317
10 октября / 27 сентября (ст. ст.) – день памяти преподобной Рахили (Коротковой), схимонахини.

Будущая схимонахиня Рахиль (в миру – Мария Короткова) родилась в 1833 году в
богатой купеческой семье в городе Дорогобуже Смоленской губернии. С детства она
отличалась особой набожностью, любовью к молитве, паломничеству ко святым местам,
странно- и нищелюбием.
Однажды во время паломничества в Киево-Печерскую Лавру в тонком сне Марии
явился преподобный Феодосий, игумен Печерский (+ 1074 г.; память 3 / 16 мая),
благословивший ее на монашеский подвиг. Вернувшись в Дорогобуж, она часто
посещала Троицкий Болдин монастырь и молилась у мощей преподобного Герасима.
Оставив суету и богатства мира, Мария покинула родительский дом и, укрепляемая
благословением Пресвятой Богородицы на девство, в 1851 году поселилась в
Смоленском Вознесенском монастыре, где прожила несколько лет. В 1861 году она
остановилась в Святогорской Успенской пустыни Харьковской губернии, в котором
подвизался преподобный Иоанн затворник, ученик Глинских старцев. Из Святогорья
Мария вернулась в Московскую епархию. (1)
В 1867 году она по рекомендательному письму поступила в Серпуховской Владычный
женский монастырь, в котором пострижена в рясофор с именем Павла. (2)
В 1872 году инокиню Павлу перевели в Спасо-Бородинский женский монастырь, где она
подвизалась более пятидесяти лет, до самой своей кончины. (3)
На второй седмице Великого поста, 13 марта 1885 года рясофорную послушницу Павлу
постригли в мантию с наречением имени в честь мученицы Митродоры Вифинской (+
ок. 305-311 гг.; память 10 / 23 сентября). Ей дали послушание алтарницы.
Непосредственно перед этим назначением во сне ей явился преподобный Феодосий
Печерский, благословляя принять из рук его кадило, полное горящих углей и ладана.
Не раз монахиня Митродора сподоблялась видеть ангелов у престола, белого голубя над
Святыми Дарами. Она также могла видеть духовное состояние священников,
совершавших Божественную литургию, что впоследствии проявилось в ее наставлениях
духовенству и мирским людям.
Монахине Митродоре исполнилось более семидесяти лет, когда в видении Господь явил
ей невероятно больших размеров гроб со стоящей в нем схимницей – этим ей было
указано на принятие этого монашеского чина. 17 ноября 1915 года монахиню Митродору
постригли в великую схиму с наречением имени в честь Рахили, жены ветхозаветного
патриарха Иакова (память в неделю Св. праотец и Св. отец). Когда она в посте и молитве
пребывала в храме после пострига, ей вновь явилась Матерь Божия. После принятия
схимы матушку Рахиль назначили старшей в богадельне монастыря.
С этого времени к схимонахине Рахили стали обращаться за советом и наставлениями
сестры обители и богомольцы, а однажды даже попросили благословить их. Старица,
смущенная этой просьбой, всю ночь усердно молилась, а под утро, задремав в кресле, в
тонком сне увидела Матерь Божию, Которая благословила ее и сказала: «Все твои
прошения о людях будут исполняться. Я, Сама буду благословлять тобою
благословляемых». Это стало наставлением на подвиг старчества, к которому Господь
готовил ее всю жизнь. Из многочисленных свидетельств современников известно об ее
прозорливости и чудесах.
Матушка Рахиль предвидела и время своего отшествия из этой жизни. 8 сентября 1928
года многим свои посетителям она сказала, что видится с ними в последний раз. Она
попросила позвать к себе монастырского духовника отца Андрея со Святыми Дарами и
приобщилась в последний раз. С этого момента она больше ничего не вкушала.
Схимонахиня Рахиль скончалась в первом часу в ночи с 9 на 10 октября 1928 года. Как
старица и предсказывала, похоронили ее в канун праздника Покрова Пресвятой
Богородицы на кладбище за юго-восточной стеной обители. Впоследствии над могилой
подвижницы поставили деревянную часовню.
Жизнеописание старицы, по ее просьбе, составил протоиерей Сергий Лебедев. Первые
записи биографического характера, с ее слов, он сделал в 1927 году. Этот труд отца
Сергия прерван его кончиной в 1934 году.
К лику местночтимых святых Московской епархии схимонахиню Рахиль причислили 28
июля 1996 года. На месте ее погребения построена деревянная часовня.

Примечания:

Святогорская Успенская заштатная общежительная мужская пустынь, Изюмского уезда
Харьковской губернии. Устроена в в местности Святые горы, при р. Северном Донце, в 35
верстах ( км.) от г. Изюма. Основана в XIII в., дважды (в 1679 г. и 1737 г.) разорялась татарами.
Упразднена в в 1787 г., восстановлена в 1814 г. В 1910 г. архимандрит, братии более 600 человек.
Православные монастыри России. Новосибирск, 2000. С. 205.
Серпуховской Владычный общежительный женский монастырь. Основан в 1360 г. как мужской,
с 1806 г. переименован в женский. Пять каменных храмов. Собор в честь Введения Богоматери
во храм. В начале XX века в ризнице хранилась древние предметы церковной утвари и рукописи.
При обители были иконописный и певческий классы, школа грамоты, больница, корпус для
паломников, разные мастерские, мельница, пчельник, кирпичный и известковый заводы. В 1910
г. – игумения, 376 сестер. / Православные монастыри России. С. 103.
Спасо-Бородинский женский монастырь, на Бородинском поле, в Можайском уезде (районе)
Московской губернии, в 4 верстах (4,27 км.) от с. Бородино. Основан в 1838 г. генерал-майоршей
М.М. Тучковой (впоследствии игумения Мария), в поминовение ее мужа, павшего на сем месте в
битве Бородинской. Здесь находится местно чтимая икона Нерукотворенного Спаса, которая
принадлежала Ревельскому полку, бывшему под командой убитого Тучкова. / Булгаков С.В.
Настольная книга. С. 1500.

Читайте так же в
Вяземская епархия в ВконтактеВяземская епархия в Telegram

Другие новости