Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в среду 5-й седмицы Великого поста, на Литургии Преждеосвященных Даров в Иоанно-Предтеченском женском монастыре города Вязьмы
2 апреля 2025 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Всечестные матушки игумении, дорогие отцы, братья и сестры, дорогие прихожане! Сегодняшним вечерним богослужением мы вступили в следующий день. Такова особенность Литургии Преждеосвященных Даров, которая всегда начинается с вечерни следующего дня.
Завтра – память преподобного Серафима Вырицкого, прославленного российского великого угодника Божия, который родился в Ярославской губернии в 1866 году, а почил в Вырице, недалеко от Ленинграда, в 1949 году. Среди здесь присутствующих даже есть те, кто при жизни застал этого великого угодника Божия, и всем известны его старчество в годы войны и его святая жизнь в предшествующие годы.
Обратите внимание, что, по слову Спасителя, он исполнил и дело Марфы, и дело Марии. О чем идет речь? Он был очень искренним и честным купцом второй гильдии в Санкт-Петербурге и достиг значительных успехов. Благодаря чему он добился таких успехов в этой своей работе? Благодаря доброму, доверительному отношению к людям. Если он давал слово, то исполнял его, и все ему верили, как человеку и как купцу. Поэтому и обороты его, как мы называем, бизнеса – пушнины, которая шла за рубеж, – были невероятны.
Наряду с этим успехом бизнеса, ведя семейный образ жизни со своей благочестивой супругой, он не переставал быть послушником старца Варнавы.
Нам с вами, людям, живущим в миру, очень не хватает духовничества. Мы все страдаем от того, что не имеем духовников. А почему так бывает в нашей жизни, дорогие братья и сестры? Да потому что мы сами этого не желаем. Если мы искренне, сердечно, молитвенно желаем, чтобы у нас с вами был духовник, он обязательно Господом будет направлен. А если мы стараемся лукаво уклоняться от главного делания, к которому нас призывает Господь? Этим главным деланием является послушание. Святые апостолы слушались Господа. Сам Господь Своего Небесного Отца всецело слушал.
И святые угодники Божии, в том числе, преподобный Серафим Вырицкий, память которого мы сегодня вечером отмечаем, показал нам пример послушания Богу и своему старцу Варнаве. Поскольку он имел навык послушания, то очень скоро Богом был возведен на высокую свечницу духовнической деятельности. Поступив в 1920 году в Александро-Невскую Лавру (а его супруга пошла в Воскресенский Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга), он в 1921 году уже был рукоположен в иеромонаха.
Обратите внимание, в это время наместником Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры был архимандрит Николай (Ярушевич), прославленный в советское время иерарх Русской Православной Церкви, мученически пострадавший и своими честными останками почивающий в Троице-Сергиевой Лавре под Смоленским храмом. Поэтому всякий из нас, кто посещает Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, может попросить братьев святой Лавры открыть эту крипту под храмом Смоленской иконы Божией Матери и поклониться надгробию этого великого угодника Божия.
Преподобный Серафим, будучи пострижен в монашество, через 5 лет после начала пастырской деятельности в Александро-Невской Лавре был назначен Священноначалием духовником Лавры. Но невозможно новоначального, как и каждого из нас, здесь присутствующего, через 5 лет его монашества тут же назначить духовником главной Лавры страны. Опыт духовничества, опыт послушания преподобному Серафиму внушил Сам Господь. И, как мы с вами знаем, в силу обстоятельств – гонений на Святую Церковь – в предвоенное время он переселился вместе со своей супругой, которая была к тому времени монахиней, в Вырицу. Монашествующих все гнали, монастыри были закрыты, монахам деваться было некуда, поэтому эта благочестивая монашеская чета, ведущая ангельский образ жизни, переселилась в Вырицу. Мы, смоляне, когда на машинах едем в Санкт-Петербург, проезжаем мимо поворота направо, на Вырицу. И каждый из нас имеет возможность посещать это святое место.
Преподобный Варнава, духовный наставник преподобного Серафима, прославился великими делами, в том числе предсказаниями, которые ему внушал Сам Господь. Кстати, он предсказал нашим Предстоятелям Церкви их великое первосвятительское служение в свое время. Он очень много говорил о будущем России и о предстоящей Великой Отечественной войне, о гонениях на Церковь после завершения Великой Отечественной войны, имея ввиду хрущевское время, и о духовном возрождении. Но также он предупреждал об очень серьезных вещах, говоря о том, что храмы будут восстановлены, но гонения не прекратятся, и благочестивая жизнь, к сожалению, будет угасать. Это для нас с вами является свидетельством того, что мы с вами, живущие уже не в начале XXI века, а ближе к середине, достигли таких в кавычках «духовных», результатов, что храмы открыты, а молиться в них некому.
Почему так происходит, дорогие братья и сестры? Да потому, что мы ведем с вами нецерковный образ жизни. А что такое не церковный? Это значит «не духовный», потому что это синонимы: «духовный» - «церковный» образ жизни. Посмотрите, много ли людей старшего поколения, живущих во граде Вязьме, присутствует на богослужениях в наших храмах? Много ли бабушек и матерей молятся за сыновей, братьев и сыновей, за своих мужей, которые сейчас на СВО защищают наше Отечество? Сотни наших бойцов-вязьмичей сегодня там, на передовой. А много ли женщин, мужья и сыновья которых на фронте, сейчас молятся в храмах, чтобы их мужья выжили, чтобы сыновья благополучно вернулись? Нет. В их сознании, к сожалению, не умещается необходимость просить Бога о том, чтобы всё благополучно совершилось во славу Божию.
Это трагедия наших дней. При видимом благополучии, при видимом содействии со стороны нашего Главы Государства, законодательства и вообще светских властей всех уровней народ остается неблагочестивым. Это трагедия для нас. Вот об этой трагедии говорил преподобный Серафим Вырицкий, чудотворец всероссийский, память которого мы отмечаем. Но также преподобный Серафим наставлял и то малое стадо, которое и в то время оставалось, и сейчас является таковым – малым. Он говорил, что всякому человеку всегда нужно духовное трезвение. Необходимо не просто формальное выполнение утренних и вечерних правил и частое хождение на богослужения, что может быть абсолютно неспасительным, если всё это совершается формально. Необходимо внутреннее, сердечное, молитвенное делание, коим является Иисусова молитва.
Поэтому, дорогие сестры во Христе, наша с вами задача стремиться к тому, чтобы наше благочестие выражалось в искреннем, сердечном отношении к Богу в нашей непрестанной молитве, в нашем духовном, круглосуточном трезвении к Богу. Вот, в чем должна быть суть наших трудов, а все остальное должно быть вспомогательным.
Дорогие мои, преподобный Серафим еще говорил о том, что молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми…», нужно читать не только в период Великого Поста, дорогие мои, а в течение всего года, поскольку, как он говорит, в этой молитве отражена вся суть Евангелия. А суть Евангелия, дорогие братья и сестры, в покаянии. В нашем искреннем, сердечном покаянии перед Богом. А покаяние есть не что иное, как делание, как духовное исправление, как отвержение греха, как любовь к добродетели. Вот, что требуется от нас.
Будем же искренне молиться, дорогие братья и сестры, этому великому русскому угоднику Божию, жившему в советское время и спасшемуся. Мы спрашиваем о том, как во время гонений можно спастись? Преподобный Серафим Вырицкий нам засвидетельствовал, как можно спастись в любое время. Не время, не обстоятельства и не количество храмов спасюет нас, а наша с вами добродетельная жизнь, наше искреннее, сердечное покаяние перед Богом. Вот, что возводит нас к Богу.
Будем искренне возносить наши молитвы преподобному Серафиму Вырицкому, обращаться к нему и к нашим вяземским чудотворцам, нашим вяземским священномученикам и всем угодникам Божиим, прославившимся здесь своим трудом, своей искренней любовью к Богу, к ближним и к Отечеству. Многие говорят: «А что значит любить Отечество?». Молись. И больших трудов, и большой пользы, чем молитва, нет ничего на белом свете. Призываю к молитве нас всех, людей старшего поколения, особенно тех, кто как будто бы представляет, что ему нечего делать, потому что он не имеет возможности часто ходить в храм, так как находится в домашних условиях, в наших хрущевках, в которых нужно еще уметь спуститься человеку старому, неспособному к тому, чтобы ходить. Так вот, в сидячем или в лежачем положении нужно молиться. Наша блаженная старица Макария этому очень хороший пример. Лежишь, стоишь или сидишь – молись. Что бы ни происходило, никто и ничто не способно тебя разлучить с любовью к Богу.
Наша с вами общая задача, в первую очередь, задача монашествующих, состоит в том, чтобы возносить наши покаянные молитвы перед Богом. Мы с вами часто слышим от Святейшего Патриарха Кирилла призыв к тому, чтобы монахи не ослабевали в своей искренней молитве за весь мир, не только за себя. Поэтому, молясь покаянно за свою предшествующую жизнь и прося у Бога прощения, будем молиться о ближних наших, будем молиться за приход наш, в данном случае – приход нашей святой Иоанно-Предтеченской обители. Будем всегда искренне в молитвах о здравии поминать нашу всечестную игумению Лаврентию и всечестную игумению Ангелину. Пусть наши синодики будут толстыми тетрадями, в которых множество имен, в том числе, и воинов. Много ли мы с вами в эти дни имеем синодиков о воинах, живых и усопших? Не так много. А это очень серьезный показатель духовного расслабления, нашей слепоты.
Поэтому, написав наши большие синодики о здравии и упокоении, будем искренне молиться ежедневно друг за друга, прося Бога о том, чтобы Господь простил нам согрешения наши, и всем нам вместе, не по отдельности, а только бы всем вместе, даровал Царствие Небесное.
Аминь.