486
Одной из наиболее почитаемых святынь города Вязьмы всегда являлось место блаженных подвигов преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского чудотворца. По преданию он родился в начале 11 века в семье благочестивых вязьмичей.

Одной из наиболее почитаемых святынь города Вязьмы всегда являлось место блаженных подвигов преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского чудотворца. По преданию он родился в начале 11 века в семье благочестивых вязьмичей.

Преподобный Аркадий избрал подвиг юродства, которым прикрывал свои молитвенные и постнические труды. Особенным местом для его молитвы была небольшая поляна с большим камнем, расположенная к востоку от соборного храма. На этом месте в честь преподобного Аркадия и был основан позже женский монастырь. Из Вязьмы преподобный Аркадий ушел в город Торжок к преподобному Ефрему, Новоторжскому чудотворцу, где и скончался в Борисоглебском монастыре. Его память празднуется Православной Церковью дважды – 27/14 (ст.ст.) августа и 26/13 декабря.

После закрытия в конце 1779 года Вяземского Ильинского девичьего монастыря, девятнадцать его насельниц, не пожелавших уйти в мир, поселились при церкви Всемилостивого Спаса Нижнего монастыря. В то время Спасский храм в качестве приписного состоял в ведении духовенства Троицкого собора, которое и служило в нем.

В июне 1780 года во время пребывания в Вязьме генерал-губернатора Смоленского и Псковского наместничеств, князя Николая Васильевича Репнина, сестры испросили у него разрешение устроить при храме Всемилостивейшего Спаса богадельню. Положительный ответ позволил сестрам нанять мастеров, и уже к 1783 году они закончили строительство каменного двухэтажного здания, которое сохранилось с юго-запада от церкви по улице Ленина (б. Московской). Спасский храм, богадельня, хозяйственные постройки и огороды в конце 18 века были обнесены каменной оградой со Святыми вратами и небольшими угловыми башенками.
Помимо постоянной молитвы и ежедневного участия в Богослужениях насельницы общины шили монашескую и священническую одежду, облачения, пекли просфоры, а также отливали свечи для всех городских церквей. Руководила сестрами, избранная из их среды монахиня Севастиана (Радванская), происходившая из дворян. В мае 1788 года по ее ходатайству от Смоленского наместнического правления Вяземской Аркадиевской общине выдан «отверстый указ для свободного всем старицам в сей богадельне жительства».

В статусе богадельни Аркадиевская община просуществовала пятьдесят два года. В первое десятилетие ХIХ века число сестер от двадцати семи сократилось до одиннадцати. Во время нашествия французов в 1812 году Спасская церковь и богадельня были разорены, все деревянные постройки сожжены.

В 1813 году старица общины Наталия Кирилловна Павлова с благословения протоиерея Троицкого собора Горанского направила несколько сестер в различные губернии России для сбора средств на ее восстановление. За 1814 год на пожертвованные деньги храм Спаса был воссоздан, освящен, в нем возобновилось богослужение. Восстановлены были и общежительные и хозяйственные постройки. Учитывая усилия по возрождению молитвенной и хозяйственной жизни общины, старица Наталия, жившая в ней с 1797 года, вяземским городничим Нарбутом и соборным протоиереем Горанским, с согласия сестер, была поставлена начальницей общины, которая находилась в то время в распоряжении местного начальства. До 1820 года Наталия Павлова затратила на общину более 15 тысяч рублей, огромную по тем временам сумму. При ней был воссоздан придел преподобного Аркадия, закуплена новая утварь, приобретены богослужебные книги, поставлены иконостасы.

Во время пребывания в Вязьме в мае 1827 года императора Николая I, проводившего смотр расквартированных в городе 2-го пехотного корпуса и 1-й уланской дивизии, настоятельница общины Наталия Павлова обратилась к нему с просьбой обратить Аркадиевскую общину в девичий общежительный монастырь. Тогда же были подготовлены все необходимые документы и опись состояния богадельни для преосвященного Иосифа (Величковского), епископа Смоленского и Дорогобужского, ходатайствовавшего по этому вопросу перед Святейшим Синодом в Санкт-Петербурге. В те годы в общине жили, молились и трудились тридцать четыре сестры. За 1828-1831 годы купцы и жители Вязьмы пожертвовали на открывающуюся обитель 11 тысяч 480 рублей. Особое участие в делах Аркадиевского монастыря принимал городской голова Юдин. Открытию монастыря своими пожертвованиями способствовали вяземские купцы: Сабельниковы, Гайдуковы, Горбачевы, Зуевы, Нероновы, Колесниковы, Карелины и многие другие.

Открытие Аркадиевского общежительного заштатного женского монастыря последовало 1 октября 1832 года, после подписания императором Николаем I постановления Синода. Торжества по этому случаю в городе и уезде были устроены в декабре того же года и продолжались несколько дней. Уже к зиме 1833 года число насельниц обители увеличилось до сорока трех.
В 1833 году старица Наталия Павлова была пострижена в монашество с наречением имени Нимфодора и избрана настоятельницей обители. В монастыре она прожила до 1847 года, всячески поддерживая молитвенный дух среди сестер. Умерла матушка Нимфодора на 109 году жизни, отдав все свои силы Аркадиевской обители. Память об этой святой подвижнице сохранилась в сердцах вязьмичей.

Вместо ушедшей в 1833 году на покой Нимфодоры (Павловой), по ходатайству епископа Смоленского и Дорогобужского Иосифа (Величковского) игуменией Аркадиевского монастыря была назначена казначея Смоленского Вознесенского женского монастыря, монахиня Августа, в миру княгиня Ширинская-Шихматова. Она пожертвовала в обитель все свое состояние и нашла новых благотворителей и попечителей. При игумении Августе была перестроена колокольня и расширен Спасский храм. С севера к нему пристроены два придела, и освящены — на первом этаже в честь Покрова Пресвятой Богородицы и на втором во имя Ахтырской иконы Божией Матери. Кроме того в обители проведены следующие работы: в жилом монастырском корпусе надстроен второй этаж; поставлен каменный двухэтажный дом с трапезной и кухней; устроена житница с погребом; выстроен скотный двор; отремонтирован дом, стоявший рядом с обителью и разрушенный еще в 1812 году; весь монастырь обнесен новой каменной высокой стеной с круглыми башнями, Святыми и двумя хозяйственными вратами.

В 1836 году по указу императора Николая I монастырю передана Спасская башня Вяземской крепости, построенная в первой половине ХVII века и отремонтированная за свой счет городским головой, купцом Исидором Петровичем Нероновым. В нее перенесли монастырские житницу и погреба.

С 1849 по 1852 год, при епископе Смоленском и Дорогобужском Тимофее (Кетлерове), при Аркадиевском монастыре существовало училище на двадцать человек, для девиц духовного звания возрастом от десяти до двенадцати лет. Начальницей его была назначена игумения Августа. Затем оно переведено в Смоленский Вознесенский женский монастырь.
Преемницей настоятельницы Августы с 1857 года стала игумения Аркадия, из дворян Шаховских, управлявшая обителью до 1887 года. В это время насельниц в монастыре вместе с послушницами было около ста человек. Имелось 13 десятин усадебной и сенокосной земли; мельница с сукновальней на реке Яузе в селе Златоустове Гжатского уезда; сенокосная пустынь в 150 десятин при селе Андрианы Юхновского уезда.

При игумении Аркадии при храме Всемилостивого Спаса пристроили приделы с южной стороны — на втором этаже в честь Владимирской иконы Божией Матери, на первом — во имя преподобного Нила Столбенского. Камень за алтарем главного храма, на котором по преданию молился преподобный Аркадий, огражденный вязьмичами еще в ХVI веке, обнесен небольшой часовней в память Всех Святых. Внутри нее перед образом преподобного Ефрема Новоторжского и Аркадия Вяземского, постоянно горела неугасимая лампада. На камне часто выступала вода, имевшая чудесные, целебные свойства. Вязьмичи и паломники, посещавшие обитель брали ее для исцеления от глазных и других болезней.
Игумения Аркадия получила благословение на открытие в обители просфорной и свечной мастерской. При сенокосной пустоши в Юхновском уезде сестры Аркадиевского монастыря устроили образцовое хозяйство. Они распахали часть земли, устроили скотный двор, построили дома для крестьян, поставили на небольшой речке рядом с пустошью водяную мельницу, развели фруктовый сад с пасекой.

Много душевных и физических сил отдала игумения Аркадия организации и руководству школы для девочек, просуществовавшей в обители с 1856 по 1885 год. Позже она была переведена в разряд церковно-приходской школы. Кроме основных предметов, сестры обучали девочек рукоделию и ведению домашнего хозяйства.

При епископе Тимофее (Кетлерове) Аркадиевскому монастырю с 28 июня 1858 года дано благословение — служить каждую субботу акафисты со звоном и каждый год 11 июля, день обретения мощей Преподобного Аркадия, возглавлять Крестный ход по городу.
В 1866 году 27 мая обитель посетил и служил в Спасском храме Божественную литургию преосвященный Антоний (Амфитеатров), епископ Смоленский и Дорогобужский.

С 1887 по 1909 год монастырем управляла игумения Сергия, в миру мещанка города Вязьмы Ефросиния Петровна Пузенькина, получившая образование в Смоленском женском епархиальном училище. Сорок пять лет своей жизни игумения Сергия провела в трудах и заботах на пользу Аркадиевской обители. В 1865 году ее зачислили в монастырь послушницей, в 1866 году она была пострижена в рясофор, а в 1882 году в малую схиму (мантию). Начав свое послушание с чтения в храме и рукоделия в мастерской, она с 1872 года безвозмездно преподавала в городской начальной школе для бедных детей. Скончалась игумения Сергия 10 апреля 1909 года. При ней обителью приобретено Касплянское озеро в Поречском уезде (ныне озеро находится на территории Смоленского района), сдаваемое в аренду. В 1908 году в монастыре жили тридцать семь монахинь и сто тридцать восемь послушниц. Служили два священника, диакон и псаломщик. Летом вокруг обители совершались два крестных хода: один 11 июля по старому стилю, второй — 28 августа, в память избавления монастыря от пожара в 1879 году, когда в этой части Вязьмы в море пламени уцелел только он один.

В августе 1909 года указом Священного Синода настоятельницей Аркадиевского монастыря назначена пятидесятилетняя монахиня Агния, c возведением ее в сан игумении. В миру она дочь мещанина города Мещовска Калужской губернии — Анна Семеновна Костина. Образование она получила в Мещовском приюте. В 1887 году Анна Семеновна принята в Аркадиевский монастырь послушницей, в 1907 году приняла иноческий постриг, с 1908 года выполняла послушание благочинной обители. До какого времени она управляла монастырем неизвестно, так как архивных данных после 1915 года обнаружить не удалось.
После событий октября 1917 года и в довоенный период история Вяземского Аркадиевского женского монастыря фактически не исследована. По рассказам старожилов обитель закрыта в первые послереволюционные годы. В конце 1921 – середине 1922 годов обязанности настоятельницы исполняла монахиня Клеопатра (Савина). В Спасском храме богослужение совершалось до 1929 года, когда по решению исполкома горсовета он был изъят у верующих и закрыт. Часть сестер обители, покинув ее, ушла в мир. Многие из насельниц, оставшихся в монастыре, по воспоминаниям горожан, после издевательств и насилия были расстреляны в лесу на Русятке. Cколько их было, кто они эти новомученицы Российские, отдавшие свою жизнь за веру Православную, пока покрыто мраком тех темных лет. Они остались в сердцах и в памяти вязьмичей. Большинство зданий Аркадиевского монастыря были разрушены и разорены. Хозяйство распалось и пришло в упадок, имущество расхищено.
Спасский храм, пострадавший в ходе боев за город долгие годы простоял в полуразрушенном виде. В 1950-60 годы в хорошем состоянии еще были западная часть монастырской стены от Святых ворот до круглой угловой башни; вся северо-западная и северная часть стены от круглой башни вдоль берега реки Вязьмы до Спасской башни крепости; колодец у северной стены; два жилых двухэтажных корпуса.

К сожалению, вторая половина ХХ века оказалась не менее жестокой к православным святыням старинного русского города, чем первая его половина. В настоящее время из построек Аркадиевского монастыря сохранились: храм в честь Всемилостивого Спаса, который после реставрации 1976-1980 годов используется под центральную городскую библиотеку; здание богадельни, где размещается литературный салон; хозяйственный корпус с просфорной и погребами, в настоящее время принадлежащий частным лицам. Ограда обители при строительстве пристройки к средней школе №1 в конце 1970 годов, прокладке теплотрассы и других хозяйственных работах фактически уничтожена. Восстановлены лишь Святые врата и северо-западная круглая башня.

Аркадиевский монастырь, славившийся не только в Вязьме, на Смоленщине, но и по всей центральной России своим хором, молитвенницами и рукодельницами, к концу ХХ века фактически на половину потерял свой исторический облик. Сохранившийся храм Всемилостивого Спаса вселяет надежду, что он будет возвращен Церкви. И в этих стенах будет совершаться Божественная литургия, а пред иконой преподобного Аркадия, на месте его духовных подвигов вновь затеплится лампада и потечет нескончаемая молитва к Богу.

Вяземский Аркадиевский монастырь в архивных документах

Для сохранения исторической памяти о людях, событиях и материальных объектах их окружавших особое значение всегда имели государственные, областные и местные архивы. В них мы часто находим те рукописные или печатные документы, которые становятся основой для небольших исследований и больших работ. Документы, относящиеся к истории Вяземского Аркадиевского нештатного общежительного девичьего монастыря, хранятся в архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленска и Вязьмы. Надо признать, что их осталось немного, но и оставшиеся позволяют нам проследить становление, существование, закрытие и последующие состояние этой обители с XVIII века до наших дней.

В фондах Российского Государственного исторического архива (РГИА) в городе Санкт-Петербурге хранится небольшая рукопись середины XIX века «Историко-статистическое описание Смоленской епархии», составленная ректором Смоленской семинарии архимандритом Фотием, профессором семинарии священником Михаилом Карчевским, учителем семинарии Иваном Поповым и коллежским советником Христофором Бальбуциновским. В разделе «О/ Монастырях/ Смоленской Епархии/ Упраздненных» находим краткое описание Вяземского Ильинского Девичьего монастыря, сестры которого после упразднения обители в 1780 году создали общину, из которой в 1832 году при Преосвященном Иосифе (Величковском), епископе Смоленском и Дорогобужском был образован Аркадиевский монастырь. Эта рукопись была передана преподавателю Смоленской Духовной семинарии, магистру богословия Николаю Васильевичу Трофимовскому, он ее незначительно переработал и в 1865 году она издана под тем же названием.

В научном архиве Института истории материальной культуры (ИИМК) РАН в Санкт-Петербурге находятся «Метрики для получения верных сведений о древне-православных храмах Божиих, зданиях и художественных предметах». Метрику об Аркадиевском монастыре в городе Вязьме заполнил 1 августа — 28 сентября 1892 года священник Василий Чанцов, служившей в обители. В ответе на второй вопрос Метрики он подробно описывает историю, произошедшую со Спасской башней Вяземской крепости, переданной обители в 1836 году. В седьмом пункте приведены названия всех престолов храма Всемилостивого Спаса. В 1896 году вышла, написанная о. Василием брошюра «Вяземский Аркадиевский Девичий монастырь».

В научном архиве Государственного Литературного музея в Москве можно ознакомиться с картотекой историка и археолога Николая Петровича Чулкова (1870-1940), участника работы над «Русским провинциальным некрополем». В ней собраны в алфавитном порядке описания захоронений по пятнадцати губерниям Российской империи, многие из которых после 1917 года по понятным причинам утрачены. В этой картотеке, опубликованной отдельным сборником в четвертой книге альманаха «Река времен» можно найти и могилы, до середины семидесятых годов прошлого века, находившиеся на территории Аркадиевского монастыря, за алтарем Спасского храма. Кроме настоятельниц и насельниц обители, священнослужителей, здесь были погребены и представители многих дворянских и купеческих родов.

В библиотеке Российского государственного архива древних актов (РГАДА) в Москве есть труд известного русского статистика Василия Васильевича Зверинского «Материал для историко-топографического изследования о православных монастырях в Российской империи», изданный в начале девяностых годов XIX века. В первом томе под № 18 находим краткое описание Аркадиевского монастыря.

В Государственном архиве Смоленской области в фонде Канцелярии епископа Смоленского и Дорогобужского хранится «Послужной список монахинь, старших послушниц и младших…» за 1901 год, содержащий краткие данные обо всех насельницах монастыря в начале XX века. Он подготовлен при игумении Сергии (Пузенькиной), управлявшей обителью в 1887-1909 годах, при епископе Смоленском и Дорогобужском Петре (Другове). В 1901 году в Аркадиевском монастыре было 134 насельницы, 38 монахинь и 96 послушниц.

В этом же архиве, в документах Смоленской духовной консистории сохранилась «Оценочная опись храмов и других зданий Аркадиевского нештатного общежительного девичьего монастыря», составленная в 1910 г при Преосвященном Феодосии (Феодосиеве). В ней указаны храмы, церковно-приходская школа, часовня, их состояние и стоимость.
В Вяземском филиале Государственного архива Смоленской области в дореволюционных документах в фонде «Аркадиевский женский монастырь Вяземского городского благочинного округа Смоленской епархии» находится «Список сестер монастыря», составленный в 1891 году при епископе Смоленском и Дорогобужском Гурии (Охотине) и при той же настоятельнице – игумении Сергии. В середине 1860 годов было 96 монахинь и послушниц, а по приведенному документу их уже было 152 человека. (7)
В фонде Вяземского Духовного правления сохранился рапорт настоятельницы обители игумении Аркадии (Шаховской), управлявшей монастырем в 1857-1887 годах, Высокопреосвященнейшему Тимофею (Вещезерову), архиепископу Смоленскому и Дорогобужскому от 28 июня 1858 года с ходатайством «О дозволении Аркадиевскому Девичьему монастырю служить каждую субботу после Литургии молебствие Преподобному Аркадию, Акафист Божией Матери со звоном». (8)
В другом деле данного фонда хранится «Прошение послушниц Аркадиевского монастыря, испрашивающих разрешения отлучиться им в город Киев для поклонения мощам» угодников Божиих от 27 июня 1858 года.
В документах Вяземского уездного училища Московского учебного округа есть рукопись «Историческая записка Вяземских училищ», составленная в первой половине XIX века. Из нее мы узнаем, что 14 июля 1837 года в 7 часов утра «Его Императорское Высочество наследник цесаревич Александр Николаевич …помолившись в женском монастыре Св. Аркадия позволил отправиться по тракту к городу Смоленску».

В документах Отдела коммунального хозяйства исполнительного комитета Вяземского городского Совета депутатов трудящихся есть «Список муниципализированных домов по гор. Вязьме», составленный сотрудниками исполкома в 1918 году. В нем под № 163 по ул. Терновской или Ленина, 15 числится «Дом Аркадиевского монастыря».

В документах Отдела Управления Вяземского уездного исполнительного комитета за 1922 год хранится рапорт Преосвященного Венедикта (Алентова), епископа Вяземского, вступившего в управление Вяземским Церковным Викариатством Смоленской епархии 19 января 1922 года. Он сообщает, что к концу октября этого года «был ликвидирован Вяземский Аркадиевский Монастырь и копия с описи имущества его, хранящейся у бывших сестер его, представляется при сем в 2-х экземплярах». Этот документ «Опись зданий и богослужебных предметов, находящихся в церкви пр. Аркадия в г. Вязьме» и его копия можно найти в документах фонда. В описи указан каменный храм Всемилостивого Спаса, его приделы, их состояние, краткое описание иконостасов (число ярусов), икон, богослужебных предметов и колоколов. За настоятельницу расписалась монахиня Клеопатра (Савина).

В фонде Отдела Управления исполкома есть и «Протокол изъятия церковных ценностей» от 29 марта 1922 года. Из него известно, какие богослужебные предметы, кресты, оклады, ризы и монеты были изъяты в монастыре. Так же указаны фамилии членов комиссии исполкома, трех сестер и священника. В этот период в уже закрытом монастыре служил иерей Евфимий Алмазов. В ведомости «Сведения об изъятии ценностей церквей города Вязьмы Смоленской губернии» под № 11 указан Аркадиевский Женский монастырь, из которого изъято 2 пуда 2 фунта 61 золотник серебра и 18 фунтов и 6 золотников медных монет.
В период со второй половины 1920 годов до начала 1980 годов в документах Вяземского исполкома нет сведений о храмах и зданиях бывшего Аркадиевского монастыря. Они начинают появляться в период подготовки города к «Олимпиаде-80».
Так в документах Вяземского исполнительного комитета городского Совета подшито решение №88 от 20 марта 1980 г. «Мероприятия по подготовке памятников города Вязьмы к «Олимпиаде-80». В нем рекомендуется закончить реставрацию Спасской церкви бывшего Аркадиевского монастыря, которую уже тогда арендовала центральная районная библиотека, до 1 мая 1980 г.

Все вышеприведенные источники, с использованием печатных изданий XIX-XX века и современных, церковных устных преданий позволяют проследить историю обители и составить ее достоверное описание.

Церковь Спаса Всемилостивого

Церковь Спаса Всемилостивого — бывший православный храм Русской Православной церкви. Расположена в городе Вязьма Смоленской области. Спасский собор находится на территории бывшего Аркадиевского монастыря, памятник архитектуры конца XVIII века.

Впервые в письменных источниках Вязьма упоминается в 1239 году – тогда город был отдан в удел Андрею Долгая рука, сыну смоленского князя Владимира Рюриковича. В 1403 году Вязьма в числе удельных городов Смоленской земли вошла в состав Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского, но уже в 1493 г. в период русско-литовской войны 1487-1494 была захвачена Московским княжеством. Во времена Ивана Грозного Вязьма была приписана к опричнине. Иван Грозный посещал город в 1563 и 1566 гг. и присутствовал на богослужении в Соборной церкви.

В Смутное время в окрестностях Вязьмы происходили крестьянские волнения, после вторжения польских войск город неоднократно переходил из рук в руки. В 1612 году Вязьма направила в ополчение князя Пожарского свой отряд. После окончания войны город отошёл к Русскому царству, здесь происходил обмен пленными между сторонами. Тем не менее, продолжались набеги поляков на Вязьму, и в 1630-х годах царь Михаил Фёдорович приказал возвести в городе новые укрепления. К 1632 году была создана новая крепость – Большой нижний город. В 1654-1655 годах Вязьма временно стала резиденцией Российского правительства: возвращаясь из Смоленска с войском, царь Алексей Михайлович из-за разразившейся в Москве эпидемии вынужден был остановиться в Вязьме. Сюда же прибыли патриарх Никон и вся царская семья. В городе был построен деревянный дворец.

В Отечественную войну 1812 г. около Вязьмы русские войска нанесли поражение отступавшей наполеоновской армии. В честь этого события в городе сооружены два памятника.

Осенью 1941 г. в ходе операции «Тайфун» под Вязьмой во вражеское окружение попало множество соединений Красной армии. В октябре 1941 в боях под Вязьмой погибло около 400000 советских граждан, а город был оккупирован немецкими войсками. 12 марта 1943 года войсками Западного Фронта в ходе Ржевско-Вяземской операции город был освобождён силами 5-й и 33-й армий. В ходе боёв Вязьма была практически полностью разрушена. В 2009 г. городу было присвоено звание «Город воинской славы».

XVI век. Первые упоминания.

На месте, где сейчас расположен Спасский храм, трудился и подвизался на поприще святости и благочестия преподобный Аркадий Вяземский. Жизнь преподобного Аркадия, его явления и чудеса по смерти, тесно связаны с историей местности и с судьбой Вяземского Аркадиевского монастыря.

17 апреля 1525 года, явившись перед утреней в видении, с зеленым деревом в правой руке, повару вяземского воеводы Григория Бобрищева-Пушкина, благоговейному и набожному Авдию, преподобный Аркадий сначала на вопрос Авдия изъяснил, что зеленое дерево в руке его означает «данную ему от Бога власть отгонять от града Вязьмы всякий гад и супостаты», потом строго заповедал Авдию объявить жителям Вязьмы, чтобы они «любимое место святых подвигов его в Вязьме, около собора, оградили и предохранили от всего скверного и нечистого, и чтобы тот камень, на коем любил он некогда, при жизни, изливать душу свою в молитвах к Богу, почтили благоговейно». По всей вероятности тогда же, или вскоре после того была устроена на том месте церковь Всемилостивого Спаса с приделом преподобного Аркадия, славная богатством и церковной утварью, о которой упоминается в старинных писцовых книгах Василия Волынского под 1594 годом.

XVII – XVIII вв. Возникновение монастыря.

В конце XVI столетия, в царствование Бориса Годунова, церковь Всемилостивого Спаса была исправлена и переименована в церковь Происхождения Честных Древ. В то же время усердием вязьмичей устроена была здесь другая церковь – в честь Владимирской иконы Божией Матери. В нашествие ляхов обе эти церкви были разграблены и во многом повреждены. С 1612 по 1660 гг. они находились в совершенном запустении и, в качестве приписных, принадлежали к собору.

В 1661 году преподобный Аркадий чудесно спас и защитил Вязьму от литовцев. Литовский пан Пац, не дойдя до города тридцати километров, остановился чтобы отдохнуть и подготовить войско к нападению. Преподобный Аркадий в облике молодого юноши явился в литовском стане, побил многих людей мечом и строго возбранял им идти на Вязьму. Литовцы в страхе и смятении бежали.

Спасенные вязьмичи в благодарность Преподобному на месте ветхих и поврежденных церквей решили устроить здесь новую церковь во имя преподобного Аркадия. Но такое намерение не было благоугодно святому Аркадию и он, явившись в том же 1661 году на поле одному благочестивому и набожному пастуху, вязьмичу Сергию, заповедал ему возвестить всем жителям города: устроить церковь Всемилостивого Спаса на прежнем месте. По втором и третьем явлении святого Аркадия с тем же повелением, старец Сергий, оставив все сомнения свои, бросил стадо и придя в город поведал горожанам о явлении преподобного Аркадия и заповеданное им. Вязьмичи устроили на указанном месте церковь во славу Всемилостивого Спаса. Сергий же принял постриг с именем Спиридон и основал на том месте монастырь. Как долго просуществовал тот монастырь неизвестно. Известно только, что в начале XVIII века монастыря этого здесь уже не было.

По закрытии и упразднении в конце 1779 года Вяземского Ильинского девичьего монастыря 19 монахинь с позволения генерал-губернатора князя Николая Васильевича Репнина поселились при церкви Спаса Всемилостивого и выстроили здесь каменную богадельню. Летом 1783 года строительство было окончено. Таким образом на месте святых подвигов преподобного Аркадия образовалась женская община.

XIX век. Возрождение монастыря.

В 1812 году церковь Всемилостивого Спаса была разграблена и частично сожжена французами. Богадельня также была предана огню. После изгнания врагов из России, церковь Всемилостивого Спаса долго оставалась в развалинах. При помощи настоятеля Троицкого собора – протоиерея Стефана Горанского и усердием начальницы общины Натальи Павловой, монахиням удалось собрать необходимую сумму для восстановления храма и богадельни. К 1820 году работы были закончены. Но еще долгое время у церкви Всемилостивого Спаса не было своего священника и храм был приписан к Троицкому собору. В 1832 году постановлением Святейшего Синода было разрешено образование нового монастыря из Аркадиевской женской общины. 1 октября 1832 постановление было утверждено Государем Императором, а 11 декабря того же года была приведено в исполнение местным начальством.

Открытие монастыря было торжественным. Жители окрестных мест и ближайших уездов заблаговременно прибыли в город для молитвенного участия в событии. Торжество открытия или, вернее, возрождения святой обители было общее и продолжалось несколько дней подряд.

В декабре 1832 года число подвижниц новооткрытой обители увеличилось и достигло 43. Настоятельницей монастыря единодушно была избрана Наталия Павлова, столь много сделавшая для обители. В 1833 году Наталия Павлова была пострижена в монашество с именем Нимфодоры. Но по расстроенному здоровью она испросила разрешения пребывать в уединении. 9 мая 1833 года епископ Смоленский Иосиф назначил игуменьей Аркадиевской обители монахиню Августу из Смоленского Вознесенского монастыря. Монахиня Августа происходила из рода князей Ширинских-Шахматовых. Стоит отметить, что Наталия Павлова еще долго жила в монастыре и умерла на святой неделе 31 марта 1847 года на 109 году жизни.

15 июля 1833 года игуменья Августа вступила в управление Вяземским Аркадиевским монастырем. И при этом пожертвовала на пользу монастыря все свое значительное состояние. В короткое время многое в монастыре было перестроено и улучшено. При Августе в монастыре открылась школа для девиц духовного звания, позднее преобразованная в церковно-приходскую школу.

Преемницей Августы в 1857 году стала игумения Аркадия, урожденная Шаховская. Она управляла Аркадьевским монастырем тридцать лет, до 1887 года. Монашествующих с послушницами насчитывалось в ту пору до ста человек. Далее во главе обители с 1887 по 1909 год стояла игумения Сергия, в миру мещанка Ефросиния Петровна Пузенькина, получившая образование в Смоленском женском епархиальном училище. Она отдала монастырю сорок пять лет жизни. Следующей и, вероятно, последней настоятельницей Аркадиевской обители была игумения Агния, в миру – дочь мещовского мещанина Анна Семеновна Костина, жившая в Аркадиевском монастыре с 1887 года. К 1917 году в Аркадиевском Вяземском монастыре подвизались 43 монахини и 152 послушницы. Обитель владела 190 десятин земли.

Особо же чтимой святыней в монастыре являлся тот самый камень, на котором молился преподобный Аркадий. Камень этот был обнесен каменной часовней, в которой пред иконой преподобных Ефрема и Аркадия постоянно горела неугасимая лампада.
XX век. Закрытие монастыря.
В 1922 году монастырь был закрыт, многие насельницы приняли мученическую кончину в районе Русятки, остальных выслали в Казахстан. В Спасском храме богослужение совершалось до 1929 года, когда решением исполкома он был закрыт. При возведении пристройки к школе и прокладке теплотрассы каменная монастырская ограда, за исключением небольшой круглой башни, была уничтожена.

Наши дни. Церковь Спаса Всемилостивого.

Собор Спаса Преображения занимает центральное место в ансамбле. Первоначальный храм почти со всех сторон был закрыт поздними двухэтажными объемами. Здание имеет вид цельного массива, с тремя апсидами на востоке и с пристройками по сторонам колокольни на западе. Фронтоны над проемами по трем осям с восточного и южного фасадов повышают значение этих выступов, которые воспринимаются как рукава креста.

На южной стене четверика самого храма различимы следы окон и фронтонов 1830-х гг. Наиболее интересны уцелевшие фрагменты конца XVII века. На северной и южной стенах первоначальной трапезной видны остатки окон по трем осям. В три оси располагались, вероятно, и окна на стенах четверика. У всех проемов арочные перемычки и обрамления нарышкинского барокко.

В помещениях нижнего этажа сохранились коробовые своды. В 1976-1980 гг. Спасский храм был отреставрирован. С декабря 1990 года здание использовался, как Центральная районная библиотека.
В настоящее время передан Вяземской епархии.

Читайте так же в
Вяземская епархия в ВконтактеВяземская епархия в Telegram