481
12 февраля / 30 января (ст. ст.) – день кончины архимандрита Михаила (Коз-лова), родившегося в г. Сычевке.

Архимандрит Михаил (в миру Макарий Козьмич (Космич) Козлов) родился в 1826 году в старообрядческой семье в городе Сычевке Смоленской губернии.

В январе 1844 года он покинул родительский дом и начал странствовать по России. В 1846 году он остановился в Климовском Покровском старообрядче-ском монастыре (с 1847 г. - единоверческом монастыре Черниговской епар-хии), находившемся в двадцати верстах (21,3 км.) от города Новозыбкова. От-сюда он направился на поклонение святыням Киево-Печерской лавры. В Трои-це-Сергиевой лавре 8 ноября 1846 года Макария через святое миропомазание присоединили к Православной Церкви.

По благословению преосвященного Тимофея (Котлерова-Вещезерова), епи-скопа Смоленского и Дорогобужского (на кафедре в 1834-1859 гг., с 1856 г. ар-хиепископ) он исполнял обязанности миссионера в Сычевском уезде, вступая в религиозные собеседования с местными старообрядцами.

В 1854 году Макарий поступил в Климовский первоклассный единоверческий монастырь Черниговской епархии, где исполнял клиросное послушание.

Через некоторое время Макарий получил благословение направиться на Свя-тую Гору Афон. 15 апреля 1857 года он прибыл в Свято-Пантелеимонов мона-стырь и поступил в него.

21 марта 1857 года Макария постригли в мантию с именем Мелетий.

С 1860 года с Высочайшего разрешения и по благословению Священного Си-нода он ездил в Россию для сбора милостыни. Это послушание он выполнял около четырех лет.

29 октября 1866 года монаха Мелетия постригли в схиму с именем Михаил, и шесть лет он исполнял в монастыре послушание благочинного.

По благословению Святейшего Патриарха Анфима VI (на Константинополь-ской кафедре в 1871-1873 гг.) в 1872 году схимонаха Михаила решением стар-цев Свято-Пантелеимоновой обители направили для миссионерского служения к русским старообрядцам-некрасовцам, проживавшим в Малой Азии, в селении Майнос.

При высокопреосвященном Антонии (Амфитеатрове), архиепископе Казан-ском и Свияжском (в 1859-1866 гг. служил на Смоленской кафедре), схимонаха Михаила из Свято-Пантелеимонова монастыря перевели в Казанскую епархию и приняли в Казанский Архиерейский дом.

14 сентября 1874 года в Казанском кафедральном Благовещенском соборе ар-хиепископ Антоний рукоположил его в сан иеродиакона.

20 октября того же года отца Михаила рукоположили в сан иеромонаха.

27 ноября 1874 года его перевели в Свияжский Богородицкий монастырь и назначили миссионером по обращению раскольников в Православие.

15 декабря 1875 года его наградили правом ношения набедренника.

По представлению высокопреосвященного Вениамина (Благонравова), архи-епископа Иркутского и Нерчинского (на кафедре в 1873-1892 гг.), указом Свя-щенного Синода от 4 января 1879 года отца Михаила назначили настоятелем Селенгинского Троицкого монастыря и начальником Забайкальской противо-раскольнической миссии с возведением в сан архимандрита. Обитель находи-лась в селе Троицком Селенгинского округа Забайкальской области, в 170 вер-стах (181,4 км.) от города Селенгинска (в настоящее время – поселок городско-го типа в Бурятии). Монастырь основал игумен Феодосий в 1681 году (с 1894 года – в Забайкальской еп.). В нем находилась чудотворная икона святителя Николая чудотворца. Стараниями архимандрита Михаила построили Борохов-ский Введенский единоверческий храм.

Отец Михаил вел переписку с Афоном. В июле 1883 года он писал своему ду-ховнику, игумену Макарию: «На меня, немощного, возложено столько дел, сколько я и в молодых летах никогда не делал. Исполняя волей-неволей возло-женные на меня поручения, я часто задумываюсь о том, не будут-ли тщетными мои труды и бесполезными для моей многогрешной души. Думаю, вы со мной согласитесь, что для меня полезно было бы оплакивать только содеянные мною грехи, а не другими людьми управлять, служить пред алтарем, а не начальство-вать над другими. Однако под старость жизнь моя сложилась совершенно ина-че».

Архимандрит Михаил скончался 30 января / 12 февраля (н. ст.) 1884 года, в день памяти Трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Отпевание почившего совершил, прибывший из Иркутска прео-священный Мелетий (Якимов), епископ Селенгинский (на кафедре в 1878-1889 гг.).

Отца Михаила похоронили за алтарем главного монастырского Троицкого храма, с южной стороны. Ему было 58 лет.

Упокой Господи, душу усопшего раба Твоего архимандрита Михаила, и со-твори ему вечную память!

Известны письма отца Михаила к иеросхимонаху Арсению (Минину) и дру-гим афонским старцам, а также письма к нему разных лиц.

Он оставил автобиографический очерк «Письма к друзьям из Афона», кото-рый несколько раз переиздавался в России и дневник. Архимандрит Михаил написал монографию «Искатель непрестанной молитвы», о которой сообща-лось в «Душеполезных размышлениях» за 1884 год.

В 1887 году в Санкт-Петербурге протоиерей Вознесенского храма Василий Михайловский издал сочинение архимандрита Михаила «Беседы со старооб-рядцами начальника Забайкальской противораскольнической миссии».

Литература:

1. Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Т. 2. Ре-принтное изд. М., 2016. С. 1451.

2. Михаил (Козлов), архимандрит. Беседы со старообрядцами начальника Забай-кальской противораскольнической миссии. Изд. протиер. В. Михайловского. СПб., 1887. -145 с.

3. Монахологий Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Т. 2. Святая Гора Афон, 2013. С. 19.

4. Русский Афонский отечник XIX-XX веков. Святая Гора Афон, 2012. С. 160-166.

Приложение:

1. «Троицкий, мужской, заштатный, в гор. Селенгинске, Забайкальской обл. Основан на месте бывшей старой Николаевской часовни игуменом Феодосием по благословению Сибирского митр. Павла в 1681 г. для обращения язычников в православную веру. По штатам 1764 г. положен в 3-м классе, но в 1798 г. оставлен на своем содержании, а штат 3-го класса переведен в Спасский мон., что в г. Якутске. При м-ре находятся училище и богадельня для новокрещеных инородцев на капитал в 10.000 р., пожертвованный золо-топром. Базановым». // Материал для историко-топографического исследования о пра-вославных монастырях в Российской империи (с библиографическим указателем). Сост. В.В. Зверинский. Кн. I. Репринтное изд. СПб., 2015. С. 264.

2. «Троицкий-Селенгинский, муж. 3 класса, в заштатном городе Селенгинске, на левом берегу Селенги; находится под управлением Игумена. Основан в 1681 году, по указу Царя Феодора Алексеевича, посланными в Сибирь для обращения язычников в Христи-анскую веру Игуменом Феодосием и Иеромонахом Макарием. Здесь три церкви: 1) Соб. Живоначальныя Троицы, существующая с 1681 года, была возобновлена в 1724 и 1756 годах; а в недавнем времени вновь воздвигнута каменная. 2) Всех Святых, над вратами, сооружена в 1745 году. 3) Николая Чудотворца, теплая, с приделом Благовещения Бого-родицы; существует с 1724 года. – Ограда деревянная. – До 1764 года обитель сия была управляема Архимандритами». // Полное собрание исторических сведений о всех быв-ших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в Рос-сии. «Книжная палата». М., 2000. С. 96-97.

Сост. иеромонах Даниил (Сычёв)

Читайте так же в
Вяземская епархия в ВконтактеВяземская епархия в Telegram

Другие новости