«Христофор, то есть, Христоносец, носящий Христа в сердце своем,
- имя твое; да будет по имени твоему и житие твое».
Из речи митрополита Московского Иоанникия при вручении
жезла новопосвященному епископу Христофору. 1887 г.
Преосвященный Христофор (в миру Федор Алексеевич Смирнов) родился 8 / 21 февраля 1842 года, в день памяти святого великомученика Феодора Страти-лата (+ 319 г.), в семье диакона Алексия, служившего в Свято-Троицком храме села Вешки Юхновского уезда (ныне Угранского района) Смоленской губер-нии. (1)
В 1859 году Федор Смирнов поступил в Смоленскую духовную семинарию, по окончании которой в 1865 году первым учеником направлен в Киевскую ду-ховную академию, которую успешно окончил 1869 году.
2 декабря 1870 года ему присвоили степень магистра богословия. Около года Федор Алексеевич занимал должность помощника инспектора в Смоленской духовной семинарии.
30 января 1871 года его перевели в Киевскую духовную академию. Как один из лучших воспитанников академии, он получил от нее предложение – занять кафедру церковный археологии и литургики. В это же время Федору Алексее-вичу присвоили звание доцента.
Первую статью Федора Алексеевича «Богослужение апостольского времени» опубликовали в 1873 году в № 5 «Трудов Киевской Духовной Академии». За-тем в № 12 за 1874 год и в № 1 за 1875 год в том же журнале напечатали его статью «Происхождение и литургический характер таинств». В 1879 году, в том же журнале, появилась его статья «Гимн Климента Александрийского», а в 1882-1883 годах статья «Происхождение и значение праздника Рождества Хри-стова». В связи с этими статьями находилось его исследование «Богослужение христианское со времени апостолов до четвертого века», напечатанное в «Тру-дах Киевской Духовной Академии» в 1875 и 1885 годах.
В связи с открытием Церковно-археологического музея при Киевской духов-ной академии и усилением деятельности Археологического общества в Киеве Федор Алексеевич стал активно заниматься церковной археологией. С 1877 по
1881 годы в «Трудах Академии» опубликовали его работу «Описание коллек-ции древних русских икон, приобретённой Церковно-Археологическим Обще-ством». В 1879 году напечатали его статью «Общий богословский взгляд на ис-торию древне-церковной иконографии». В 1886 году вышли его статьи: в «Православном Обозрении» под заглавием: «Древне-христианская иконогра-фия, как выражение древнецерковного веросознания», и в «Творенях святых Отцев» под названием: «Образы Иисуса Христа».
С 28 октября 1877 года Федор Алексеевич - экстраординарный профессор Ки-евской духовной академии.
В «Киевских епархиальных ведомостях» № 6 за 1883 год сообщалось: «экстра-ординарный профессор Киевской Духовной академии по кафедре цер-ковной археологии Феодор Алексеевич Смирнов изъявил намерение поступить в монашество и 27 марта в Киево-Печерской лавре совершилось его постриже-ние с именем Христофора».
13 апреля того же года монаха Христофора рукоположили в сан иеродиакона и 14 апреля – в сан иеромонаха.
В мае (по др. источникам 3 июня) 1883 года по определению Святейшего Си-нода иеромонаха Христофора назначили ректором Тамбовской духовной семи-нарии, а 17 июля возвели в сан архимандрита.
13 июня 1885 года архимандрита Христофора переместили на должность рек-тора Вифанской духовной семинарии, находившейся недалеко от Троице-Сергиевой Лавры.
30 июля 1886 года его назначили ректором Московской духовной академии.
24 апреля 1887 года император высочайше утвердил доклад Святейшего Си-нода о возведении архимандрита Христофора во епископа Волоколамского, третьего викария Московской епархии, и о совершении его хиротонии в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
23 мая в Московской Синодальной конторе, в Кремле, при соборе Двунадеся-ти Апостолов, произошло наречение архимандрита Христофора в сан епископа. Наречение совершено в присутствии: высокопреосвященнейшего Иоанникия, митрополита Московского и Коломенского; епископа Петра, настоятеля Но-воспасского монастыря; епископа Иоанна, настоятеля Симонова монастыря; протопресвитера Большого Успенского собора Н.А. Сергиевского; епископа Дмитровского Мисаила, викария Московской епархии и епископа Можайского Александра, викария Московской епархии.
25 мая, во время Божественной литургии в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры произошла хиротония архимандрита Христофора во еписко-па Волоколамского. Ее совершили: митрополит Московский Иоанникий; архи-епископ Ярославский Ионафан; настоятель Новоспасского монастыря епископ Петр; настоятель Симонова монастыря епископ Иоанн; епископ Дмитровский Мисаил, епископ Можайский Александр; в сослужении наместника Лавры ар-химандрита Леонида (Кавелина), ректора Вифанской семинарии архимандрита Иакова, инспектора Московской духовной академии архимандрита Бориса и
прочего монашествующего духовенства. В академическом Покровском храме преосвященный Христофор благословил преподавателей и студентов Духовной академии.
13 декабря 1890 года его освободили от управления епархией и ректорства и назначили управляющим Воскресенским Новоиерусалимским монастырем.
С 19 декабря 1892 года преосвященный Христофор - епископ Ковенский, ви-карий Литовской епархии.
С 6 июня 1897 года он - епископ Екатеринбургский и Ирбитский.
С 29 марта 1900 года владыка Христофор - епископ Каменец-Подольский.
С 26 ноября 1903 года он - епископ Уфимский и Мензелинский.
17 октября 1908 года его уволили на покой по болезни, согласно прошению, с местопребыванием в Вяземском Иоанно-Предтечевом мужском монастыре Смоленской епархии.
В дни празднования 100-летия Отечественной войны, 13 августа 1912 года в Вязьме на Торговой площади у храма Рождества Богородицы встречали крест-ный ход с чудотворной иконой Пресвятой Богородицы Смоленской «Оди-гитрии», несомой на Бородинское поле. Крестный ход возглавил преосвящен-ный Христофор. У стен Богородицкого храма отслужили молебен, а затем вся процессия направилась в Свято-Троицкий собор. 25 августа 1912 года, по окончании Божественной литургии, прошедшей во всех храмах города, на площади у Богородицкого храма епископ Христофор совершил заупокойную литию. В тот же день у Никитского храма он освятил закладную доску памят-ника «Доблестным предкам». (2)
Скончался преосвященный Христофор после 1918 года (вероятно в Вязьме). Место его захоронения неизвестно.
Духовный писатель.
Его обычная резолюция на деловых бумагах: «В К-рию на р-ие» (т.е. «в Кон-систорию на рассмотрение»).
Упокой Господи, душу усопшего раба Твоего епископа Христофора, и сотво-ри ему вечную память!
Источники и литература:
1. ГАСО. Ф. 49. Оп. 1. Д. 3. Л. 33.
2. Брокгауз, Ефрон. Т. XXXVII. СПб, 1903. С. 710.
3. История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. ПСТГУ. М., 2006. С. 814.
4. Наречение архимандрита Христофора во епископа. / СЕВ. № 11, 1887. С. 521-532.
5. Разрядный список учеников Смоленской семинарии за 1863/5 учебный курс. / СЕВ. № 15, 1865. С. 248.
6. Русские писатели богословы. Исследователи богослужения и церковного искусства. Биоблиографический указатель. Богословно-литургический словарь. Сост. Курочкина О.В., Степанова Н.С., Чистякова А.С. РГБ «Пашков дом». М., 2004. С. 186-191.
7. Сперанский И.П. Материалы для истории духовно-учебных заведений Смоленской епар-хии. (Из дел семинарского правления). Состояние Смоленской семинарии (1864 и 1865 г.) / СЕВ. № 14, 1889. С. 645.
8. Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. Ч. 2. М., 2004. С. 1042.
9. Очерк истории Смоленской Духовной Семинарии. Сост. И. Сперанский. М., 1892. С. 441-442.
Публиковался: «Воскресный благовест», «Душеполезное чтение», «Екатеринбургские епархиальные ведомости», «Православное обозрение», «Смоленские епархиальные ведомо-сти», «Труды Киевской Духовной Академии», «Уфимские епархиальные ведомости», «Цер-ковный вестник».
Основные публикации:
1. Богослужение апостольского времени. / «Труды Киевской Духовной Академии» № 4, 1873.
2. Апокалипсис, как литургический памятник апостольской эпохи. / «ТКДА» № 10, 1874.
3. Происхождение и литургический характер таинств. / «ТКДА» № 12, 1874; № 1, 1875.
4. Богослужение христианское со времени апостолов до IV века». Киев, 1875.
5. Учение древней церкви о Лице Господа Иисуса Христа. (До первого Вселенского со-бора). Тамбов, 1885.
6. К Божией Правде. Петроград.
7. Св. Афанасий сидящий, Патриарх Константинопольский. / «Русский Паломник» № 38, 1915. С. 604-605.
8. Древне-христианская иконография, как выражение древне-церковного веросознания. / «Православное Обозрение» 1886. М., 1887.
9. Образ Иисуса Христа. / «Творения Св. Отцев», 1886. М., 1887.
10. Жизнь Иисуса Христа в памятниках древне-христианской иконографии. М., 1887.
11. Иконография у дохристианских народов. М., 1887.
12. Происхождение и значение праздника Рождества Христова. Киев, 1887.
13. Общий взгляд на историю церковной иконографии.
14. Описание коллекции древних русских икон, приобретенных церковно-археологическим обществом для церковно-археологического музея при Киевской Ду-ховной академии в 1875 г. покупкою у Московского почетного гражданина Сорокина. Вып. 1. Киев, 1883.
15. Гимн Климента Александрийского. / «ТКДА». 1879.
16. Предостережение св. Иустина Философа. / «Русский Паломник». 1916.
17. Спасительный голос. / «Воскресный Благовест». № 10, 1905.
18. Совершишася. / «Воскр. Благ.». № 12, 1905.
19. Евхаристия. / «Воскр. Благ.». № 13, 1905.
20. О молитве. / «Воскр. Благ.». № 14, 1905.
21. Царство Христово. / «Воскр. Благ.». № 15, 1905.
22. Господи, кто верова слуху нашему. / «Воскр. Благ.» № 15, 1905.
23. Поминайте Воскресшего Господа. / «Воскр. Благ.» № 16, 1905.
24. Блажени не видевши и веровавшее. / «Воскр. Благ.». № 17, 1905.
25. Беседа Иисуса Христа с женою Самарянкой. / «Воскр. Благ.». № 20, 1905.
26. Наше призвание. / «Воскр. Благ.». № 21, 1905.
27. О путях и судах Божиих. / «Воскр. Благ.». № 22, 1905.
28. Великое чудо. / «Воскр. Благ.». № 23, 1905.
29. Путь Христов. / «Воскр. Благ.». № 24, 1905.
30. Не отлучайтесь от Иерусалима. / «Воскр. Благ.». № 25, 1905.
31. Закон и благодать. / «Воскр. Благ.». № 26, 1905.
32. Чадо света. / «Воскр. Благ.». № 27, 1905.
33. О Церкви Христовой. / «Воскр. Благ.». № 28, 1905.
34. Преображение Господа и человеческая жизнь. / «Воскр. Благ.». № 31, 1905.
35. Неверие - погибель народа. / «Воскр. Благ.». № 32, 1905.
36. Благодать Божия. / «Воскр. Благ.». № 35, 1905.
37. Начало христианских праздников. / «Воскр. Благ.». № 36, 1905.
38. Разумное служение. / «Воскр. Благ.». № 38, 1905.
39. Покров Пресвятыя Богородицы. / «Воскр. Благ.». № 39, 1905.
40. Бодрствуйте. / «Воскр. Благ.». № 39, 1905.
41. В чем счастье. / «Воскр. Благ.». № 41, 1905.
42. Прекраса неправды. / «Воскр. Благ.». № 44, 1905.
43. Об исполнении обязанностей. / «Воскр. Благ.». № 45, 1905.
44. На чем строить жизнь. / «Воскр. Благ.». № 46, 1905.
45. Мир с миром или со Христом. / «Воскр. Благ.». № 47, 1905.
46. Заветы узника. / «Воскр. Благ.». № 48, 1905.
47. Что сотворю? (Слово в неделю 26-ю по Пятидесятнице). / «Воскр. Благ.». № 49, 1905.
48. На зов Божий. / «Воскр. Благ.». № 50, 1905.
49. С богом ли мы? (Слово в день Рождества Христова). / «Воскр. Благ.». № 52, 1905.
50. Два слова при освящении церквей. (Из «Литовских Епархиальных Ведомостей», Вильно, 1894). / «Церковный Вестник» 1895. № 37, 1895.
Публикации в СЕВ:
1. Преподобный Даниил в плену и в борьбе с врагами (в V в.) / Смоленские епархиаль-ные ведомости. № 17, 1915. С. 575-582.
2. Преподобный Пахомий в плену и рабстве у турок / СЕВ. № 13-14, 1915. С. 467-476.
3. Распоряжение Уфимского преосвященного Христофора. / СЕВ. № 8, 1908. С. 350.
4. Речь архимандрита Христофора после возведения его в сан епископа Волоколамско-го, произнесённая 23 мая 1887 г. / СЕВ. № 11, 1887. С. 522-524.
5. Св. Афанасий Сидящий, патриарх Константинопольский // СЕВ. № 8, 1915. С. 285-291.
6. Слово 1-е о любви христианской. / СЕВ. № 11, 1914. С. 367-373.
7. Слово 2-ое о любви христианской. / СЕВ. № 15, 1914. С. 480-487.
8. Слово 3-е о любви христианской. / СЕВ. № 2, 1915. С. 31-38.
9. Слово 4-е о любви христианской. / СЕВ. № 12, 1915. С. 429-437.
10. Слово 5-е о любви христианской. / СЕВ. № 18, 1915. С. 615-622.
11. Слово 6-е о любви христианской. / СЕВ. № 13-14, 1916. С. 277-285.
Примечания:
1. Каменный храм в честь Святой Живоначальной Троицы с приделами во имя святите-ля Николая чудотворца и Иакова, брата Господня, построили в Вешках в 1785 году на средства княгини Анны Шаховской. Храм разрушили в 30-е годы XX века. Новый каменный Свято-Троицкий храм в селе 7 октября 2017 года освятил преосвященный Сергий, епископ Вяземский и Гагаринский. // Вяземские епархиальные ведомости. № 4 (9), 2017. С. 9.
2. 25.08.1912 г. в Вязьме на площади у Никитского храм прошли торжества, во время которых заложили памятник участникам боев за Вязьму в 1812, выполненный по проекту художника В.И. Семенова. От храма Рождества Богородицы крестный ход пришел на место будущего памятника. После совершения водосвятного молебна, ар-химандрит Дионисий, настоятель Вяземского Предтечева монастыря, прочел текст, выгравированный на бронзовой закладной доске: «1912 года 26 августа произведена закладка памятника Отечественной войны 1812 года в Вязьме в присутствии предсе-дателя комитета А.В.Миронова и членов: князя М.М.Гедройца, А.Г.Высочанского, П.П.Цезырева, Г.Г.Строгонова, И.В.Барышева, В.П.Мезенцева и архитектора В.И.Смирнова» (хранится в Вяземском музее). Преосвященный Христофор (Смир-нов), окропил святой водой доску, положенную на фундамент. Камни в основание памятника заложили предводитель уездного дворянства А.В.Миронов, председатель Земства П.П.Цезырев, городской голова Г.В.Строганов и другие члены Комитета по празднованию юбилея Отечественной войны. Основание освятили в присутствии учащихся городских гимназий и училищ, воинов 3-го тяжелого артиллерийского ди-визиона, пожарных и многочисленных жителей города и уезда. Памятник открыли 26.11.1913 г. в присутствии Смоленского губернатора Д.Д. Кобеко, начальника штаба 13-го армейского корпуса генерал-майора Е.Ф. Пестича, представителей Перновского полка и частей, расквартированных в Вязьме.
Сост. иеромонах Даниил (Сычёв)