный центр, в 169 км. к Ю. от Тулы. Расположен на левом берегу р. Красивая Мечта (приток р. Дон). Заложен в 1637 г. как крепость для защиты южных рубежей Московского государства от набегов кочевников. / Гжатск (Гагарин), город в Смоленской области, районный центр, в 239 км. к С.-В. от г. Смоленска. Рас-

положен на р. Гжать (бассейн р. Волги), в южн. части Гжатско-Вазузской низины. Вырос из небольшого села, в 1718 г. по указу императора Петра I преобразованного в перевалочную пристань. В 1968 г. переименован в Гагарин в честь первого космонавта Ю.А.Гагарина (1934-1968), родившегося в с. Клушино близ Гжатска.

8. Преосвященный Иннокентий (Сокаль), епископ Смоленский и Дорогобужский. На кафедре с 10.05. / 27.04.1959 г. по 15.10. / 02.10.1964 г. В 1964 г. определен на покой. Скончался 14.05. / 01.05.1965 г. / История иерархии РПЦ. С. 456. // Храм Вознесения Господня, г. Гагарин, ул. Железнодорожная, 4. Подворье Свято-Владимирского мужского монастыря на истоке Днепра. Каменный кладбищенский храм в честь Вознесения Господня с небольшим южным приделом во имя мученика Харлампия (10 февраля) построили в 1791 г. В конце XIX в. был приписан к Богоявленскому (Казанскому) храму г. Гжатска. После октябрьского переворота 1917 г. долгое время Вознесенский храм оставался единственным действующим в Гжатском уезде. В двадцатые годы XX в. в храме находилась кафедра епископов Гжатских, викариев Смоленских. Верхние ярусы колокольни восстановлены в 1987-1988 гг., к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Сохранилась масляная роспись и иконостас конца XIX в., с иконами XIX - начала XX в. В 1997 г. проведен ремонт фасадов храма. По преданию в храме длительное время хранилась чудотворная икона Колочской Божией Матери, обретенная в 1413 г. в селе Колоцком. Престольный праздник - 40-й день после Пасхи. / Адрес-календарь Смоленской епархии. Смоленск, 1897. С. 196.

9. Вяземские епархиальные ведомости (ВЕВ). № 1, 2015. С. 11. / Там же. № 3, 2018. С. 10.

Литература:

1. Как жить сегодня. Письма о духовной жизни. Составлено по письмам игумена Никона (Воробьева) / Сост. А.И. Осипов. – М.: Терирем, 2011. – 432 С.

2. Никон (Воробьев), игумен. Внимай себе: Сборник писем / Сост. А.И. Осипов. – 4-е изд., доп. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2018. – 600 С.: ил. – («Письма о духовной жизни»)

3. Игумен Никон (Воробьев). Письма о духовной жизни. / Сост., предисл. А.И. Осипов. –М.: Благовест, 2019. – 576 С., ил.

4. Никон (Воробьев), игумен. Письма духовным детям. – 4-е изд. – СТСЛ, 2019. – 160 С.

 

Свежие новости