На левом берегу реки Бебри (притока Вязьмы), напротив Иоанно-Предтечева монастыря, возвышается монументальное здание храма, возведенное в честь славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
Первое документальное упоминание о храме находим в «Описании храмов Божиих в городе Вязьме» в «Вяземских писцовых книгах князя И.Ф. Волконского за 1627 год». Читаем в них: «Церковь Святых Апостол Петра и Павла древяна клецки, а в ней Икон: Икона местная Святых Апостол Петра и Павла на краске, Икона местная Святаго Великомученика Георгия на золоте, Икона местная Пречистыя Богородицы Одигитрии на празелени, Икона местная Николая Чудотворца Можайскаго на золоте; двери Царские и сень и столпцы на золоте, де Иисус и праздники на празелени; Евангелие напрестольное печать Литовская, Апостол, Октай первага гласу ветх, шесть Миней месячных, два Пролога ветхие во весь год, две Триоди постная и цветная, - письменные, - Полууставье печать Литовская. Колокольница рублена, а на ней четыре колокола, а церковь и в церкви всякое церковное строенье мирских людей приходских, а у той церкви служит Поп Алексей Яковлев, да на церковной земле живет Поп Алексей, вдоль двора его и огорода 24 сажени, поперег 21 ¼ сажен, да по другую сторону к церкве к реке Бебреи евож Попов огород, вдоль 9, поперег 5 сажен, - место дворовое проскурницино вдоль 20, поперег 14 сажен, да тут же подле церкви к посадскому лугу место дворовое тяглое пусто посадскаго человека Юрья Шпилькина вдоль 37, поперег 8 сажен, а ныне тем пустым местом владеет соборной Никольской Поп Никифор Иванов, по данной воеводской Федора Волынскаго, да Ивана Урусова, да дьяка Гавриила Богданова, а данная за ево Гавриловою рукою писана в 1631 году». (1)
В архивных документах консистории за 1774 год сказано: «Церковь святых первоверховных апостолов Петра и Павла трехпрестольная. ...Оная церковь построена приходскими людьми в 1725 году и приделы тоя церкви прихожанином и вкладчиком, коллежским асессором Иваном Исидоровичем Барышниковым в 1770 году». Второй храм в честь Трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого построен прихожанином, купцом Аггеем Филипповичем Бубковым в 1711 году. (2)
В примечании к плану города Вязьмы, составленном в 1798 году, среди других храмов, приведена: «…15-я. Каменная церковь во имя апостолов Петра и Павла с двумя приделами Тихвинския Пресвятые Богородицы и Святаго Великомученика Георгия и особо устроенная каменная церковь во имя 3-х Святителей».
Существующий ныне каменный храм, по клировым ведомостям 1857 года, построен в 1805 году помещиком, бывшим майором артиллерии Иваном Ивановичем Барышниковым. Храм имел три престола: главный, холодный - в честь апостолов Петра и Павла и теплые приделы: во имя Всех Святых и мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Храм имел каменную колокольню. С 1841 года в храме служил священник Григорий Иаковлевич Тредиаковский. (3)
Историк и археолог Е.Н. Клетнова писала: «На западной стене главнаго храма вделана доска со следующей надписью: «На месте покоющихся бабки Акилины Ивановны и матери Софии Савичны Барышниковых построен храм сей во славу Божию из уважения к праху родительницы в лето от Р.Х. 1806-ое». Прежняя дубовая церковь была тогда же продана в село Собакино-Успенское тож...». (4)
Храм Петра и Павла указан в «Описании города Вязьмы», разделе «Приходские церкви» в Экономических примечаниях Смоленской губернии Вяземского уезда, начала XIX века. (5)
События 1812 года, связанные с храмом Петра и Павла, описаны у Е.Н. Клетновой: «…Мало изменили свой внешний вид так называемые «Гайдуковские казармы» - бывшие Барышниковские дома, за Зуевым мостом, занятые французским гарнизоном во все время движения Наполеона к Москве и обратно, т.е. с 16-го Августа по 22-е Октября. Непосредственно подле них высится церковь, официально именуемая теперь «Петропавловской», но среди вязьмичей сохраняющая свое стародавнее название «Георгиевской». Она поражает особо - красивой, соборообразной архитектурой, построения знаменитаго в Смоленской губернии рода Барышниковых. …В приходно-расходных книгах этого храма, выданных из Смоленской Епархии в 1808 г. значится под 1812-м годом: «В Августе месяце неприятелем унесено кошельковых денег 1182 р. 67 к.». По преданием, в самой церкви были поставлены лошади, а алтари служили помещением французским генералам». (6)
В мае-июне 1866 года преосвященный Антоний (Амфитеатров), епископ Смоленский и Дорогобужский несколько дней посещал храмы и монастыри епархии, в том числе 27 мая, после Божественной литургии в Аркадиевском монастыре, осмотрел несколько церквей Вязьмы, и среди них «Георгиевскую или Петро-Павловскую». (7)
Церковный историк Трофимовский Н.В. в «Историко-статистическом описании Смоленской епархии» писал, что «…церковь апостолов Петра и Павла с незапамятных времен известна у жителей под именем Егорьевской. Вероятно, на этом месте прежде был храм во имя Георгия Победоносца, но в настоящее время (в 1864 г.) уцелел только один памятник этого храма, весьма древней работы образ великомученика Георгия. Самый храм в честь великомученика если существовал здесь, то разве до XVII века…». (8)
В 1890 году преподаватель Александровской Вяземской гимназии И.П. Виноградов среди других храмов Вязьмы, приведенных в Писцовых книгах князя Волконского за 1627 год, указывал и храм Петра и Павла. А в 1646 году «эта церковь называлась уже Георгиевскою. Приходских домов было 20». (9)
В 1896 году храм Петра и Павла приведен в отчете Комитета попечения о бедных в городе Вязьме. (10)
В 1896 году в храме служил священник Сергий Иоаннович Велихов, 76 лет, окончил семинарию в 1845 году, священник с 1846 года, на настоящем месте с 1882 года, награжден орденом святого Владимира 4-й степени в 1896 году. (11)
Храм Петра и Павла находился на Георгиевской улице.
В 1904 году, староста храма Петра и Павла, вяземский купец Владимир Стефанович Сырейщиков с прихожанами пожертвовал на ремонт храма, большую по тем временам сумму - 600 рублей. В 1907 году, он же, пожертвовал на ремонт храма еще 600 рублей и прихожане 266 рублей 55 копеек. (12)
В 1908 году храм Петра и Павла: «каменный, теплый, прихожан мужского пола 150». (13)
В «Памятных книжках Смоленской губернии», издававшихся в губернии ежегодно, храм Петра и Павла указывался в разделе «Город Вязьма и его уезд. Духовное ведомство». (14)
В ХХ веке Петропавловский храм разделил участь других вяземских храмов.
В документах Вяземского управления милиции за 1921 год сохранились списки действующих храмов города и района, составленных для образованной при УбЮсте Комиссии по проведению в жизнь декрета об отделении Церкви от государства. Среди других храмов указана и «Егорьевская церковь в Егорьевском переулке». (15)
Храм Петра и Павла указан в таких же списках, находящихся в документах Административного отдела Вяземского уездного исполнительного комитета за 1922 год. (16)
В Актах осмотров церковных ценностей и сведений об изъятии за 1922-1923 годы, хранящихся в документах Отдела управления Вяземского уездного исполнительного комитета, сохранился документ по храму Петра и Павла. (17)
Храм Петра и Павла есть и в списке религиозных обществ, представивших в октябре 1924 года документы для регистрации в Вяземское управление Уездно-городской милиции, во исполнение приказа Смоленского губернского административного отдела. В уездные отделы приходы сдавали: заявление о регистрации; устав; списки: членов общины, приходского совета и служителей культа (так в документе). В 1925 году в храме служил священник Симеон Яковлевич Горанский. Он указан в «Списке служителей культа и приходских советов религиозных общин г. Вязьмы Смоленской губ.», составленном в Вяземском управлении милиции. Впоследствии все эти документы использованы властями при закрытии приходов и аресте священно-церковно-служителей. (18)
Петропавловский храм значится под № 458 в списках «О количестве церквей и монастырей по Смоленской губернии» и в «Списке религиозных обществ, находящихся в городе Вязьме, подавших заявления о зарегистрировании их в Отделе Управления Смолгубисполкома» (заявление подано от общины Петропавловской церкви 25.07.1923 г.), представленных в Смоленск в 1925 году. (19)
3 апреля 1929 года принято решение президиума Вяземского горисполкома об изъятии у общин верующих храмов Петропавловского, Богородицкого, бывшего Мужского монастыря и Никитского, т.к. «общины состоят из незначительного количества верующих, главным образом, лишенных избирательных прав. …Петропавловская ц. – осталось 46 чел.». 19 августа того же года принято решение о ликвидации приходов Предтеченского и Петропавловского храмов. «Организовать комиссию по ликвидации и изъятию церковного имущества, …комиссии немедленно приступить к работе. …Помещение Петропавловской церкви передать Военведу под клуб Красной Армии. …Обязать Военвед немедленно приступить к переоборудованию помещения, не позднее 1 октября сего года. …Отчисления в размере 50 % в местный бюджет от реализации имущества передать на переоборудование …Петропавловской ц. – Военведу». (20)
В марте 1950 года инспектор по охране памятников архитектуры М. Чулановская в «Справке о работе управления главного архитектора г. Вязьмы» отмечала «неудовлетворительное состояние и эксплуатацию памятников архитектуры города Вознесенской надвратной, Ямской и Георгиевской церквей …организациями Заготзерна и Горторготдела». (21)
Храм Петра и Павла указан в справочнике «Список памятников истории и культуры Смоленской области», составленном в 1974 году на основании решения Исполкома Областного Совета депутатов трудящихся «О мерах по дальнейшему улучшению охраны, содержания и реставрации памятников истории и культуры», в разделе «Памятники архитектуры» читаем: «Вяземский район. Церковь Петра и Павла. 1805 г. ул. III Интернационала. (22)
В конце семидесятых - начале восьмидесятых годов XX века в храме проведены частичные восстановительные работы, однако из-за отсутствия финансирования их не удалось завершить, и он долгое время стоял в запустении.
Постановлением № 151 от 24 февраля 1992 года Главы Администрации Вяземского района Смоленской области В.Е. Рудницкого определено: «Передать православной общине Свято-Троицкого собора г. Вязьмы Спасо-Преображенскую церковь, Свято-Введенскую церковь, ц. Петра и Павла и Екатерининскую. С марта 1992 г.».
12 июля 2017 года в преосвященный Сергий, епископ Вяземский и Гагаринский совершил в Петро-Павловском храме первый молебен после его закрытия.
30 сентября того же года владыка Сергий, в сослужении духовенства епархии, совершил в храме первую Божественную литургию.
12 июля 2019 года престольный праздник прихода ознаменовался служением трех архипастырей: высокопреосвященного Исидора, митрополита Смоленского и Дорогобужского и преосвященных Сергия, епископа Вяземского и Гагаринского, Мелетия, епископа Рославльского и Десногорского.
Ежегодно владыка Сергий посещает храм в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, чтобы за Божественной литургией разделить радость праздника с вязьмичами и паломниками.
Примечания:
- Вяземския писцовыя книги Князя Ивана Федоровича Волконскаго. 1627 года. Смоленск, 1882. С. 13-14. // Смоленские Епархиальные Ведомости (СЕВ). № 18, 1882. С. 659.
- СЕВ. № 15, 1899. С. 836. / Сперанский И. Деятели Смоленского края на пользу Церкви, общественной благотворительности, науки и народного образования.
- ГАСО. Ф. 48. Оп. 2. Св. 75. Д. 863. Л. 54 об./ Смоленская духовная консистория. Клировые ведомости церквей г. Вязьмы и Вяземского уезда за 1857 г. // В конце XIX - начале XX века в Вязьме служил священник, протоиерей (с 1901 г.) Тредиаковский Михаил Иванович – законоучитель, кандидат богословия Московской Духовной Академии, с 1898 г. в Вяземской императора Александра III гимназии Смоленского земства; с 1906 г. – член общества святого Авраамия Смоленского чудотворца и уездного отделения Смоленского епархиального училищного совета. // Справочная книжка Смоленской губернии на 1880 г. Сост. секретарем Смоленского губернского статистического комитета. Смоленск,1880.
- Клетнова Е.Н. Отзвуки Отечественной войны в преданиях и сказаниях Вяземскаго уезда. Вып. 1. Смоленск, 1911. С. 44.// Село Успенское (Собакино тож). В 1896 г. в селе стояли два храма. Один деревянный, построенный в 1744 г. во имя Успения Богоматери. Второй каменный, возведенный в 1814 г. на средства подполковника Александра Никитича Лопатина. Престолов он имел четыре: главный - во имя святого благоверного князя Александра Невского и святителя Николая чудотворца, в приделах – во имя святой великомученицы Варвары и святителя Алексия, митрополита Московского. / СЕВ. Приложение. / Адрес-календарь Смоленской епархии, с историческими и церковно-практическими указаниями. Смоленск, 1897. С. 169-170.
- ЦГВИА. Ф. ВУА. Ед. хр. 19040. Ч. II. Л. 2. / Экономические примечания Смоленской губ. Вяземского у. (нач. XIX в.)
- Клетнова Е.Н. Отзвуки Отечественной войны. С. 45.
- СЕВ. № 16, 1866. С. 138.
- Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. Репринтное изд. Смоленск, 2013. С. 224.
- Исторический очерк города Вязьмы, с древнейших времен до XVII в. (включительно). Сост. И.П. Виноградов. М., 1890. С. 51.
- СЕВ. № 7, 1896. С. 274.
- Адрес-календарь Смоленской епархии. С. 158. // В 1937 г. в Вязьме репрессирован Владимир Васильевич Велихов, священнослужитель. Родился в 1899 г. в г. Вязьме. Русский. Проживал в г. Вязьме. Введенская церковь. Арестован 29.10.1937 г. Вяземским районным отделом милиции. Содержался в тюрьме г. Вязьмы. Осужден 20.11.1937 г. тройкой УНКВД Смоленской области. Статьи обвинения: 58-10, 11. Мера наказания – расстрел. Приговор приведен в исполнение 02.12.1937 г. Реабилитирован 28.09.1957 г. Смоленским областным судом. Архивно-следственное дело № 9478-с. / Книга памяти жертв политических репрессий. Смоленский мартиролог. Т. 1. Кн. 1. А-К. Смоленск, 2006. С. 166.
- СЕВ. № 3, 1904. С. 135. / Там же. № 4, 1907. С. 93.
- СЕВ. № 23, 1908. С. 393.
- Памятная книжка Смоленской губернии на 1914 год. Смоленск, 1913. С. 180.
- ГАСО. Ф. 739. Оп. 1. Св. 2. Д. 18. Лл. 3, 6.
- ГАСО. Ф. 596. Оп. 2. Св. 4. Д. 56. Л. 15. (1922 г.)
- ГАСО. Ф. 596. Оп. 1. Св. 24. Д. 295. Л. 64. (1922-1923 гг.)
- ГАСО. Ф. 739. ОП. 1. Св. 3. Д. 22. Об. л. 15.
- ГАСО. Ф. 161. Оп. 1. Д. 1479. Л. 208, 236, 277.
- ГАСО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 72. Лл. 26, 66.
- ГАСО. Ф. 262. Оп. 1. Св. 1. Д. 5. Л. 1. / Вяземский горисполком. Решения. 1950 г.
- Список памятников истории и культуры Смоленской области. Смоленск, 1974. С. 139.
Приложение:
ГАСО. Ф. 48. Оп. 2. Св. 75. Д. 863. Л. 54 об./ Смоленская духовная консистория. Клировые ведомости церквей г. Вязьмы и Вяземского уезда за 1857 г.
«(Л. 54) Ведомость города Вязьмы Петропавловской церкви о состоянии ея и при ней о числе причта, приходских дворов и в них жителей за 1857 год.
- (Л. 54об.) Построена 1805-го года тщанием помещика Артиллерии Маиора Ивана Ивановича Г. Барышникова.
- Зданием каменная крепка, колокольня каменная крепка, но когда и кем построена неизвестно.
- Престолов в ней три. В настоящей холодной во имя Петра и Павла, в приделах теплых, в одном Св. Мученицы Софии и трех дщерей ея, - а в другом Всех Святых.
- Утварью достаточна.
- Причта положено по штату 1796-го года Священник, Диакон, дьячек и пономарь.
- Земли при сей церкви усадебной более десятины, плана на сию землю и межевой книги нет.
- Домы у Священно-церковно-служителей собственные, деревянные, у Священника, Диакона и бывшего дьячка Полченинова построены на церковной земле, со изключением, что у Священника под строением есть купленная земля, в ширину по улице два саженя, а длину девять саженей и 2 аршина, а дьячка Белявскаго на купленной земле.
- На содержание Священно-церковно-служителей жалованья неоткуда не получается, пропитываются доходами от прихода, а имеются банковые билеты Московской (Л. 55) Сохранной казны в восемьсот семьдесят один рубль и 42 копейки серебром выданные: первый 1838-го года Октября 7-го дня на поминовение рода Вяземскаго купца Диомида Горбачева, вторый 1852-го года на поминовение рода Вяземскаго купца Тарасия Крупеникова и третий 1852-го года Ноября 5-го дня на поминовение рода Вяземскаго купца Артемия Сырельщикова с коих получается ежегодно по четыре рубля со ста, содержание их посредственно.
- Зданий принадлежащих сей церкви нет, кроме двух караулен каменных на 6-ть человек находящихся по обеим сторонам колокольни, в одной живет церковный сторож, а в другой две престарелыя и бедныя женщины.
- Разстоянием сия церковь от Консистории в 164-х верстах, от Духовнаго Правления и местнаго Благочиннаго около двух верст.
- Ближайшие к сей церкви: Благовещенская, около ¼ версты, Входоиерусалимская, в полверсты.
- Приписной к сей церкви нет.
- Домовой церкви в сем приходе нет.
- Опись церковному имуществу есть, зделана 1854-го года скреплена Присутствующим священником Александром Макаревским, утверждена печатью Духовнаго Правления.
- Приходо-расходныя книги о суммах свечной и церковной зашнурованы печатью Духовнаго Правления, даны 1822-го года, ведутся исправно и хранятся в целости.
- Копии с Метричных книг с 1780-го года хранятся в целости.
- Исповедныя росписи с 1813-го года хранятся в целости.
- В обыскной книге выданной за шнуром и печатью Духовнаго Правления 1821-го года и скрепленной Присутствующим Протоиереем, Стефаном Горанским, писанных листов 61. Неписанных 21.
(Об. Л. 55) О причте означенной церкви. Священник Григорий Иаковлев Тредиаковский (38 лет). Диаконский сын, по окончании курса в Смоленской семинарии был уволен с аттестатом 1-го разряда. На основании устава Комиссии Духовных училищ и с утверждения Преосвященнейшаго Тимофея Епископа Смоленскаго и Дорогобужскаго и Кавалера Семинарским правлением произведен на степень студента, 1841-го года Октября 1-го дня Преосвященным Тимофеем посвящен к настоящей церкви во Священника, грамоту имеет; а Ноября 3 дня этаго ж года определен в Вяземское городовое приходское училище Законоучителем; указом Смоленской Духовной Консистории с утверждения Его Преосвященства на 1845-й, 1846-й, 1847-й и 1848-й годы определен преподавать катехизаторския поучения в Вяземском Троицком соборе; в 1847-м году был членом временнаго ревизионнаго училищнаго, по отчетам за 1846-й год Вяземских (Об. Л. 56) Духовных училищ комитета, за поверку коих, и свовременнаго доставления оных, указом Духовной Консистории, 14-го июля объявлено благословение Его Преосвященства, со внесением онаго в послужной список, онаго ж года на основании Высочайше утвержденнаго в 30-й день Октября 1847-го года положением Комитета Г.Г. Министров награжден 73-мя рублями серебра; в 1848-м году Марта 26-го дня награжден от епархиальнаго начальства за ревностное прохождение Священнической и законоучительской должностей набедренником; в 1855-м году вследствие представления за № 1209-м объявлена ему искренняя благодарность от Его Высокопревосходительства, попечителя Московскаго Округа за оказанное усердие к службе. В семействе у него: жена – Александра Петрова, 33 г.; Сын Леонид обучается в Вяземском Духовном уездном училище в Среднем отделении на собственном содержании, 12 л.».
Иеромонах Даниил (Сычев)