с.Тёмкино, 18 июня 2025 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, каким же образом люди становятся святыми? Когда мы можем человека назвать праведным? Сегодняшнее апостольское чтение к Римлянам (см. Рим. 4, 13-25) на примере личности праведного Авраама разъясняет нам явление под названием «святость». Святой апостол Павел возвещает нам, что Авраам не случайно стал отцом для всех народов, поскольку не Законом была измерена эта участь Авраама, поскольку Закон там, где грех (см. Рим. 4, 15). По другим параметрам оценивался Богом Авраам, поскольку он веровал, и вера его была праведной (см. Рим. 4,3).
Мы с вами, слыша эти слова апостола Павла, задаём себе вопрос: а что, разве вера бывает неправедной? Бывают ли люди, называющие себя верующими людьми, неправедны? Святой апостол Павел, далее разъясняя те заслуги, которые Авраам имел перед Богом, свидетельствует, что вера Авраама была крепкой, и он воздавал хвалу Богу и был уверен, что исполнит Богом предназначенное (см. Рим. 4, 20-21). Вот в чём суть действия в нас веры: когда мы твёрдо уповаем на милосердие Божие, когда мы благодарим Бога за всё, что есть в нашей жизни, когда мы бываем уверены благодатью Божией в том, что мы способны исполнить, если это находится в воле Божией.
А что же бывает в нашей жизни? Разве мы не испытываем внутреннего конфликта? Разве всё время верующий человек не задаёт себе вопрос: а какою силою во мне бывает эта вера? Действительно ли я человек верующий, или, может быть, я просто следую тем или иным традициям, обычаям? Может быть, я из страха перед окружающими людьми, перед своими благочестивыми родителями являю свою церковность?
Но всегда ли наша с вами церковность, то есть хождение в храм Божий, знание богослужения, церковных правил, обрядов, и традиций – всегда ли эта церковность является свидетельством нашей веры в Бога? Не всегда. Потому что, как говорит об этом святой апостол и евангелист Иоанн Богослов в своём послании: «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Поэтому когда мы в нашей жизни проявляем личное зло по отношению к окружающим людям, это является свидетельством, как минимум, нашего маловерия, указанием на то, что не всё так благополучно в духовной жизни нашей, что требуются силы, которые способны нас обратить к покаянию, а значит – к исправлению и к возможности никогда не осуждать ближнего своего. Это очень серьёзная проблема для каждого из нас, будь то священнослужитель, монашествующий или мирянин. Поэтому, дорогие братья и сестры, для каждого человека важно всё время поверять то, что он делает, с тем, является ли это подлинной верой в Бога.
Преподобный Авраам и все последующие ветхозаветные праведники, вплоть до сего дня, нам указывают на то, что есть, собственно, праведная жизнь. А праведная жизнь – это всегдашнее упование на Бога, как мы об этом с вами сейчас говорим, это полностью возложение всего того, что есть в нашей жизни, на Промысл Божий. Что бы ни происходило – и доброго, и того, что мы называем испытанием, или даже злой волей иных людей – всё это мы должны возложить на Промысл Божий, зная, что Господь подаст нам Свою всесильную помощь, когда это требуется нам, что Господь испытывает нашу духовную жизнь. И если мы достойно проходим то или иное испытание, благодаря Бога за любые невзгоды, благословляя ненавидящих и обидящих нас (см. Лк. 6, 27–28), молясь за всех тех, кто делает нам зло – тогда, когда мы достойно проходим такое испытание, тогда Господь укрепляет нашу веру, тогда она бывает крепкой, нерушимой, тем твёрдым камнем, о который разбиваются волны житейских страстей и наши с вами греховные склонности.
Поэтому, дорогие братья и сестры, для нас с вами очень важно, чтобы наша духовная жизнь была преисполнена главным смыслом. Это горячая, искренняя вера в Бога, до самоотвержения от всего мирского, от всего того, что является лишь видимыми образами, но не настоящими, что отвлекает нас от всегдашнего вопрошания к Богу, от всегдашнего к Нему молитвенного обращения, что настраивает нас против того, чтобы мы совершали добрые дела и благословляли ненавидящих и обидящих нас.
Будем взирать прежде всего на Начальника веры нашей – Господа нашего Иисуса Христа, Который исполнил волю Своего Небесного Отца. И как мы слышали сегодня в Евангелии от Матфея грозные слова Спасителя: "Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного" (Мф. 7, 21). Какое всецелое послушание Своему Небесному Отцу мы слышим от Бога Сына, равного по чести и равнодостойного Своему Небесному Отцу, но в силу Своей сыновней любви всегда отдающего первенство любви Своему Отцу!
Разве в жизни, в семьях наших не так должно быть? Разве мы не достойны того, чтобы по-настоящему любить наших отцов, чтобы во всём отдавать им первенство, чтобы являть свою сыновнюю, дочернюю любовь к тем, кто стал причиной нашего рождения, кто во многом определил нашу судьбу, кто дал нам всё, что сам всегда любил, и что теперь принадлежит нам?
Поэтому так важно, дорогие братья и сестры, чтобы мы укрепляли не только нашу с вами личную духовную жизнь, но и чтобы семьи наши были крепкими, чтобы всегда мы являли пример послушания своим родителям, чтобы всегда являли собою пример послушания своим духовным наставникам, пастырям Божиим, чтобы никогда не искали недостатков друг в друге, а всегда бы во всём уповали на Бога и непрестанно молились друг за друга.
Вот в чём наше с вами призвание. Этим призванием широко пользовался праведный Авраам, которому Бог вменил это в праведность (см. Рим. 4, 22). Будем стремиться к тому, чтобы все силы нашей жизни направлять на искреннее перед Богом покаяние, на наше исправление, на нашу деятельную любовь по отношению к ближним.
Пусть наша с вами жизнь всегда поверяется главными евангельскими заповедями – любви к Богу и к ближним. Сегодняшнее апостольское чтение завершается словами святого апостола Павла о том, что не только Аврааму вменилось это в праведность, но Господь и нам готов вменить это в праведность, если мы будем способны Бога любить со всею, Богом данной, силою человеческой, когда мы всё делаем для того, чтобы было Божие, а не наше. Если так будет, то Господь и нашу жизнь вменит в праведность, и нам подаст те благодатные дары, которые будут возвещать всему окружающему миру то самое главное призвание, которое Господь адресовал каждому из нас:
«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).
Аминь. С праздником!