552

 На левом берегу реки Бебри (притока Вязьмы), напротив Иоанно-Предтечева монастыря, возвышается монументальное здание храма, возведенное в честь славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.

 Первое документальное упоминание о храме находим в «Описании храмов Божиих в городе Вязьме» в «Вяземских писцовых книгах князя И.Ф. Волконского за 1627 год». Читаем в них: «Церковь Святых Апостол Петра и Павла древяна клецки, а в ней Икон: Икона местная Святых Апостол Петра и Павла на краске, Икона местная Святаго Великомученика Георгия на золоте, Икона местная Пречистыя Богородицы Одигитрии на празелени, Икона местная Николая Чудотворца Можайскаго на золоте; двери Царские и сень и столпцы на золоте, де Иисус и праздники на празелени; Евангелие напрестольное печать Литовская, Апостол, Октай первага гласу ветх, шесть Миней месячных, два Пролога ветхие во весь год, две Триоди постная и цветная, - письменные, - Полууставье печать Литовская. Колокольница рублена, а на ней четыре колокола, а церковь и в церкви всякое церковное строенье мирских людей приходских, а у той церкви служит Поп Алексей Яковлев, да на церковной земле живет Поп Алексей, вдоль двора его и огорода 24 сажени, поперег 21 ¼ сажен, да по другую сторону к церкве к реке Бебреи евож Попов огород, вдоль 9, поперег 5 сажен, - место дворовое проскурницино вдоль 20, поперег 14 сажен, да тут же подле церкви к посадскому лугу место дворовое тяглое пусто посадскаго человека Юрья Шпилькина вдоль 37, поперег 8 сажен, а ныне тем пустым местом владеет соборной Никольской Поп Никифор Иванов, по данной воеводской Федора Волынскаго, да Ивана Урусова, да дьяка Гавриила Богданова, а данная за ево Гавриловою рукою писана в 1631 году». (1)

 В архивных документах консистории за 1774 год сказано: «Церковь святых первоверховных апостолов Петра и Павла трехпрестольная. ...Оная церковь построена приходскими людьми в 1725 году и приделы тоя церкви прихожанином и вкладчиком, коллежским асессором Иваном Исидоровичем Барышниковым в 1770 году». Второй храм в честь Трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого построен прихожанином, купцом Аггеем Филипповичем Бубковым в 1711 году. (2)

 В примечании к плану города Вязьмы, составленном в 1798 году, среди других храмов, приведена: «…15-я. Каменная церковь во имя апостолов Петра и Павла с двумя приделами Тихвинския Пресвятые Богородицы и Святаго Великомученика Георгия и особо устроенная каменная церковь во имя 3-х Святителей».

 Существующий ныне каменный храм, по клировым ведомостям 1857 года, построен в 1805 году помещиком, бывшим майором артиллерии Иваном Ивановичем Барышниковым. Храм имел три престола: главный, холодный - в честь апостолов Петра и Павла и теплые приделы: во имя Всех Святых и мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Храм имел каменную колокольню. С 1841 года в храме служил священник Григорий Иаковлевич Тредиаковский. (3)

 Историк и археолог Е.Н. Клетнова писала: «На западной стене главнаго храма вделана доска со следующей надписью: «На месте покоющихся бабки Акилины Ивановны и матери Софии Савичны Барышниковых построен храм сей во славу Божию из уважения к праху родительницы в лето от Р.Х. 1806-ое». Прежняя дубовая церковь была тогда же продана в село Собакино-Успенское тож...». (4)

 Храм Петра и Павла указан в «Описании города Вязьмы», разделе «Приходские церкви» в Экономических примечаниях Смоленской губернии Вяземского уезда, начала XIX века. (5)

 События 1812 года, связанные с храмом Петра и Павла, описаны у Е.Н. Клетновой: «…Мало изменили свой внешний вид так называемые «Гайдуковские казармы» - бывшие Барышниковские дома, за Зуевым мостом, занятые французским гарнизоном во все время движения Наполеона к Москве и обратно, т.е. с 16-го Августа по 22-е Октября. Непосредственно подле них высится церковь, официально именуемая теперь «Петропавловской», но среди вязьмичей сохраняющая свое стародавнее название «Георгиевской». Она поражает особо - красивой, соборообразной архитектурой, построения знаменитаго в Смоленской губернии рода Барышниковых. …В приходно-расходных книгах этого храма, выданных из Смоленской Епархии в 1808 г. значится под 1812-м годом: «В Августе месяце неприятелем унесено кошельковых денег 1182 р. 67 к.». По преданием, в самой церкви были поставлены лошади, а алтари служили помещением французским генералам». (6)

 В мае-июне 1866 года преосвященный Антоний (Амфитеатров), епископ Смоленский и Дорогобужский несколько дней посещал храмы и монастыри епархии, в том числе 27 мая, после Божественной литургии в Аркадиевском монастыре, осмотрел несколько церквей Вязьмы, и среди них «Георгиевскую или Петро-Павловскую». (7)

 Церковный историк Трофимовский Н.В. в «Историко-статистическом описании Смоленской епархии» писал, что «…церковь апостолов Петра и Павла с незапамятных времен известна у жителей под именем Егорьевской. Вероятно, на этом месте прежде был храм во имя Георгия Победоносца, но в настоящее время (в 1864 г.) уцелел только один памятник этого храма, весьма древней работы образ великомученика Георгия. Самый храм в честь великомученика если существовал здесь, то разве до XVII века…». (8)

 В 1890 году преподаватель Александровской Вяземской гимназии И.П. Виноградов среди других храмов Вязьмы, приведенных в Писцовых книгах князя Волконского за 1627 год, указывал и храм Петра и Павла. А в 1646 году «эта церковь называлась уже Георгиевскою. Приходских домов было 20». (9)

  В 1896 году храм Петра и Павла приведен в отчете Комитета попечения о бедных в городе Вязьме. (10)

 В 1896 году в храме служил священник Сергий Иоаннович Велихов, 76 лет, окончил семинарию в 1845 году, священник с 1846 года, на настоящем месте с 1882 года, награжден орденом святого Владимира 4-й степени в 1896 году. (11)

 Храм Петра и Павла находился на Георгиевской улице.

 В 1904 году, староста храма Петра и Павла, вяземский купец Владимир Стефанович Сырейщиков с прихожанами пожертвовал на ремонт храма, большую по тем временам сумму - 600 рублей. В 1907 году, он же, пожертвовал на ремонт храма еще 600 рублей и прихожане 266 рублей 55 копеек. (12)

 В 1908 году храм Петра и Павла: «каменный, теплый, прихожан мужского пола 150». (13)

 В «Памятных книжках Смоленской губернии», издававшихся в губернии ежегодно, храм Петра и Павла указывался в разделе «Город Вязьма и его уезд. Духовное ведомство». (14)

 В ХХ веке Петропавловский храм разделил участь других вяземских храмов.

  В документах Вяземского управления милиции за 1921 год сохранились списки действующих храмов города и района, составленных для образованной при УбЮсте Комиссии по проведению в жизнь декрета об отделении Церкви от государства. Среди других храмов указана и «Егорьевская церковь в Егорьевском переулке». (15)

 Храм Петра и Павла указан в таких же списках, находящихся в документах Административного отдела Вяземского уездного исполнительного комитета за 1922 год. (16)

 В Актах осмотров церковных ценностей и сведений об изъятии за 1922-1923 годы, хранящихся в документах Отдела управления Вяземского уездного исполнительного комитета, сохранился документ по храму Петра и Павла. (17)

 Храм Петра и Павла есть и в списке религиозных обществ, представивших в октябре 1924 года документы для регистрации в Вяземское управление Уездно-городской милиции, во исполнение приказа Смоленского губернского административного отдела. В уездные отделы приходы сдавали: заявление о регистрации; устав; списки: членов общины, приходского совета и служителей культа (так в документе). В 1925 году в храме служил священник Симеон Яковлевич Горанский. Он указан в «Списке служителей культа и приходских советов религиозных общин г. Вязьмы Смоленской губ.», составленном в Вяземском управлении милиции. Впоследствии все эти документы использованы властями при закрытии приходов и аресте священно-церковно-служителей. (18)

 Петропавловский храм значится под № 458 в списках «О количестве церквей и монастырей по Смоленской губернии» и в «Списке религиозных обществ, находящихся в городе Вязьме, подавших заявления о зарегистрировании их в Отделе Управления Смолгубисполкома» (заявление подано от общины Петропавловской церкви 25.07.1923 г.), представленных в Смоленск в 1925 году. (19)

 3 апреля 1929 года принято решение президиума Вяземского горисполкома об изъятии у общин верующих храмов Петропавловского, Богородицкого, бывшего Мужского монастыря и Никитского, т.к. «общины состоят из незначительного количества верующих, главным образом, лишенных избирательных прав. …Петропавловская ц. – осталось 46 чел.». 19 августа того же года принято решение о ликвидации приходов Предтеченского и Петропавловского храмов. «Организовать комиссию по ликвидации и изъятию церковного имущества, …комиссии немедленно приступить к работе. …Помещение Петропавловской церкви передать Военведу под клуб Красной Армии. …Обязать Военвед немедленно приступить к переоборудованию помещения, не позднее 1 октября сего года. …Отчисления в размере 50 % в местный бюджет от реализации имущества передать на переоборудование …Петропавловской ц. – Военведу». (20)

 В марте 1950 года инспектор по охране памятников архитектуры М. Чулановская в «Справке о работе управления главного архитектора г. Вязьмы» отмечала «неудовлетворительное состояние и эксплуатацию памятников архитектуры города Вознесенской надвратной, Ямской и Георгиевской церквей …организациями Заготзерна и Горторготдела». (21)

 Храм Петра и Павла указан в справочнике «Список памятников истории и культуры Смоленской области», составленном в 1974 году на основании решения Исполкома Областного Совета депутатов трудящихся «О мерах по дальнейшему улучшению охраны, содержания и реставрации памятников истории и культуры», в разделе  «Памятники архитектуры» читаем: «Вяземский район. Церковь Петра и Павла. 1805 г. ул. III Интернационала. (22)

 В конце семидесятых - начале восьмидесятых годов XX века в храме проведены частичные восстановительные работы, однако из-за отсутствия финансирования их не удалось завершить, и он долгое время стоял в запустении.

 Постановлением № 151 от 24 февраля 1992 года Главы Администрации Вяземского района Смоленской области В.Е. Рудницкого определено: «Передать православной общине Свято-Троицкого собора г. Вязьмы Спасо-Преображенскую церковь, Свято-Введенскую церковь, ц. Петра и Павла и Екатерининскую. С марта 1992 г.».

 12 июля 2017 года в преосвященный Сергий, епископ Вяземский и Гагаринский совершил в Петро-Павловском храме первый молебен после его закрытия.

 30 сентября того же года владыка Сергий, в сослужении духовенства епархии, совершил в храме первую Божественную литургию.

 12 июля 2019 года престольный праздник прихода ознаменовался служением трех архипастырей: высокопреосвященного Исидора, митрополита Смоленского и Дорогобужского и преосвященных Сергия, епископа Вяземского и Гагаринского, Мелетия, епископа Рославльского и Десногорского.

 Ежегодно владыка Сергий посещает храм в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, чтобы за Божественной литургией разделить радость праздника с вязьмичами и паломниками.

 

Примечания:

 

  1. Вяземския писцовыя книги Князя Ивана Федоровича Волконскаго. 1627 года. Смоленск, 1882. С. 13-14. // Смоленские Епархиальные Ведомости (СЕВ). № 18, 1882. С. 659.
  2. СЕВ. № 15, 1899. С. 836. / Сперанский И. Деятели Смоленского края на пользу Церкви, общественной благотворительности, науки и народного образования.
  3. ГАСО. Ф. 48. Оп. 2. Св. 75. Д. 863. Л. 54 об./ Смоленская духовная консистория. Клировые ведомости церквей г. Вязьмы и Вяземского уезда за 1857 г. // В конце XIX - начале XX века в Вязьме служил священник, протоиерей (с 1901 г.) Тредиаковский Михаил Иванович – законоучитель, кандидат богословия Московской Духовной Академии, с 1898 г. в Вяземской императора Александра III гимназии Смоленского земства; с 1906 г. – член общества святого Авраамия Смоленского чудотворца и уездного отделения Смоленского епархиального училищного совета. // Справочная книжка Смоленской губернии на 1880 г. Сост. секретарем Смоленского губернского статистического комитета. Смоленск,1880.
  4. Клетнова Е.Н. Отзвуки Отечественной войны в преданиях и сказаниях Вяземскаго уезда. Вып. 1. Смоленск, 1911. С. 44.// Село Успенское (Собакино тож). В 1896 г. в селе стояли два храма. Один деревянный, построенный в 1744 г. во имя Успения Богоматери. Второй каменный, возведенный в 1814 г. на средства подполковника Александра Никитича Лопатина. Престолов он имел четыре: главный - во имя святого благоверного князя Александра Невского и святителя Николая чудотворца, в приделах – во имя святой великомученицы Варвары и святителя Алексия, митрополита Московского. / СЕВ. Приложение. / Адрес-календарь Смоленской епархии, с историческими и церковно-практическими указаниями. Смоленск, 1897. С. 169-170.
  5. ЦГВИА. Ф. ВУА. Ед. хр. 19040. Ч. II. Л. 2. / Экономические примечания Смоленской губ. Вяземского у. (нач. XIX в.)
  6. Клетнова Е.Н. Отзвуки Отечественной войны. С. 45.
  7. СЕВ. № 16, 1866. С. 138.
  8. Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. Репринтное изд. Смоленск, 2013. С. 224.
  9. Исторический очерк города Вязьмы, с древнейших времен до XVII в. (включительно). Сост. И.П. Виноградов. М., 1890. С. 51.
  10. СЕВ. № 7, 1896. С. 274.
  11. Адрес-календарь Смоленской епархии. С. 158. // В 1937 г. в Вязьме репрессирован Владимир Васильевич Велихов, священнослужитель. Родился в 1899 г. в г. Вязьме. Русский. Проживал в г. Вязьме. Введенская церковь. Арестован 29.10.1937 г. Вяземским районным отделом милиции. Содержался в тюрьме г. Вязьмы. Осужден 20.11.1937 г. тройкой УНКВД Смоленской области. Статьи обвинения: 58-10, 11. Мера наказания – расстрел. Приговор приведен в исполнение 02.12.1937 г. Реабилитирован 28.09.1957 г. Смоленским областным судом. Архивно-следственное дело № 9478-с. / Книга памяти жертв политических репрессий. Смоленский мартиролог. Т. 1. Кн. 1. А-К. Смоленск, 2006. С. 166.
  12. СЕВ. № 3, 1904. С. 135. / Там же. № 4, 1907. С. 93.
  13. СЕВ. № 23, 1908. С. 393.
  14. Памятная книжка Смоленской губернии на 1914 год. Смоленск, 1913. С. 180.
  15. ГАСО. Ф. 739. Оп. 1. Св. 2. Д. 18. Лл. 3, 6.
  16. ГАСО. Ф. 596. Оп. 2. Св. 4. Д. 56. Л. 15. (1922 г.)
  17. ГАСО. Ф. 596. Оп. 1. Св. 24. Д. 295. Л. 64. (1922-1923 гг.)
  18. ГАСО. Ф. 739. ОП. 1. Св. 3. Д. 22. Об. л. 15.
  19. ГАСО. Ф. 161. Оп. 1. Д. 1479. Л. 208, 236, 277.
  20. ГАСО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 72. Лл. 26, 66.
  21. ГАСО. Ф. 262. Оп. 1. Св. 1. Д. 5. Л. 1. / Вяземский горисполком. Решения. 1950 г.
  22. Список памятников истории и культуры Смоленской области. Смоленск, 1974. С. 139.

 

Приложение:

 

ГАСО. Ф. 48. Оп. 2. Св. 75. Д. 863. Л. 54 об./ Смоленская духовная консистория. Клировые ведомости церквей г. Вязьмы и Вяземского уезда за 1857 г.

«(Л. 54) Ведомость города Вязьмы Петропавловской церкви о состоянии ея и при ней о числе причта, приходских дворов и в них жителей за 1857 год.

  1. (Л. 54об.) Построена 1805-го года тщанием помещика Артиллерии Маиора Ивана Ивановича Г. Барышникова.
  2. Зданием каменная крепка, колокольня каменная крепка, но когда и кем построена неизвестно.
  3. Престолов в ней три. В настоящей холодной во имя Петра и Павла, в приделах теплых, в одном Св. Мученицы Софии и трех дщерей ея, - а в другом Всех Святых.
  4. Утварью достаточна.
  5. Причта положено по штату 1796-го года Священник, Диакон, дьячек и пономарь.
  6.  Земли при сей церкви усадебной более десятины, плана на сию землю и межевой книги нет.
  7. Домы у Священно-церковно-служителей собственные, деревянные, у Священника, Диакона и бывшего дьячка Полченинова построены на церковной земле, со изключением, что у Священника под строением есть купленная земля, в ширину по улице два саженя, а длину девять саженей и 2 аршина, а дьячка Белявскаго на купленной земле.
  8. На содержание Священно-церковно-служителей жалованья неоткуда не получается, пропитываются доходами от прихода, а имеются банковые билеты Московской (Л. 55) Сохранной казны в восемьсот семьдесят один рубль и 42 копейки серебром выданные: первый 1838-го года Октября 7-го дня на поминовение рода Вяземскаго купца Диомида Горбачева, вторый 1852-го года на поминовение рода Вяземскаго купца Тарасия Крупеникова и третий 1852-го года Ноября 5-го дня на поминовение рода Вяземскаго купца Артемия Сырельщикова с коих получается ежегодно по четыре рубля со ста, содержание их посредственно.
  9. Зданий принадлежащих сей церкви нет, кроме двух караулен каменных на 6-ть человек находящихся по обеим сторонам колокольни, в одной живет церковный сторож, а в другой две престарелыя и бедныя женщины.
  10. Разстоянием сия церковь от Консистории в 164-х верстах, от Духовнаго Правления и местнаго Благочиннаго около двух верст.
  11. Ближайшие к сей церкви: Благовещенская, около ¼ версты, Входоиерусалимская, в полверсты.
  12. Приписной к сей церкви нет.
  13. Домовой церкви в сем приходе нет.
  14. Опись церковному имуществу есть, зделана 1854-го года скреплена Присутствующим священником Александром Макаревским, утверждена печатью Духовнаго Правления.
  15. Приходо-расходныя книги о суммах свечной и церковной зашнурованы печатью Духовнаго Правления, даны 1822-го года, ведутся исправно и хранятся в целости.
  16. Копии с Метричных книг с 1780-го года хранятся в целости.
  17. Исповедныя росписи с 1813-го года хранятся в целости.
  18. В обыскной книге выданной за шнуром и печатью Духовнаго Правления 1821-го года и скрепленной Присутствующим Протоиереем, Стефаном Горанским, писанных листов 61. Неписанных 21.

(Об. Л. 55) О причте означенной церкви. Священник Григорий Иаковлев Тредиаковский (38 лет). Диаконский сын, по окончании курса в Смоленской семинарии был уволен с аттестатом 1-го разряда. На основании устава Комиссии Духовных училищ и с утверждения Преосвященнейшаго Тимофея Епископа Смоленскаго и Дорогобужскаго и Кавалера Семинарским правлением произведен на степень студента, 1841-го года Октября 1-го дня Преосвященным Тимофеем посвящен к настоящей церкви во Священника, грамоту имеет; а Ноября 3 дня этаго ж года определен в Вяземское городовое приходское училище Законоучителем; указом Смоленской Духовной Консистории с утверждения Его Преосвященства на 1845-й, 1846-й, 1847-й и 1848-й годы определен преподавать катехизаторския поучения в Вяземском Троицком соборе; в 1847-м году был членом временнаго ревизионнаго училищнаго, по отчетам за 1846-й год Вяземских (Об. Л. 56) Духовных училищ комитета, за поверку коих, и свовременнаго доставления оных, указом Духовной Консистории, 14-го июля объявлено благословение Его Преосвященства, со внесением онаго в послужной список, онаго ж года на основании Высочайше утвержденнаго в 30-й день Октября 1847-го года положением Комитета Г.Г. Министров награжден 73-мя рублями серебра; в 1848-м году Марта 26-го дня награжден от епархиальнаго начальства за ревностное прохождение Священнической и законоучительской должностей набедренником; в 1855-м году вследствие представления за № 1209-м объявлена ему искренняя благодарность от Его Высокопревосходительства, попечителя Московскаго Округа за оказанное усердие к службе. В семействе у него: жена – Александра Петрова, 33 г.; Сын Леонид обучается в Вяземском Духовном уездном училище в Среднем отделении на собственном содержании, 12 л.».

 

Иеромонах Даниил (Сычев)

Читайте так же в
Вяземская епархия в ВконтактеВяземская епархия в Telegram

Другие новости