25

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, день памяти Иверской иконы Божией Матери

Свято-Троицкий кафедральный собор,
г. Вязьма, 26 октября 2025 г.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Во всякий богородичный праздник Святая Церковь предлагает нашему слышанию апостольское чтение, Послание апостола Павла к Филиппийской Церкви. Текст, который мы только что слышали, начинался со слов: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2, 5). Какие же это чувствования? И далее святой Павел разъясняет, говоря о том, что Господь, Который принял образ самого простого человека, проявил послушание Небесному Отцу, даже до смерти. И Бог Его превознёс и поставил выше всех колен Израиля, выше всех сотворённых существ, и в Нём, во Христе Иисусе, прославляется Сам Бог.

Сегодня, размышляя над образом Божией Матери, мы можем ясно ответить на этот вопрос. Именно в Ней были те же чувствования, что и в Её Божественном Сыне, Господе нашем Иисусе Христе. Потому что и Она, будучи простым человеком, проявила послушание, причём такое послушание, которое было сопряжено с крестными муками Её Сына – Ей Cамой, по слову Писания, прошло оружие через сердце. Так что мы можем говорить и о том, что Её страдания были сопоставимы с тем, что испытывал Её Божественный Сын. Всякое материнское горе бывает очень сильным, несопоставимо сильным. И для нас это является примером того, как не только Сам Господь, Богочеловек Христос, но Его Божественная Мать пронесла этот крест материнства Божественного, крест послушницы Божией. Это нас убеждает в том, что и мы призваны идти этим путём: именно в послушании Богу возможно наше сопряжение с чувствованием Господа нашего Иисуса Христа. И мы никогда не сможем понять Божественные смыслы, мы никогда не сможем разобраться в Личности Богочеловека Христа, если в нас не будет присутствовать сердечное смирение, если не будет послушания перед Богом. А что такое послушание перед Богом? Это сокрушение себя в ноги Спасителя, это постоянное призывание Его имени в том, чтобы Он помог мне, недостойному человеку, чтобы Он указал мне, слепому и больному духовно путь, по которому мне нужно пройти, это такая беззаветная любовь ко Христу, которая боится оскорбить Божественную любовь лично ко мне.

Вот как мы должны в нашей вере относиться ко Господу – боясь оскорбить Его любовь по отношению к нам. И не просто какими-то деяниями, а даже самими мыслями и чувствами, ведь Господь видит и наши мысли, и чувства наши, и те прилоги, которые диавол направляет нашему человеческому естеству, чтобы соблазнить нас. Те, кто из вас читал Добротолюбие, знают, что такое прилог: это тогда, когда вражья стрела только касается человеческого сердца, ещё не проникает в него. Древние святые отцы так и говорили, что если ты победил грех на этапе прилога, когда ты ещё в помысле победил страсть или грех, то тогда ты победил этот грех.

Поэтому наша задача всегда бодрствовать, наша задача состоит в том, чтобы отслеживать эти диавольские изощрения, которые он направляет нашему сердцу, чтобы соблазнить нас, сбить с пути нашего спасения. А как это бывает? В самых простых, незатейливых мыслях. Особенно я обращаюсь к молодёжи. Например, утром в воскресенье, когда ты просыпаешься, может посетить очень злой диавольский умысел: а зачем мне сегодня приходить в храм Божий? Рано вставать, да на улице ещё непогода, вот и вообще не хочется. А вдруг у меня что-то болит? Надо найти в себе какой-то повод, чтобы не ходить в храм. Это и к старшему поколению относится, которое, безусловно, не может быть здоровым. Но поверьте тем людям, которые имеют значительный опыт церковного делания. Я не оговорился, назвав делание церковным, поскольку просто формальное хождение в храм даже многие десятилетия не приносит никакой духовной пользы для человека, а лишь вредит ему. А вот таким образом должно быть посещение храма, чтобы это было духовно делательно, к этому должен стремиться каждый из нас. Это не просто прийти в храм, забежать в него в середине богослужения, поставив свечку, неловко перекрестившись и выбежать из храма. Нет. Это прийти на Всенощное бдение, помолиться на нём, подготовиться к тому, чтобы помянуть своих сродников, подать записочки о здравии, об упокоении, вечером прийти домой, осмысленно, спокойно прочесть вечерние молитвы, может быть, даже правило ко Причащению.

Многие из вас скажут: Владыка, Вы об этом так красиво говорите, потому что находитесь на служении Церкви, Вы это вынуждены делать постоянно, а мы, миряне, трудимся, и наши труды настолько значительны, что и вечерних несколько молитв нам невозможно почитать, а уж приготовиться к тому, чтобы осмысленно молиться и прийти потом на Литургию причаститься, это почти невозможно, слава Богу, если раз в году мне это удаётся. Но это, дорогие братья и сестры, самообман, это и есть приражение, которое внушает нашему уму диавол, находя в нас самих оправдание нашей духовной ленности. Не должно быть духовной ленности, каждый из нас: монашествующих, священнослужителей равным образом должен трудиться вместе с мирянами. Да, семейный труд тяжек, но и та благодать, которую Господь даёт в помощь добросовестно трудящемуся в семье человеку, невыразимо большая. Но сколько утешений от детей, сколько утешений от того добра, которое ты сеешь в семье, когда супруга тебе говорит добрые слова, когда она видит твои труды и утешает тебя сердечно? Ты понимаешь, что не зря создал семью, что всё это очень нужно. Особенно важно, чтобы в семье мужа и жену, их детей наставляли люди старшего поколения. Очень хорошо, когда дети видят, как бабушки и дедушки не ленятся, не просиживают у телевизора, не проводят время в многочасовых сплетнях с соседками. Они открывают Псалтирь, осмысленно, медленно читают слова святой книги Псалтирь, молясь о своих детях, молясь о своих внуках, молясь о тех, кто сейчас находится на фронте и так жаждет, чтобы кто-то за них помолился из родных и близких.

Поэтому у бабушек и дедушек невероятно много обязанностей, и главная из них – молитва Богу, молитва за своих детей, молитва за своих внуков и, конечно же, благочестивый образ жизни самих стариков является самой мощной проповедью для семьи. В старости есть свои грехи, причём грехи тяжкие, которые Бог будет равным образом судить с людьми молодыми, которые совершают по беспамятству и недостаточному опыту житейскому. А с людей старых Господь спросит вдвойне, потому что они прожили жизнь, потому что есть за что молиться, потому что есть за что каяться перед Богом и, конечно же, есть ответственность за воспитание детей. Почему мы все так ратуем за то, чтобы молодёжь ходила в наши храмы? Да потому что мы во многом потеряли веру старшего поколения ещё в шестидесятые, семидесятые, даже восьмидесятые годы. Матушки игумении, здесь присутствующие, могут подтвердить, что Троицкий собор был переполнен молящимися, белыми платочками. Сейчас и бабушки не приучены, чтобы платочки носить, это же благочестивая старинная традиция и мы носители этих традиций, мы желаем, чтобы через поколение людей передавались традиции благочестия. Поэтому во многом за ошибки молодёжи отвечают люди старшего поколения, мы, которые не желаем ни молиться, ни вести соответствующий образ жизни. От кого учиться молодёжи? Не от кого.

Дорогие бабушки и дедушки, на нас с вами чрезвычайная ответственность. И важно, чтобы хоть когда-то наши чувствования совпадали с тем, к чему призывает Господь. А как они будут совпадать, если наши бабушки и дедушки не читают Евангелие, не желают открыть Евангелие, чтобы прочесть хотя бы несколько строк в день? Поэтому и внукам они не говорят о Евангелии, внукам они не рассказывают о православных праздниках. И сейчас, когда священники в Великую субботу освящают приношение предпасхальное, то редко теперь увидишь домашние куличи, потому что старшее поколение теперь ленится трудиться, проще пойти в магазин и купить готовые. Сейчас увидеть у кого-то творожную пасху почти невозможно, обленились, не знают рецепт, не желают делать. Поэтому потеряем, дорогие бабушки и дедушки, традиции. Значит и наша молодёжь эти традиции знать не будет, значит никаких чувствований Христовых у молодёжи не будет. Мы с вами виной этому.

Поэтому будем неленостно молиться Богу в домашних условиях, и те, кто не может ходить, лёжа на кровати должны молиться. Будем назидательны по отношению к нашим дочерям и сыновьям, которые не желают знать Бога. Мы должны призывать посвящать хотя бы 5 минут своего времени в день Богу, встать перед иконами, помолиться, перекреститься, произнести хотя бы самые простые слова: «Господи помилуй». Молодёжь должна видеть наше усердие, не наши таланты, не нашу высокую духовность, которую мы не можем достичь, поскольку не знаем, что такое послушание и никогда не испытывали его на себе. А почему мы не испытывали? Некоторые и монастырь, находящийся в нашем городе, ни разу не посетили. Мы ни разу, придя в воскресный день на богослужение, не испросили благословения матушки игумении какое-нибудь послушание в монастыре понести, хотя бы непродолжительное. И если человек испросил бы благословение послушания, какую бы духовную, невероятную радость на сердце он бы получил, выполняя это короткое несколькочасовое послушание, сколько благодати он призвал бы в своё сердце. Если человек пришёл ещё и с детьми, и дети бы видели, что этот воскресный день, который мне необходимо посвятить Богу, я провожу здесь, в святой обители. Не где-то лёжа у телевизора, не где-то в непонятном месте, а здесь, в святом месте, прося Бога благословить труды. Вот о чём мы с вами должны думать, вот к каким чувствованиям во Христе мы должны стремиться.

И, конечно же, образцом этих чувствований во Христе является Божия Матерь, Которую мы сегодня почитаем, Её Иверский чудотворный образ, находящийся здесь, в нашем Троицком соборе. Мы просим Её, чтобы Она, Царица Небесная, как и в те далёкие времена избавляла бы нас от всяких болезней, от всяких неприятностей, помогала бы всем нам, чтобы добиваться единомыслия во Христе. А единомыслие у нас будет тогда, когда будет чувствование во Христе, послушание и смирение перед Богом. И пусть для всех нас Царица Небесная является примером подражания, пусть каждая мать молится Ей, Божией Матери о том, чтобы Она укрепила сердца и души сыновей и дочерей, чтобы она помогла в воспитании подрастающего поколения, которое так тянется к светлому, чистому. Которое, к сожалению, заражено информационными технологиями, этим давлением, которое стремится изнутри гаджета поразить сознание молодого человека, пленить его. В чём задача современных технологий? Пленить человека. Для чего? А для того, чтобы лучше подчинялись, кому и зачем не буду говорить. Как же хорошо, когда через гаджет одним кликом подчиняется весь народ.

Поэтому мы должны с вами очень ответственно относиться к воспитанию молодёжи, мы должны не лениться и спрашивать, какие интересы у моего сына и у моей дочери, чем живёт, какая система ценностей, к чему стремится, о чем думает? Мы должны посвящать значительное время нашим детям, чтобы знать их образ мысли, чтобы стремиться сопоставить этот образ мысли с тем, к чему призывает Господь. Если мы будем трудиться над этим, то тогда и молодёжь наша будет показывать духовные плоды, являть эти плоды через творчество, творчество математиков, физиков, через творчество людей, относящихся к культуре, через духовное творчество.

Поэтому для каждого из нас есть задание от Бога, и пусть Божия Матерь в этом нам поможет. Пусть, чудотворный список Иверской иконы Божией Матери, которой принесён в середине XVIII века к нам сюда, в Вязьму, всегда для нас является той иконой, преклоняя колено перед которой мы с вами будем просить полезное для нашего спасения. О чём мы с вами молимся? Да о чём угодно, но только не о полезном, а полезное это то, что помогает нашему спасению во Христе. Помогают ли нам болезни? Помогают. Помогают ли нам скорби? Ещё как способны они помочь, если мы через эти болезни и скорби обращаемся к Богу, если мы получаем чудесную от Бога помощь. Так что не будем бегать от скорбей, будем бегать от греха и тогда в нашей жизни всё исправится, всё станет по-Божиему, всё будет соответствовать чувствованиям во Христе Иисусе.

Аминь.

Читайте так же в
Вяземская епархия в ВконтактеВяземская епархия в Telegram

Другие новости