587

27 мая у могилы блаженной старицы Анастасии Филипповой в день ее памяти была отслужена панихида, которую возглавил Преосвященнейший Сергий, епископ Вяземский и Гагаринский. Владыке сослужили священники приходов г. Вязьмы. Дьяконский чин - отец Евгений Ткач. 
У часовни над могилой матушки Анастасии собрались насельницы Иоанно-Предтеченского монастыря, прихожане городских приходов.

64 года назад отошла ко Господу блаженная Анастасия Вяземская (Филиппова) / 1842 - 27.05.1959 /

Рядом с храмом, на Екатерининском кладбище города Вязьмы Смоленской области, на месте взорванной колокольни, под большим деревянным крестом – могила почитаемой в Вязьме блаженной Анастасии Вяземской.
Странности юродивой были тихими, она ходила по домам и принимала от людей лишь самую простую пищу. Приношения принимала тоже не от всех, а что принимала - тут же и раздавала, оставляя себе самую малость. Ничего старица не говорила прямо, а все иносказательно или каким-то действием.
Родилась в Смоленской губернии в Вяземском уезде. Жители вспоминают, как маленькая Настя вместе со своей матерью ходила побираться по деревням. Родственники из соседних деревень никогда не пускали ее в дом - ночевала юродивая в овинах и сараях.
У отца Настеньки было пять братьев. Занимались землепашеством. Отец Насти был жестоким человеком, мать обижал и бил, поэтому после Настеньки дети рождались мертвыми.
Когда ей было девять лет, отец погиб при заготовке леса, мать умерла при преждевременных родах. Настенька осталась совсем одна. Дядья все хозяйство поделили между собой, а девочку отдали в няньки чужим людям.
Настя постоянно скучала по своим родителям, приемная семья решила отправить девочку подальше от родных мест, к каким-то знакомым в Спас-Деменск. Там Настя прожила лет до четырнадцати.
По деревням тогда часто ходили богомольцы, и однажды зашли в дом, где жила Настя, заночевали там, поведали множество историй про святые места. Настенька прониклась и на другой день незаметно ушла с этими людьми. Хватились, что ее нет, поискали, поискали, да и забыли.
Прошло около сорока лет, Анастасия вернулась в свои родные края, но ее уже никто не узнавал. Она спрашивала про дядей, отцовых братьев, но их уже давным-давно не было на свете. Однажды бабки свели ее на кладбище, показали могилки всей родни. Она сказала: «Это одни греховники, а не родня» К могилам даже не подошла, с этим и ушла.
Рассказывала о странствиях с богомольцами по всей России. Как добрались до острова Валаама. Когда переплывали с острова на материк, их застала буря. Корабль разбился о камни, много людей потонуло, Анастасия пережила сильное потрясение.
Вернувшись в свои места, ходила Настенька по округе и все говорила: «Скоро люди перегрызутся как собаки, народ злой становится». Так продолжалось до начала советской власти.
После революции Анастасия пошла работать на спичечную фабрику, которая располагалась в Иоанно-Предтечевом мужском монастыре.
При жизни Настенька славилась как прозорливая. Даже в глухое время сталинских репрессий вязьмичи и жители окрестных сел втайне приходили к ней за помощью. За свои предсказания блаженная никогда не брала денег. За добрый совет приносили подарки - сладости и одежду.
Вспоминают, что юродивая ходила по городу с мешком на спине и с маленькой черной собачкой. «Что-то таинственное было в этой высокой черноглазой и темноволосой женщине. Блаженная носила сарафан и рубаху с вышитыми рукавами. На груди у нее висела иконка Божьей Матери».
«Платье изо льна. Такое светлое. Не чисто белое, а как топленое молоко. На рукавах было вышито крестом. Низ был отшит крестом. И завязана была вот так вот всегда».
Вяземская блаженная не раз самопроизвольно предсказывала судьбу жителям города.
«Когда я была еще девчонкой, на улице встретила Настеньку. Она стояла возле Ильинского монастыря и не могла поднять свои мешки. Я ей постаралась помочь, но юродивая стала ругаться на меня. А потом она сказала, что скоро я буду в церкви читать псалмы.
Спустя больше десяти лет предсказание сбылось. Я стала псаломщицей Троицкого собора.
Был еще один случай на моей памяти. Моя мама, Евдокия, встретила блаженную на рынке. Настя с ней поздоровалась и говорит, что пора еду покупать: дома есть нечего. Стоит сказать, что у нас было большое хозяйство: свинья и корова. Поэтому пищи хватало. Евдокия не послушала Настю и пошла домой. А дома – свинья от воспаления умерла, а через несколько дней - корова».
Будучи комсомолкой, Любовь Денисова пришла к Настеньке продавать ей облигации займа, а в ответ услышала предсказание, которое определило ее жизнь.
«А это ж Александрина внучка! Она нам еще пригодится. Она нам кириллицу читать будет. А потом как поплывет на речке, только волосья сивые трепаться будут».
Спустя двадцать лет после этих слов Любовь Денисова начала работать в гидрологии, объезжая реки на лодках, стала верующей и почти полвека читала Псалтирь по умершим односельчанам.
В народе ходит знаменитая легенда о предсказании Настенькой Второй Мировой войны.
Накануне 22-го июня Настя без спроса заходила в дома и кричала: «Накрывайте на стол, гостей ждем!». Жители иносказанию блаженной не придавали особого значения: мало ли что может сумасшедшая сказать. Через несколько дней началась война.
Незадолго до Сталинградской битвы люди попросили блаженную предсказать, кто победит в войне. «Накрывайте на стол, гостей встречать будем», - сказала блаженная.
Потом со стен сняла фотографии и стала называть их именами правителей: Сталин, Рузвельт, Черчилль, Гитлер. Чай с лимоном блаженная поставила к «сталинской» фотографии; мед с вареньем и сахаром – «Рузвельту» и «Черчиллю». А около портрета, обозначавшего «Гитлера», Настя перевернула чашку. «Этот напился, нет ему больше чаю», - сердито сказала блаженная.
Сохранилась только одна фотография Анастасии Вяземской. Считается, что на общем снимке работников спичечной фабрики, тоже есть Анастасия, но никто пока не может ее узнать. Там она еще была не в том костюме, в котором ее запомнили верующие.
Анастасия пережила Великую Отечественную. Умерла тихо. По воспоминаниям современников умерла она вечером 27 мая 1959 года, в возрасте 117 лет.
Настенька легла на пол и обложила себя иконами, а икону Тихвинской Божьей Матери к груди приложила: «…А с этой будем отходить». Так она и отошла в мир иной.
Когда хоронили старицу Анастасию, гроб ее нес также один военный от самого дома до Екатерининского кладбища. Он специально приехал из Москвы на похороны. Говорил, что Настенька его сына исцелила, у которого так болели ноги, что он не мог ходить. На похороны он приехал вместе с сыном. Этот военный потом и крест железный на могилу поставил с лампадой.
На похоронах блаженной пришла почти вся Вязьма, отпевал ее отец Николай. И гроб всю дорогу, 9 км (от деревни, где она скончалась, до кладбища) несли на руках.
Такое было скопление народа, что когда процессия повернула со старой Смоленской дороги к Екатерининскому кладбищу, то люди в конце процессии только входили на мост через реку Вязьму, а это расстояние больше километра.
Могила блаженной Анастасии находится на вяземском Екатерининском кладбище. До сих пор на могилу каждый день приходят страждущие получить помощь старицы. Заботятся о захоронении насельницы Иоанно-Предтеченского монастыря.

По окончании богослужения владыка Сергий обратился ко всем, кто пришел помолиться об упокоении матушки, с арипастырским приветствием. Он напомнил, что со дня блаженной кончины старицы и по сей день собираются сведения о жизни блаженной Анастасии для причисления ее к лику святых. Епископ попросил всех, кто знает о чудесах, или сам был свидетелем таковых, предоставлять достоверные сведения в управление Вяземской епархии.

Читайте так же в
Вяземская епархия в ВконтактеВяземская епархия в Telegram

Другие новости