436
Святая Иверская икона Пресвятой Богородицы ознаменовала себя первым чудом во время иконоборческих гонений, бывших в IX веке.

Святая Иверская икона Пресвятой Богородицы ознаменовала себя первым чудом во время иконоборческих гонений, бывших в IX веке.

Во время правления императора Феофила (829-842 гг.) православных христиан, чтущих святые иконы, предавали истязаниям. Найденные в домах и храмах иконы Спасителя, Божией Матери, праздников и святых угодников Божиих безжалостно уничтожались.

В те годы в городе Никее жила одна благочестивая вдова с сыном. В ее доме, в особо устроенном помещении, хранился чудотворный образ Божией Матери. Однажды воины императора обнаружили у нее икону Богородицы. Опасаясь, что они отберут икону, вдова предложила им денег, и просила воинов оставить образ хотя бы до утра. Когда они стали уходить, то один из них ударил копьем или мечем в лик Божией Матери. Тут же на поверхности иконы выступила кровь.

Иверская икона в Валдайской обители

Святейший Патриарх Никон, бывший еще митрополитом Новгородским (на кафедре в 1651 году), проезжая в Москву, пленился живописными видами окрестностей и островов Валдайского озера. По вступлении на патриарший престол, пламенея усердной верой и любовью к чудотворному Иверскому образу Пресвятой Богородицы, он возымел намерение устроить на одном из островов Валдайского озера мужскую обитель, по образцу Иверского монастыря на Святой горе Афон. Испросив соизволение у царя Алексея Михайловича, Святейший Патриарх отправил на Афон искусных иконописцев, чтобы они, с благословения архимандрита Пахомия, наместника обители, смогли снять новый список с древнего Иверского образа и составить точный план монастыря.

В 1653 году на одном из островов Валдайского озера начали строить храмы, келейные и хозяйственные корпуса новой Иверской обители. Все работы проводились под наблюдением Патриарха и при деятельной поддержке царя Алексея Михайловича и его вельмож.

В 1656 году новонаписанную икону принесли с Афонской горы в Святоозерский монастырь иеромонах Корнилий и монах Никифор, направленные для ее сопровождения от Иверской обители. Это событие стало великим торжеством не только для всего православного народа, но и для Патриарха Никона. Он прибыл на Валдай вместе с иерархами, митрополитами – Макарием Новгородским, Питиримом Крутицким и архиепископом Лаврентием Тверским. Святую икону Иверской Божией Матери поставили на приготовленном месте в новом соборном Успенском храме монастыря

Церковь в день празднования Иверской иконы Пресвятой Богородицы возглашает: «Дерзость ненавидящих образ Господень, и держава нечестивых безбожно в Никею прииде, и послании бесчеловечно вдовицу, благочестно чтущую икону Богоматери, истязают: но тая нощию с сыном икону в море пусти, вопиюще: Слава Тебе, Чистая, яко Тебе непроходимое море плещи своя подаде: слава правошествию Твоему, едина Нетленная. От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно с верою и любовию приходящим к ней: тако и мою немощь посети, и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию своею, Пречистая».

Иверская икона в Вязьме

Рассказы о чудесах списка Иверской иконы Божией Матери в Москве издавна внушили вязьмичам желание выполнить с него точную копию. В 1765 году горожане, посоветовшись между собой, избрали для этого двух братьев, купцов Калашниковых. Помолясь Богу в соборном храме, и испросив благословение, братья отправились пешком в Москву, сделали снимок с Иверской иконы Божией Матери, пригласили митрополита освятить его в июле 25 (7 августа н. ст.), и с этим дорогим для них сокровищем пошли в обратный путь. Духовенство и вязьмичи встретили ожидаемую ими Заступницу за 10 верст от города, и с торжеством проводили ее до самого собора. Икона Иверской Божией Матери имеет надпись: ипортантисса – привратница, и с давних пор чествуется, как покровительница города. Ей приписывают многие случаи избавления Вязьмы от бед: в 1771 году - от моровой язвы, а в 1830 году - от холеры.

В понедельник Светлой седмицы, после Божественной литургии, из Свято-Троицкого собора выносилась духовенством икона Божией Матери Иверской, с крестом, Евангелием и хоругвями, в сопровождении многочисленного народа. Процессия попеременно посещала все храмы города. Причем духовенство каждого храма, настоятель с крестом в руках, прочие с иконами, хоругвями и свечами встречали процессию в ограде храма. Приняв святую икону, вносили ее в храм, где отправляли перед ней пасхальный канон. Вязьмичи строго наблюдали, чтобы все части и пути города не лишены были посещения Царицы Небесной и ее Божественного Сына. Установление этой традиции относится ко времени пребывания в Вязьме царя Алексея Михайловича с семейством, - и Патриарха Никона в 1655 году. Жители, благодарные Господу за избавление их от моровой язвы, свирепствовавшей тогда во многих местах России, испросили позволение у царя и Патриарха – установить крестные ходы по всем храмам. Святейший Патриарх избрал для этого Светлую седмицу и своей рукой написал распределение дней, когда и какие храмы совершать крестные ходы.

Во время Смоленского похода 15 мая (28 мая н. ст.) 1654 года царь Алексей Михайлович отпустил из Успенского собора в Вязьму чудотворную икону Пресвятой Богородицы Иверской с митрополитом Казанским Корнилием и духовенством. В тот день отправились туда воеводы передового и ертаульного

полка князья: Одоевский, Хворостинин, Львов, Шереметьев и Щербатов. 4 июля (17 июля н. ст.) государь прибыл в Вязьму.

25 июля 1865 года по благословению преосвященного Антония (Амфитеатрова; на кафедре в 1859-1866 гг.), епископа Смоленского и Дорогобужского, в городе благочестно совершили празднование в воспоминание 100-летия принесения иконы в Вязьму.

По окончании Божественной литургии в Свято-Троицком соборе, крестный ход сопровождаемый хоругвями и иконами угодников Божиих из всех храмов направился на границу города. Здесь, по подражанию предкам, в специально украшенной цветами и коврами палатке, разместили Иверскую икону, которую после ранней Божественной литургии сюда принесли. По прибытии крестного хода, икону Богоматери на носилках поставили на возвышенное место. Городское духовенство соборно совершило перед иконой молебствие с акафистом Божией Матери и водоосвящение. Народ коленопреклоненно молился Царице Небесной, молитвенно прося Ее защиты и покровительства.

После молебна, при пении канона Богоматери, икона в преднесении хоругвий и икон, подняли диаконы и народ и торжественно отправили в собор. Крестный ход сопровождался колокольным звоном всех храмов.

В соборе совершили благодарственный молебен, по окончании которого провозгласили многолетие императору, Святейшему Синоду, преосвященному епископу Антонию и всем жителям Вязьмы, а затем «вечную память», всем праотцам, принесшим Иверский образ из Москвы столетие назад.

В настоящее время чудотворная Иверская икона Божией Матери (список 1765 г.) хранится в Свято-Троицком соборе.

Иверская икона в Москве

19 мая (1 июня н. ст.) 1869 года в Москве праздновали двухсотлетие пребыва-ния списка Иверской иконы Божией Матери в часовне у Воскресенских ворот.

В 1647 году Святейший Патриарх Никон, будучи еще архимандритом Московского Новоспасского монастыря, во исполнение благочестивого желания царя Алексея Михайловича, просил у находившегося тогда в столице, для сбора пожертвований, настоятеля Иверской обители на Афоне, архимандрита Пахомия, написать и доставить в Москву точный список с древней чудотворной иконы Божией Матери Вратарницы (Портаитиссы). Список выполнил, подвизаясь в посте и молитве вместе со всей братией Иверского монастыря, один из благочестивых старецев, употребляя краски, разведенные на освященной воде и соединенные с частицами святых мощей. Благоговейно изготовленную икону 13 октября 1648 года в Москву доставил тот же архимандрит Пахомий в сопровождении афонских иноков. В столице у Воскресенских ворот святую икону торжественно встретил царь со всем семейством, патриархом Иосифом, духовенством, боярами и многочисленным народом. Икону первоначально поставили в Никольском монастыре, основанном афонскими иноками и называемом «греческим». 19 мая 1669 года Иверский образ перенесли в особую часовню, устроенную для него у Воскресенских ворот, вероятно в воспоминание того, что в афонской обители Пресвятая Владычица избрала место для своей иконы на вратах монастырских. Сообразно с этим и в Москве она представляла небесную Вратарницу, охраняющую ворота первоперестольного города.

18 мая 1869 года чтимую Иверскую икону, вместе с Владимирским образом Пресвятой Богородицы поставили в специально устроенный шатер у часовни Воскресенских ворот. Вечером перед иконами совершили всенощное бдение при большом стечении молящегося народа. В день торжества, утром 19 мая, перед иконой игумен Николаевского Перервинского монастыря, к которому была приписана Иверская часовня, совершил водосвятный молебен. После чего икону перенесли в Казанский собор на Красной площади. Из Успенского собора Кремля сюда пришел крестный ход, возглавляемый преосвященным Леонидом (Краснопевковым; на кафедре в 1859-1876 гг.), епископом Дмитровским, викарием Московской митрополии, и духовенством «всех сороков столицы». В Казанском соборе преосвященный Игнатий (Рождественский; на кафедре в 1866-1877 гг.), епископ Можайский, викарий Московской митрополии совершил Божественную литургию, после которой крестный ход с Иверской иконой направился к Воскресенским воротам. Здесь обоими преосвященными совершены молебствия – благодарственное Спасителю и Божией Матери.

По окончании церковного торжества, десятки тысяч народа, присутствовавшие на нем, до конца дня подходили на поклонение святыне. Митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов; на кафедре в 1868-1879 гг.) направил на имя преосвященного Леонида телеграмму следующего содержания: «Поздравляю Вас и Московскую паству с нынешним духовным торжеством, призываю на нее Благословение Божие и матерния щедроты Царицы Небесной».

Литература:

1. Смоленские епархиальные ведомости. № 19. Смоленск, 1865. С. 255-256. / Священник Александр Белкин. Столетие принесения Иверской иконы Богоматери из Москвы в Вязьму.

2. Смоленские епархиальные ведомости. № 14. Смоленск, 1869. С. 69-71. / Двухсотлетие Иверской иконы Божией Матери в Москве.

3. Протоиерей Григорий Дебольский. Дни Богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви. Минск, 2002. С. 153-158.

4. Царица моя Преблагая. Слава Пресвятой Владычице нашей, Богородицы и Приснодевы Марии в явлениях чудотворных Ее икон. М., 2007. С. 108-116.

5. Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. Смоленск, 1868. С. 320-321, 325-326.

6. Орловский И.И. Смоленский поход царя Алексея Михайловича в 1654 году. Смоленск, 1906. С. 9, 11.

7. Православныя Русския обители. Сост. Сойкин П.П. Репринтное изд. М., 1994. С. 123-125.

Сост. иеромонах Даниил.

Читайте так же в
Вяземская епархия в ВконтактеВяземская епархия в Telegram

Другие новости